Все рубрики
В Омске воскресенье, 8 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 89,8225    € 99,7156

«Холидей» и «Магнит» открыли за год по 30 магазинов в Омске и области

11 января 2012 12:52
0
2852

Прошедший год в продуктовом ритейле удался достаточно стабильным, в этом мнении сошлись все эксперты «КВ». Товарооборот в продуктовой рознице вырос, по разным оценкам, на 10-20%. Федеральные ритейлеры заметно нарастили количество торговых объектов в регионе, а местные продуктовые сети продолжили переориентацию на форматы «дискаунтер» и «гипер».

Федералы застолбили все свободные площадки

Абсолютным лидером рынка в Омской области по активности развития стала новосибирская компания «Холидей», которая не только проглотила проданную «Акцией» сеть «Килограмм», но и заняла ряд других помещений.

Напомним, что на начало 2011 года компания управляла в Омске 23 торговыми объектами — это супермаркеты «Сибириада», «Планета Холидей» и дискаунтеры «Холди». Теперь в каждом из форматов у новосибирской компании стало в разы больше магазинов, причем открылись они не только в Омске, но и в Азове, Марьяновке, поселке Ключи, в Таврическом, Москаленках, Кормиловке и Любине. Количественный прирост составил 32 магазина, и теперь в Омской области 55 объектов у этой сети. Объем вложений в новые магазины компания не раскрывает.

Еще один лидер по количеству новых открытий – краснодарская сеть «Магнит», пришедшая в Омск в 2010 году. Если на начало 2011 года компания имела в Омской области порядка 20 универсамов, то сейчас, как сообщила «КВ» менеджер департамента по работе с инвесторами сети «Магнит» Дина СВИЩЕВА, в регионе работает уже 50 универсамов, из них 10 – в районах. «На 2012 год запланировано открытие 20 магазинов «Магнит» в Омской области, 13 из которых откроются в Омске», — сообщила Дина СВИЩЕВА. Кроме того, компания ведет строительство двух гипермаркетов – на бульваре Архитекторов (средний формат) и на улице Химиков (малый формат). По словам СВИЩЕВОЙ, открытие гипермаркетов запланировано на лето 2012 года.

Напомним, что оба иногородних ритейлера получили активное развитие в Омске не с нуля: «Магнит» занял ряд помещений, ранее принадлежавших сети «Омский бекон», а «Холидей» пришел в регион, выкупив ряд магазинов у Михаила КУРЦАЕВА, а едва оправившись от последствий кризиса, в начале 2011 года приобрел еще и активы сети «Килограмм». Именно «Холидею» удалось, к примеру, договориться с владельцами известного магазина «Чайка» на Левом берегу – там теперь работает супермаркет «Планета Холидей». Немногим ранее в беседе с «КВ» гендиректор торговой группы «Наш магазин» Дмитрий ШАДРИН называл этот объект лакомым кусочком для любого ритейлера.

Еще одним событием в череде открытий стало появление в Омске первого гипермаркета сети «ОКЕЙ». Он открылся 2 ноября на пересечении улиц Химиков и Энтузиастов.

Омские предприниматели осваивают новые форматы

Сеть гипермаркетов «Низкоцен» увеличилась на шесть объектов, причем два из них открылись в Тюменской области (в городе Ишиме и районном поселке Казанское). Управляет сетью компания «Холлифуд», в распоряжении которой также 37 магазинов в формате «у дома» под вывеской «Продукты 24 часа». Совладелец «Холлифуда» Виктор ШКУРЕНКО сообщил «КВ», что товарооборот предприятия по итогам 2011 года составил порядка 1 млрд 350 млн рублей с учетом НДС. «Товарооборот существенно вырос, и для меня это стало подтверждением официальной статистики, согласно которой люди действительно впервые после кризиса стали в 2011 году преимущественно тратить, а не копить. По моим представлениям, еще в 2010 году жители Омска до 25% доходов откладывали или тратили на погашение кредитов, и эти деньги не шли на потребление, а теперь процент снижается, население настроено оптимистичнее», — отмечает ШКУРЕНКО. С ним не согласен директор ООО «НоваТор» Арсен ПОНОМАРЕВ. «Меня как предпринимателя не интересует товарооборот, меня интересует выручка. А сегодня общая тенденция такова, что покупатель ограничен в финансовых средствах, а значит, переходит к простой, доступной матрице товаров. Отсюда снижение выручки, упрощение ассортимента, избирательность. В соответствии с этим идет и переорганизация торговли», — рассказал он в разговоре с «КВ». Напомним, что в ноябре 2011 года в городке Нефтяников открылся второй «НоваТор». Формат магазина – экспресс-гипермаркет площадью порядка 1200-1400 кв. м. «Я за компактные гипермаркеты, когда предложение по ассортименту больше, а площадь меньше, это ведь гораздо удобнее для покупателя», — замечает ПОНОМАРЕВ.

Партнер Виктора ШКУРЕНКО по бизнесу, гендиректор торговой группы «Наш магазин» Дмитрий ШАДРИН в 2011 году открыл два гипермаркета «Победа маркет» — один в составе собственного торгово-развлекательного комплекса на улице Завертяева, а второй — в торговом комплексе на Хмельницкого, 287/1 (в одном здании с оптово-розничным центром детских товаров «Аквариум»). На сегодня в компании 20 супермаркетов «Наш магазин», четыре продмаркета «Репка», столько же дискаунтеров под названием «Еда» и гипермаркет «Поворот» в торговом комплексе «АТ-Маркет» на Дианова.

