В четверг 29 декабря на кухонные посиделки в редакцию газеты «Коммерческие вести» пришел депутат Государственной думы Российской Федерации Виктор ШРЕЙДЕР. На тот момент еще и мэр города Омска, находящийся с 12 декабря, по его словам, в отпуске без сохранения заработной платы. По традиции «КВ» делатся с читателями самыми интересными деталями этой встречи.
— Виктор Филиппович, хотелось бы услышать из прямого непосредственного источника – от вас – причины того, почему вы покинули пост мэра. Какие у вас были мотивы?
— Избрание депутатом Государственной думы.
— Но мы же вас голосовали...
— Но вы за меня голосовали и как за кандидата в депутаты Госдумы.
— Нет, как за кандидата мы за вас не голосовали…
— А вы бюллетень читали?
— Нет, мы голосовали за другие партии, а вот как за мэра голосовали.
— Некоторые ваши коллеги писали, что вот мэр так долго молчал и не говорил о решении, которое принял. Я не говорил, потому что еще не было такого решения. Оно было принято в последний момент. И оно было консолидированным, а не решением одного только ШРЕЙДЕРА. Это решение и Аппарата Президента, и руководства партии «Единая Россия», и полпреда в Сибирском федеральном округе.
— А можно фамилии? Аппарат Президента и руководство партии как-то абстрактно звучат.
— Аппарат Президента – это координатор ГУБИН Денис Станиславович по региону Омская область, руководство партии «Единая Россия» — НЕВЕРОВ Сергей Иванович, полпред – ТОЛОКОНСКИЙ Виктор Александрович. С ними были длительные консультации. Многое зависело от позиции кандидата № 1 по региональному списку – ПОЛЕЖАЕВА Леонида Константиновича. Он долго думал и принимал решение. Видимо, и у него были консультации. Очевидно было одно: либо ПОЛЕЖАЕВ, либо ШРЕЙДЕР, чтобы снять напряжение, должны перейти в Государственную думу. Вот и все. Никаких тайн мадридского двора здесь не было, нет и не будет. Я ответил на ваш вопрос?
— Ну не совсем, разве не было двухлетней травли…
— Была. Город потерял за этот период, как минимум, на мой взгляд, миллиардов пять.
— Налогами?
— Не только. Субвенции, дотации, реализация плана подготовки к 300-летию Омска с точки зрения федеральной составляющей: в 2010 году было 400 миллионов, а в 2011-м – ноль. Это следствие несогласованности позиций региональной и городской властей. Вместе можно было бы совершенно спокойно эти задачи решать. Вот только один штришок: если вы обратили внимание, в официальной речи руководителей правительства Омской области слово Омск отсутствует, там есть только «областной центр».
А что это за пресловутые 600 миллионов, которые область отказалась получать из Минфина России? Речь идет о кредите?
О бюджетном кредите под 2,5% годовых, но с высокой долей вероятности безвозвратном, который списывается, – это общая практика. То есть по сути это субвенция. Но в форме бюджетного кредита.
— Эти 600 миллионов должны были быть выделены в рамках подготовки к 300-летию?
— Да, в рамках подготовки.
— Тогда они должны были быть направлены на конкретные проекты. На какие?
Завершение строительства путепровода по улице 21-я Амурская – там 80 млн необходимо. Порядка 350 млн – на первую очередь путепровода по Торговой, чтобы снять там напряженнейшую ситуацию. И реконструкция улицы 21-я Амурская – там требуется расширение – это уже в рамках третьей очереди путепровода.
— Эти объекты есть в программе подготовки к 300-летию?
— Естественно. На 2012 год планом предусмотрено выделение 840 млн рублей. Пока, правда, федеральный бюджет не определился, что это будет – бюджетный кредит, субсидия или субвенция. Но сумма уже прописана. Я встречался с руководителем Федерального агентства дорожного развития Российской Федерации и уже знаю, что сумма есть.
— Ну, значит, мы не потеряли. Деньги просто перенесли на следующий год.
— Мы потеряли 600, потому что 840 – это уже план 2012 года. А план 2011 года был 600 миллионов. К тому же механизм финансирования не изменен: все равно с точки зрения бюджетного законодательства деньги придут сначала в субъект, а потом субъект их направит в муниципалитет. Нет прямого финансирования из федерального бюджета муниципалитетов. И в этом случае областной бюджет чисто теоретически может опять отказаться от этой суммы, сославшись на какие-то свои сложности.
