Всего лишь пять лет из своих двадцати одного Мария КРАВЧЕНКО не танцевала. Сейчас студентка экономического факультета и преподаватель house dance в академии танца «Energy Zone» и детском ансамбле «Смальта» понимает: то, что планировалось как хобби, стало главным делом и любовью жизни. Корреспондент «КВ» Ирина БОРОДЯНСКАЯ поговорила с Марией, которая мечтает еще учиться и учиться танцам, и жить за границей.
— Как в пятилетнем возрасте вам повезло выбрать любимое занятие? Или это родители выбирали?
? Когда мне было пять лет и я ходила в детский садик, то действительно попросила, чтобы родители отвели меня на танцы. Точно не помню, может быть, потому что знакомая девочка на танцы ходила и я поняла, что такое бывает. Вот и отвели. Папа на саночках возил.
? А дальше как дело было?
? В школе учась, тоже пошла в танцевальный коллектив. Он сначала «Звездный дождь» назывался, а позже переименовался в образцовый ансамбль танца «Смальта». Все школьное время я там протанцевала. Разные направления были — народные танцы, эстрадные, классические. Потом наш педагог Светлана Васильевна ТВЕРДОВСКАЯ организовала Омскую региональную федерацию черлидинга. Я год поплясала в хоккейной команде поддержки, но поняла, что не этого хочу, потому как это не совсем танцы. Потом пришло время готовиться к поступлению в университет, с танцами все стало непонятно, но я продолжала по возможности ходить по разным педагогам, искать что-то новое. Тогда и познакомилась с уличными стилями, в том числе и со стилем house.
? Это то, чем сейчас вы занимаетесь?
? С хаусом (house dance –стиль танца под музыку house, возникший в клубах Нью-Йорка и Чикаго. Отличается наличием характерного «кача» — jack; в танце плавные движения тела сочетаются с быстрыми энергичными движениями ног и движениями на полу. — Прим. «КВ») я столкнулась впервые в 2006 году. Один хороший друг подарил мне на день рождения диск Juste Deboute (это крупнейшие международные соревнование по уличным видам танца, которые ежегодно проходят во Франции). Там впервые я увидела этот стиль, который мне очень понравился. Так как на тех классах, что я посещала, мы ничего подобного не учили, я пыталась научиться сама, повторяя за танцорами. Это было смешно. На первый класс по хаусу я попала в 2008 году в Челябинске, там проводился ежегодный танцевальный фестиваль Energy. Это вообще было первое в моей жизни мероприятие такого формата и масштаба – куча танцоров, атмосфера, баттлы, в которых я не участвовала, но посетила мастер-классы Эдуарда МАГАЕВА (DJ M.E.G.). В том же годуездила в Москву, брала уроки в танцевальном центре Mainstream. Позже и в Омске проходили мастер-классы по хаусу таких танцоров, как Yugson, Niako. А потом в 2010 году по программе work & travel я съездила в США и вот там по-настоящему поняла, что такое хаус и как это потрясающе.
? Расскажите поподробней про Америку.
? В Америке было очень круто. Там были настоящие танцы, в клубах, где собираются все танцоры. Настоящий андеграунд, как это было вначале и как это должно быть. Почувствовать такую атмосферу — это непередаваемое чувство. Вообще-то я поехала, чтобы работать администратором в студенческом центре маленького курортного городка. Но сразу догадывалась, что все пойдет не так, как планировалось. Два месяца я честно проработала, а потом поехала в Нью-Йорк. Так уж получилось, что первым делом я пошла не любоваться видами с Эмпайр-стейт-билдинг, а на класс к одному из пионеров хауса — Ejoe в Broadway dance centre. Также мне посчастливилось поучиться в таких танцевальных студиях, как Peridance Capezio Center, PMT dance studio, The Hip-Hop Dance Academy.
— Захотелось там остаться?
? Скорее да. Там масса возможностей развиваться, учиться и есть что делать. У нас, конечно, в этом смысле все по-другому. Хотя есть люди, которые любят музыку и которые любят танец. А это, в общем-то, главное.
? Учеба в институте, я так понимаю, с танцами у вас никак не связана. Это потому, что на жизнь так не заработаешь?
? Я учусь в ОмГУ на экономическом факультете по специальности «Бухгалтерский учет, анализ, аудит». В 2007 году поступила, но потом, видимо, пересмотрела «Шаг вперед» и пошла еще на следующий год заочно на хореографию, тоже в ОмГУ на факультете культуры и искусств есть такая специальность. Я думала, вначале... На самом деле мало думала. Ну, думала, что буду учиться и там, и там – и будет мне счастье! Но, поучившись на хореографии полтора года, я поняла, что заочно учиться танцам — это бред, и бросила. А сейчас я в университете пошла на дополнительную специальность «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Кстати, сейчас я понимаю, что после одиннадцатого класса лучше было не идти на экономику, а заняться языками. Перспектива жить в России, честно говоря, печалит.
? Танцы – это явно для вас больше, чем хобби?