— Вы заметили, что ряд своих магазинов ШАДРИН переделал в дисконт-формат «Еда»? — продолжает Арсен ПОНОМАРЕВ. — Так вот, это общая тенденция. Количество гипермаркетов будет с годами только расти, также успешными будут различного рода дискаунтеры и мини-маркеты, маленькие магазинчики появятся практически в каждом доме. Супермаркет – мертвый формат, уже сегодня многие из них убыточны, а завтра их не станет совсем. Супермаркет сегодня неуправляем. В этом смысле мини-маркету и гипермаркету куда проще, они полками не торгуют. В Омске, по мнению ПОНОМАРЕВА, останется лишь несколько концептуальных супермаркетов, к примеру «Океан» и «Сытная площадь». «Океан» будет успешен за счет уникальной продукции, супермаркет «Сытная площадь» – за счет продукции собственного приготовления», — добавляет он. Социальные рынки, по прогнозу экспертов, будут работать еще эффективнее в следующем году. «Мы все предсказывали смерть этого феномена, но сейчас очевидно, что еще два-три года, как минимум, социальные рынки будут жить», — вздыхает Виктор ШКУРЕНКО.

Оптовики опасаются ряда банкротств в отрасли

В связи с активным развитием федеральных сетей и усилением позиций местного ритейла промежуточное звено – опт и дистрибуция – теряет свои позиции. Нерадужными видят перспективы и производители (за исключением производителей скоропорта), которым все сложнее набирать объемы продаж.

? Для нас наступают тяжелые времена, — сетует руководитель оптовой компании «ПродЭко» Валерий МАЛИНОВСКИЙ, — в омской рознице становится все больше федералов, а у них своя ассортиментная матрица, свои поставщики, завезенный товар, и в наших услугах они не нуждаются. Межу тем омские поставщики конкурентоспособны, у нас качественный товар, неплохой сервис. Четких планов у нас, как действовать в этой ситуации, нет. Многие местные сетевые магазины нерентабельны, так как их становится все больше и больше. Ряд предпринимателей пошли работать в районы, пытаясь выстоять на фоне федеральных сетей, а заодно и поддержать местных сельхозпроизводителей. Ведь для последних широко рекламируемые губернские ярмарки — это капля в море.
Между тем поставщики и оптовики все же ищут выходы в новой рыночной ситуации. Так, как уже писали «КВ», глава КФХ Иван БРИГЕРТ из Омской области объединяется с другим фермером с целью организовать собственную первичную переработку и фасовку, чтобы напрямую работать с ритейлом.
Генеральный директор ООО «Индустриальные системы» Сергей ГАНЧАРУК, который в 2010 году выступил инициатором создания Омского закупочного союза, сообщил, что обсуждает с другими предпринимателями идею реорганизации регионального рынка продуктов питания, в частности, в области дистрибуции, логистики, оптовых поставок. «Наш проект называется «Логистические коридоры». Он направлен на выход омских компаний в другие регионы РФ. Схема может быть построена через структуру Закупочного союза. Конструкция эта будет непростой, потребует организационных усилий, однако даст эффект», — сказал ГАНЧАРУК, отказавшись пока делиться подробностями своей идеи.

Развитие продолжится в районах

Очевидной тенденцией в региональном продуктовом ритейле эксперты «КВ» считают ориентацию предпринимателей на развитие в районах Омской области. В селах уже активно развиваются «Магнит», «Холидей» и «Низкоцен». Кроме того, по прогнозам экспертов, неизбежны дальнейшие поглощения. Так, уже порядка двух лет в предпродажном состоянии находится сеть «Астор», которая по этим причинам и прошла 2011 год без видимых изменений, а руководитель сети Юрий ПАВЛОВ не контактирует с прессой. Как подтвердили эксперты «КВ», владельцы «Астора» по-прежнему активно ведут переговоры по продаже сети. «Вопрос для собственников давно решенный, сейчас дело стоит только за ценой, которую никак не хотят сбавить», — отметил один из наших собеседников. По информации «КВ», в числе потенциальных покупателей значатся торговая группа «Наш магазин», «Холидей», а также X5 Retail Group. Вполне возможно, что приобретет актив именно X5, и «Пятерочки» вновь появятся в Омске, однако уже не по франшизе, а в прямом управлении.

Что касается вступившего около года назад в силу федерального закона о торговле, в марте 2012 года, по информации собеседников «КВ», Минпромторг РФ планирует приступить к формированию поправок в закон. В частности, будет обсуждаться изменение 25-процентного порога, установленного для ритейлеров. Розница предлагает повысить порог доли рынка в отдельном населенном пункте до 35%, антимонопольщики настаивают на том, чтобы оставить как есть. Также ФАС России выступает за введение в 2012 году оборотных штрафов для ритейлеров, нарушивших закон.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

На юге Омской области фермер построит животноводческий комплекс на 1200 коров

Инвестиционный проект рассчитан на 2024–2027 годы и оценён в 1,4 миллиарда рублей

6 сентября 18:30
11
4264



Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.