— Но губернатор уже заявил, что будет строить путепровод в Кировском округе.
— Он заявил, что есть план решения городских финансовых проблем. Но покажите мне этот план. Я хоть посмотрю. Пока есть некие мысли, проекты, но нет документа.
— Ну нет, так будет. Есть уже распоряжение по этому поводу. Главного они добились и теперь могут напрямую заниматься городом.
— Чего добились?
— Изгнания неугодного мэра. То есть вас.
— Я не комментировал бы эту ситуацию, но совершенно гарантированно говорю: не добились.
— У нас в Омске была аналогичная ситуация с РОЩУПКИНЫМ, когда после продолжительной войны города и области его забрали в Москву. На ваш взгляд, похожая ситуация?
— Не совсем. У Валерия Павловича не было выбора. В тот период ситуация была значительно жестче в части возможных последствий для Валерия Павловича.
— Но тогда вы вместе с рядом глав округов активно не поддержали Валерия РОЩУПКИНА в его противостоянии с губернатором.
— Я бы сказал так: мы не поддержали его некоторые действия, которые были направлены не на пользу тех функций, которые исполнял город. Прежде всего, речь шла о социальной сфере. Например, в тот период он, на мой взгляд, совершенно необоснованно принял решение о централизации функций по здравоохранению, по образованию только на уровень администрации города. Эти функции исполняли мы в округах. И довольно эффективно исполняли. За 3, 4-летний период все лечебные учреждения Центрального округа были отремонтированы за счет окружного бюджета – в 90-е годы у округов были бюджеты. Это тогда была не территориальная единица, а административно- территориальная – и бюджет был, и самостоятельность определенная финансовая была, и так далее. Валерий Павлович объединил тогда эти функции на уровне города — вот это и было предметом несогласия лично моего и некоторых моих коллег, а не потому, что нам не нравился РОЩУПКИН как таковой. И письмо наше совместное было как раз в этой части – если вы поднимите документы, а не в части того, что РОЩУПКИН плохой и его надо отправить в отставку. Нет. Просто в том периоде ситуация технологическая наложилась на ситуацию политическую.
— Вы сейчас поддерживаете ту свою позицию?
— Естественно. Но изменилось законодательство, поэтому то, что возможно было сохранить за округами, придя на пост мэра города Омска, я сохранил. Я назад вернул отдельные функции, правда, не в полном объеме, потому что федеральный закон я изменить не могу, и бюджет им передать был уже не вправе.
Но все же тогда было противостояние губернатора и мэра, и в этом противостоянии в конечном итоге вы стали на сторону губернатора.
Нет. Еще раз повторяю – нет. У нас просто было наложение по времени, и та сторона это использовала с точки зрения политической ситуации.
Тогда вы были против передачи ряда функций из районов в город, сейчас вы вынуждены отдавать здравоохранение уже из города в область…
Федеральный закон определил передачу полномочий на уровень субъекта в части медицинского обеспечения населения, но он дал возможность субъекту эти полномочия делегировать муниципалитетам с обеспечением финансового ресурса. Что, кстати, во многих областных центрах и произошло.
— Но раз они у нас перешли в область, то и финансовые ресурсы должны отойти туда же.
— В части и перешло. Ведь финансово-ресурсное исполнение полномочий по медицинскому обеспечению населения – в рамках тех полномочий, которые определены 131-ФЗ, это первичная медицинская помощь и скорая помощь – не были в Омске обеспечены полным рублем с точки зрения финансового ресурса — нам по бюджетной классификации только 2,5 млрд было выделено при расщеплении налогов на обеспечение полномочий из консолидированного бюджета. А все остальное, 1,9 млрд рублей, городской бюджет отрывал от других отраслей благоустройства, ремонта, образования, культуры и спорта, для того чтобы первоочередные нужды медицинского обеспечения профинансировать. Вот что не учитывается той стороной.
— То есть по 2,5 млрд спора нет?
— По 2,5 млрд мы и не спорим – мы отдали их. А вот вторая часть – вопрос есть. Просто никто об этом не говорит.
— Слышали, что мэрия решила подать иск в суд по этому поводу?