? Когда была ребенком, точно знала, что это именно мое хобби и я не буду этим заниматься серьезно. А сейчас все время думаю: зачем мне скучная работа, если можно танцевать? Самая страшная дилемма — делать что нравится или что надо. Конечно, танцы — это не очень прибыльно, но можно придумывать варианты. Сейчас работа преподавателем для меня не деньги, а способ выжить. Радоваться, делать то, что хочешь. Если бы у меня была материальная поддержка и жила я не в Омске, а хотя бы в Москве или в Питере, то я бы вообще не преподавала, а только училась каждый день.
? Преподавание удается?
? Преподавание — это особенная деятельность. С одной стороны, это любовь к тому, что ты делаешь, а с другой — сам процесс научения. Пока я это делала потому, что мне самой нравится танцевать. А может, скоро я полюблю именно преподавать, стану строже и буду требовать. Пока мне сложно быть жесткой — наверное, потому что я сама еще студента, люблю не всех преподавателей и стараюсь соответствовать собственным представлениям о приятном. В хаусе к тому же своя специфика. Объяснить движение просто, но еще нужно создать определенную атмосферу, чтобы люди раскрывались, не стеснялись. С этим возникают проблемы.
? А можно подробнее о специфике хауса?
? Для меня хаус — это что-то особенное. Может быть, потому что это больше через меня прошло, я этим больше интересовалась. Раньше я занималась хореографией, где нужно было учить танцы, запоминать связки. А в группе поддержки мы делали одно и то же под миллионы разных мелодий (это мне совсем не нравилось). То, что я сейчас делаю, импровизация, когда выходишь и под музыку танцуешь, практически сочиняя на ходу. Для меня такая форма — до сих пор нерешенный вопрос. Испытываешь большой наплыв эмоций, возникает необходимость преодолеть стеснение, панику. Некоторые приходят ко мне в группу, чтобы я им что-то показала, а они это выучили. Но это же неправильно совсем, особенно в хаусе. Не надо повторять одно и то же — надо танцевать! А танцевать ведь можно, даже не зная базовых движений. Нужно просто довериться собственному телу и музыке, танцевать душой.
? То есть вы даете базу, которую нужно усвоить, а потом действовать самостоятельно?
? Да. Основы я даю, но в большинстве случаев на этом все и стопорится. Люди не хотят собирать элементы движений сами.
? Может, воображения не хватает?
? Не думаю. Мы ведь все говорим, можем два слова связать. Элементы танца — то же самое. Скорее они думают, что не смогут. Или что кто-то оценит не так. Или просто не хотят пробовать. Мой опыт участия в баттлах показал, что и мне надо работать над собой. Развиваться нужно не только в техническом направлении, но и в психологическом.
? А если все получается, что это дает? Какие ощущения, переживания?
? Хаус — это свобода. Случается то-то вроде вхождения в транс. Музыка все время разная, она меняется, движется вниз и вверх, она сама говорит, что делать. Ощущения, наверное, как от ритуальной пляски. Это очень глубоко трогает — когда все это идет само, когда открытость полная. База, на которой строится хаус, собрана из разных элементов, разных стилей. Люди, которые первыми стали танцевать хаус, уже танцевали до того: африканские, латиноамериканские танцы, хип-хоп... Хаус — это изначально такой винегрет. Нечто общее, куда все вносят частичку себя.
? Если танцы у вас не хобби, то что тогда хобби?
? Летом, например, у меня появилось хобби встречать приезжающих к нам иностранцев, водить их по городу и все такое. Есть такой сайт www.couchsurfing.org, на котором списываешься с такими путешественниками. Это было классно. Началось все с «бешеного» голландца, который приехал в Омск автостопом. Конечной целью его было попасть в Китай, но он туда так и не доехал. Не поверите! Голландец мечтал побывать в Омске с детства. Я так удивилась и после этого тоже полюбила Омск. Он ехал автостопом, не зная русского. Понял, что русские люди, когда их не понимают, начинают кричать, и тоже стал на них кричать. Выкрикивал водителям название города, куда ему надо, и его подбирали. Были еще «бешеные» поляки, которые приехали на мотоциклах. Вначале их было четверо, до Омска доехали двое (двое вернулись раньше). Они путешествовали целый год и проехали весь континент, множество стран. Через Россию они возвращались к себе в Польшу. У нас им понравилось, и они не торопились. Им не хотелось домой, там работа. Они столько всего рассказывали, показывали фотографии. Это так классно, что есть такие бесшабашные люди. Слушаешь их и как будто сам путешествуешь. Еще приезжали студентки из Финляндии и Германии, парень из Италии.
? А вы всегда в таком хорошем настроении? Что может расстроить?
? Вот сегодня я совершенно не выспалась, ужасное настроение было с утра из-за учебы, зато сейчас мне весело. Общение, наверное, поднимает настроение. Расстраивает ерунда всякая: когда что-то кому-то надо от меня, чего не надо мне, когда что-то не удается. Или чего-то хочешь, но, еще не попробовав, начинаешь думать, что это не получится. Еще недавно я поняла, что иногда чувствую зависть. Теперь вот думаю: плохо это или хорошо? Есть люди, которые, имея то же, что и я, добились большего. Думаю: я же тоже так вообще-то могла. Но это, наверное, к лучшему. Дополнительный источник стремления.