Основным фактором риска для фондового рынка в 2012 году остается европейский долговой кризис, к которому добавляется и влияние неоднозначной внутриполитической ситуации в стране. Избыточная ликвидность, возникающая из-за постоянных эмиссий долларов и евро, должна наконец-то заставить расти фондовые активы, но точное время перехода количества денег в качественный рост акций определить невозможно, поэтому на российском фондовом рынке ожидается довольно трудный и непредсказуемый год. Об этих и других особенностях наступившего года «КВ» рассказал директор ЗАО «Октан-Брокер» Сергей ЗОЛОТАРЕВ.
Разбор полетов
Прогнозируя прошлогоднюю ситуацию на фондовом рынке, мы считали, что в течение года рынок будет волатильным и на него окажут равновесное влияние как положительные факторы в виде избыточной ликвидности и неостанавливающихся денежных печатных станков в Европе и США, так и отрицательные. Все отрицательные факторы рынок отработал по полной программе, они никуда не делись, как мы и предсказывали, зато из положительных сработали единицы, в результате волатильность у рынка получилась однобокой. Причем динамика мирового фондового рынка была похожей на ту, которую мы и предсказывали, а российский рынок, увы, опять оказался в стороне от глобальных трендов. В итоге потери рынка в 2011 года оказались весьма значительными. Рублевый индекс ММВБ снизился с начала года на 17%, долларовый индекс РТС – на 22%, Сбербанк показал за год снижение на 25%, Газпром – на 11%, а ряд бумаг пострадал еще значительнее. Особенно тяжело пришлось металлургам. Котировки компании «Мечел», например, снизились за год на 70%, что вполне сопоставимо с потерями в кризис 2008 года.
Впрочем часть наших прогнозов на 2011 все же выдержала проверку временем. Сырьевые рынки, как мы и прогнозировали, чувствовали себя неплохо весь прошлый год. Довольно интересно проходил и процесс реформирования «Связьинвеста», а инвесторы действительно заработали на растущих акциях объединенного Ростелекома. Однозначно не сбылись прогнозы, которые мы строили на основе планов государства. На самом деле к виражам государственной политики приспособиться нелегко, но лучше их все же учитывать. И помнить: если государство запланировало приватизацию госкомпаний, то это вовсе не значит, что приватизационные аукционы состоятся. А если они и состоятся, то вовсе не в запланированные сроки, а когда-нибудь потом. Ведь главная проблема российского рынка в 2011 году, на наш взгляд, – это даже не снижение индексов, а глобальная всероссийская депрессия, которая совпала по времени с нарисованным мировыми СМИ апокалипсическим сценарием развала финансовой системы Европы и нервным состоянием европейских инвесторов, выводивших деньги отовсюду.
Да, основным фактором риска на финансовых рынках был и остается, без сомнения, европейский долговой кризис. Скорей всего он будет оказывать влияние на рынки и в 2012 году. Но кризис, на наш взгляд, необходимо оценивать как часть более обширной и глобальной проблемы. Уже достаточно длительное время идет активная борьба за влияние и деньги инвесторов между двумя основными мировыми эмиссионными центрами – ФРС США и Европейским Центробанком, а все остальное – это лишь последствия применения жестких методов в этой борьбе. Кто побеждает сегодня – вполне понятно. Еще пару лет назад общественное мнение было категорично настроено против доллара, вопрос стоял лишь в сроках, когда ждать обвала американской валюты. А сегодня только ленивый не ругает европейскую экономику. И почти все уверены, что развал Европы неминуем, а евро упадет со дня на день.
Тенденции и перспективы
Чего в 2012 году мы не ожидаем точно, так это изъятия избыточных эмиссионных денег из финансовой системы. Не ожидаем также, что постоянно увеличивающийся объем денежной массы весь пойдет в реальный сектор экономики — банки США, Европы и России еще не забыли уроки 2008 года и не разбрасываются кредитами. Вероятнее всего банковский сектор по-прежнему будет хромать. Банки будут периодически банкротиться и их станут спасать путем национализации, а большая часть эмитированной избыточной денежной массы так и останется внутри финансовой системы, вызывая тем самым сильные движения капиталов, которые повлияют на дальнейшие движения валют. Возможно, избыточная ликвидность в 2012 году выльется наконец и в рост фондовых активов, и даже должна это сделать, но когда это случится, прямо завтра или через 5 лет, предсказать не берусь.