— Иск будет подан в обязательном порядке. У нас его могут принять к рассмотрению только с начала 2012 года.
— Почему?
— Потому что исполнение бюджета начинается с 1 января 2012 года. Как только наступит факт исполнения бюджета, сразу же у нас появляется повод для подачи иска.
— Он уже составлен?
— Конечно. И первый шаг, который мы будем предлагать на рассмотрение суда, – наложение обеспечительных мероприятий, поскольку в соответствии с бюджетным кодексом расщепление идет с момента поступления налоговых платежей. 10 января все мы выходим на работу – начнутся платежи, и сразу же казначейство областное будет производить расщепление долей по процентному соотношению, установленному Законодательным собранием Омской области. То есть с учетом отрицательного трансферта. Чтобы этого не произошло,мы подаем ходатайство, чтобы это расщепление в части отрицательного трансферта не применялось до решения суда по существу.
— А что с имуществом медицинских учреждений?
Передаем области полностью. Мы уже подготовились, все решения провели, все необходимые паспорта — все готово. Передаем даже те автомобили, что приобретались за счет бюджета города для персонала медицинского. Более того, сделали и то, за что пытались нас заранее критиковать, и даже губернатор несколько раз говорил, что город бросит медиков и не будет выплачивать заработную плату. Мы заканчиваем выплату декабрьской зарплаты медикам по 1 января включительно. Хотя и по трудовому законодательству. и по соглашению с профсоюзами срок выплаты у нас до 5 числа следующего месяца. Но мы, несмотря ни на что, выдали. Плюс: мы приняли решение и с 1 декабря 2011 года повысили на 25% зарплату среднему и младшему медперсоналу. И выплатим эту надбавку.
— Сегодня еще идет судебное разбирательство по поводу отставки мэра Омска с 21 декабря и назначения выборов нового главы города на 4 марта…
— Идет судебное разбирательство по поводу подписания акта рядом депутатов горсовета и его опубликования, посмотрим, какое решение примет суд.
— В любом случае до 10 января ни «Вечерний Омск» ни «Третья столица» — официальные публикаторы городских документов — уже не выйдут. Поэтому вероятность назначения выборов мэра на 4 марта – нулевая.
— Да, и я думаю, это правильно.
— Почему?
— Я бы вообще на месте федеральных властей освободил выборы президента от всех прочих выборных кампаний. Мы будем выбирать руководителя страны на 6 лет. Ничего страшного не будет, если выборы не только мэра, но и городского совета будут не в марте. А в более поздний срок, в соответствии с уставом города.
— Но экономия бюджетных средств?
— Напечатать бюллетени — это, как минимум, 80% затрат на кампанию. Что такое остальное? Избирательная комиссия вы знаете, какой период зарплату получает?
— Какой?
— В день голосования.
— Но разговор шел о затратах в объеме 40 миллионов.
- Я уже говорил, что из них миллионов 30 идет на бюллетени. Их же все равно печатать надо.
- Что-то многовато – 30 миллионов. Мы ведь тоже печатаем газету в типографии – не может печатание бюллетеней стоить так дорого.
— В городе Омске 914 тысяч избирателей. Сколько один бюллетень может стоить на мелованной хорошей бумаге с трехступенчатой защитой?
— С защитой сказать трудно. Но без защиты, думаем, меньше миллиона.
— А вы запросите данные в типографии. Сделайте журналистское расследование.
— Как вы относитесь к мнению, что споры о дате связаны только с тем, чтобы провести выборы мэра после окончания сроков полномочий губернатора или до?
— Я не увязывал бы выборы со сроком окончания полномочий губернатора. Это разные процессы. И еще не факт, что полномочия губернатора будут прекращены 24 мая 2012 года. Вы, наверное, слышали, что президент дал поручение внести в Государственную думу до 15 февраля 2012 года законопроект о выборности губернаторов. Поэтому не факт еще, что полномочия прекратятся. Жизнь покажет.
— Вы как депутат постоянно будете находиться в Москве?
— Нет, не постоянно. И в Омске тоже. И кабинет у депутата Госдумы ШРЕЙДЕРА будет по адресу: Гагарина, 34, второй этаж – там же, где сегодня находится кабинет мэра города Омска. Будет только другая табличка – Депутат Государственной думы ШРЕЙДЕР Виктор Филиппович". Кстати, уже оформлена аренда на кабинет. Все по закону.
— На какой срок?
— На период полномочий депутата Государственной думы.
— Будучи депутатом Думы, вы будете иметь реальную возможность чем-то помогать городу Омску?
— Моя главная цель как раз в этом и заключается. Взять хотя бы только план подготовки к 300-летию Омска. Там федеральная составляющая — 37 миллиардов рублей. Если разделить на четыре, это девять миллиардов рублей в год — второй бюджет города. Конечно, потребуется потратить очень много времени, нервов, сил и много еще чего, чтобы добиться этих финансовых ресурсов. С позиции депутата Госдумы у меня на порядок больше возможностей решить эту задачу, нежели в статусе мэра Омска.ъ
— Непонятно: мэр миллионного города или один из четырехсот депутатов Государственной думы.
— Надо понимать простую вещь: мэр даже миллионного города — это всего-навсего глава местного самоуправления. Не величина определяет статус и возможность вхождения в кабинеты федеральных чиновников, а уровень власти. Муниципальной власти, к сожалению, недоступны кабинеты федеральных чиновников. Каким бы авторитетом ни пользовался ШРЕЙДЕР как человек, но он — глава местного самоуправления. Этим все сказано. Ни одна бумажка не принимается к рассмотрению с муниципального уровня. Только с уровня субъекта и выше. Поэтому то, что мы там добивались и решали, мы добивались разными путями – через обращение депутатов Госдумы, через Валентина ЧЕРНЯВСКОГО, например, много удавалось решить, через область, когда еще были нормальные взаимоотношения. Все письма на федеральный уровень принимаются, если только подписал губернатор или федеральный депутат.
— Говорят, вы собираетесь предложить другим омским депутатам объединиться.
— Речь идет о неформальной депутатской группе. У нас семь депутатов, которых избрали омичи. Как бы я ни относился к их партийным задачам и предпочтениям, но их избрали не только как представителей партий, но прежде всего как депутатов, которые должны защищать интересы жителей Омской области. И с этой точки зрения, я обязательно соберу депутатов, кто придет, и абсолютно убежден, что решить задачу финансирования подготовки к 300-летию вместе будет нам значительно легче и проще, нежели будет один ШРЕЙДЕР биться, а остальные занимать некую иную позицию. Тогда может возникнуть к ним вопрос: вы говорили, что собираетесь представлять интересы жителей? А почему тогда ваши слова с делом расходятся?
— Началась кампания по грядущим выборам в горсовет. На прошлых выборах на рекламных щитах ряда кандидатов в депутаты были надписи «ШРЕЙДЕР поддерживает». Было же такое?
— Было. И сейчас будет. Я не отрицаю, что мне небезынтересно, каков будет состав городского совета. Это ведь касается интересов города Омска. Я буду поддерживать тех кандидатов в депутаты будущего горсовета, по которым буду считать, что они принесут максимальную пользу жителям и городу Омску в целом.
— В праймериз на депутата городского совета заявились Татьяна ВИЖЕВИТОВА и, как минимум, трое глав городских округов, другие муниципальные чиновники.
— А вы не исключаете тот вариант, что ШРЕЙДЕР может возглавить региональный список от партии «Единая Россия» в городской совет?
— То есть опять паровоз?
— А почему нет?
— Есть такое ощущение, что у вас уже есть кандидатура на мэра города Омска…
— Есть.
— Кто?
— Не скажу. Еще выборы не назначены. Вот назначат выборы…
— Кстати, о выборах. Как вы считаете, почему в городе Омске 4 декабря по партийным спискам КПРФ победила «Единую Россию»?
— Это общероссийская тенденция. Если вы посмотрите благополучный и спокойный Новосибирск, то увидите, что КПРФ получила на 7,5% больше голосов, чем «Единая Россия». Поэтому говорить, что какая-то особая ситуация в городе Омске, я бы поостерегся.
— Такая тенденция действительно общероссийская. Партия власти получила меньше голосов, чем пять лет назад. Поэтому и вопрос: чего нам ожидать дальше?
— Перемен. Это серьезный сигнал прежде всего партии и руководству страны. Необходимость конструктивных перемен.
— Какие перемены, на ваш взгляд, необходимы?