Российский фондовый рынок, по нашим прогнозам, ожидает депрессия, по-крайней мере, до президентских выборов и следование мировым тенденциям после них в случае стабильности политической ситуации. Если отток капитала из России составил в прошлом году 85 млрд долларов, то уже это говорит о многом. Фактически утечка капитала в таком объеме могла бы привести к финансовой катастрофе любую страну, но Россию удерживает на плаву высокая цена на углеводородное сырье. Еще один фактор неопределенности – политический. После выборов депутатов Госдумы РФ, которые состоялись 4 декабря, и массовых протестных акций, которые прокатились по стране, отток капитала из России увеличился еще, а фондовые индексы полетели дальше вниз, когда весь мир уже подрастал.
Самое странное, что ни финансовые, ни политические власти не предпринимали никаких усилий, чтобы как-то успокоить иностранных и отечественных инвесторов, из чего нетрудно сделать вывод, что до 4 марта 2012 года, когда состоятся выборы нового президента России, серьезных ростовых движений от рынка можно не ждать. Рынок сможет, конечно, подрастать, но в рамках локальных трендов, а серьезные деньги, тем более из западных инвестфондов, в Россию заходить не станут до тех пор, пока власти не обозначат внятно свою позицию. Мы по-прежнему остаемся оптимистами и считаем, что избыточная ликвидность будет подталкивать фондовые индексы вверх, но коснется ли этот прогноз России – большой вопрос. К сожалению, ответ на него зависит от отношения инвесторов к политической ситуации, которое весьма непредсказуемо.
Отраслевые стандарты
Как ни странно, на уровне отдельных российских эмитентов ситуация складывается ровно противоположная. Можно взять практически любой финансовый показатель любого из гигантов, чьи акции торгуются на фондовом рынке, и окажется, что они бьют все рекорды. Никогда до 2011 года не получал такой высокой чистой прибыли Сбербанк. Никогда не было такой прибыли у Газпрома. Продолжают зарабатывать высокие прибыли, несмотря на налоговую нагрузку, российские нефтяные компании. Впервые в истории российская компания стала номером один по объему добычи нефти в мире (Роснефть). При этом котировки их ценных бумаг практически не реагируют на фундаментальные показатели.
Этот перекос приводит, во-первых, к появлению в России большего количества ценных бумаг с дивидендной доходностью, соответствующей мировым стандартам (в некоторых компаниях дивидендная доходность ожидается на уровне 15% годовых, что даже выше доходности по банковским депозитам). Во-вторых, становится все более популярной процедура buy back – обратный выкуп эмитентами с рынка собственных бумаг. Свои резко подешевевшие акции выкупали в 2011 году и «Норильский никель», и группа «Черкизово», и «Уралкалий», и «Ростелеком», посчитавшие, что низкая рыночная капитализация не соответствуют их фундаментальным показателям и отрицательно влияет на имидж. Понятно, что если рынок в 2012 году расти не будет, то эти тенденции проявятся еще более отчетливо.
Понятны в общих чертах и отраслевые перспективы на текущий год. Сырьевые компании во главе с Газпромом жестко зависят от мировой цены на нефть, а она, если учесть напряженную обстановку вокруг Ирана и прогнозы экономического роста для Индии и Китая, останется вероятнее всего на высоких уровнях. И даже если падение нефтяных котировок произойдет, то не будет существенным, в пределах 10-15 долларов за баррель. В 2011 году наибольшие потери понес металлургический сектор, все металлургические компании упали в два-три раза, и у них, соответственно, самый большой задел для роста. В рецессию таких масштабов, которая затронет потребителей сортового металла, нам верится с трудом. Внутренний спрос на металл растет, его подталкивают большие инфраструктурные проекты, которые государство реализует в целом ряде регионов.
Значительное снижение капитализации произошло и в компаниях электроэнергетики, но этому сектору сильно осложняли жизнь непродуманные политические решения с душком популизма, и если политическое давление на энергетику ослабнет, то она тоже будет расти, опережая рынок в целом. И тем инвесторам, у которых горизонт инвестиций от года и выше, самое время вкладываться в резко подешевевшие бумаги стабильных компаний энергетического и металлургического секторов. Потери от таких инвестиций очень маловероятны. как маловероятны и потери от долгосрочных вложений в бумаги крупных госкомпаний.
Единственный, пожалуй, сектор российской экономики, который оценивается сегодня рынком по фундаментальным показателям, – это банковский. На мировых фондовых площадках капитализация многих крупнейших кредитных учреждений не превышает половины их капитала, а капитализация даже у банка ВТБ выше, чем его капитал. У Сбербанка – тем более. И эта объективность в оценке не может не радовать. Финансовые показатели Сбербанка действительно лучше, чем у большинства западных кредитных учреждений. В общем, от тех, кто показывал хорошие финансовые результаты в прошлом году, можно ожидать хороших результатов и в году текущем, а от аутсайдеров прошлого года (по динамике котировок) — попыток восстановления.
Сергей ЗОЛОТАРЕВ.