— Та тенденция, которая была последние два года на усиление роли партии не с точки зрения политического механизма, а с точки зрения административного рычага. – это неправильно. Партия — это прежде всего политический механизм. Есть кому управлять – правительство страны, администрации субъекта, муниципалитета – это их функция. Когда партия начинает заниматься несвойственной ей функцией управления – возникают проблемы. Они объективны. Они были в КПСС. И ЧЕРНОМЫРДИН абсолютно прав, когда говорил: что бы мы ни делали, у нас кроме КПСС ничего не получается. Поэтому мы совершили ту же ошибку, которую уже совершали. Это мнение большинства членов партии.
— Говорят, что вы поддержали требования митинга в Омске?
— Несколько не так. Я говорил о том, что, на мой взгляд, и губернатор, и правительство области, и региональное отделение партии «Единая Россия» должны были отреагировать на те сигналы, которые подает общество, – я имею в виду то, что было у нас у Музыкального театра. Много ли, мало ли, но это часть жителей, которые высказали свою позицию. Но этого не произошло. Я говорил именно об этом.
Почему вашим первым замом и соответственно, и.о. мэра стала именно Татьяна ВИЖЕВИТОВА, а не кто-либо иной?
Определяющими были знание дела и деловые качества. И тот факт, что она, как минимум, 25 лет в системе местного самоуправления.
— Кто-либо ушел в последнее время из муниципалитета в отставку?
— Никто, кроме Владимира ПОТАПОВА, который ушел по состоянию здоровья, что бы там ни говорили по этому поводу. Позавчера он был у меня, мы с ним пообщались. У него есть планы, и он очень квалифицированный специалист в сфере жизнеобеспечения города. Как только у него здоровье наладится, обязательно найдем возможность точки приложения его сил.
— А ДОБРЫХ сейчас где?
— Директор департамента здравоохранения.
— До 31 декабря?
— Нет. До момента ликвидации – это еще два месяца.
— Неделю назад появилась информация прокуратуры о возврате земли Новой Чукреевки. Город будет выполнять?
— В представлении прокуратуры речь идет не о возврате, а о платежах за право аренды.
— С другой стороны, если не заплачено и не исполнен договор, может, имеет смысл вернуть эти земли?
— Мы и вернули эти земли. Покажите мне документы, где эта земля отдана неким инвесторам.
— Но инвесторы говорят, что готовится мировое соглашение, где мы разделим между собой это право аренды.
— Это земля на сегодня муниципальная. Мы ее вернули назад. Никто уже не может между собой делить права аренды. По аукциону эта фирма выбрала право застройки. Ради бога! На период застройки заключен договор на аренду с обязательствами оплаты – 1,1 млрд рублей. Не выполнил эти обязательства арендатор. Мы расторгли с ним договор. Земля перешла в муниципальную собственность.
— То есть в этой конкурсной массе ФК «РУСАНТОН» нет права аренды?
— Нет.
— Идет разбирательство по поводу двух котельных и теплосетей в Амурском поселке, которые были проданы с аукциона в рамках приватизации, а через месяц-два были перепроданы покупателем чуть ли не втрое дороже, а потом еще раз через неделю — почти за сто миллионов рублей.
— А вы смотрели, кто все эти покупатели? Это одни и те же лица. Если это была какая-либо технология покупателя, то можно ли говорить о том, какая была реальная цена этого имущества?
— Но вопросы возникли.
— Вопросы возникли на фоне той волны, какую подняли некоторые СМИ. Поверьте, там нет никакой основы ни для уголовного разбирательства, ни чего-либо другого. И с точки зрения логики там нет основы обвинять муниципалитет в нелогичности. Теплоисточники не были загружены, сети в удручающем состоянии, и для того, чтобы их восстановить, нужно было не 25 миллионов, а все 70 или 80. Для чего этот чемодан без ручки?
— Если они купили у муниципалитета, то. наверное, рассчитывают на получение прибыли. Зачем тогда было покупать?
— Это их право. Они, может быть, планируют строить жилье, имея собственные теплоисточники. Может, они рассчитывают потом продавать это тепло. Ради бога. Это их право. Но обвинять муниципалитет, что, продав эти объекты, повысили стоимость тепла для населения Амурского поселка в несколько раз, — чушь полная. В итоге РЭК на 8%снизили этот платеж.
— Спасибо за встречу и желаем вам успеха на новом поприще.