Продавцы и поставщики обменялись мнениями.
22 мая в рамках форума «Свое дело – твой успех» товаропроизводители Омской области и торговые организации собрались на отраслевой площадке «Производство – сбыт продукции». Владельцы местных предприятий делились положительным и отрицательным опытом вхождения в крупные торговые сети, а представитель федеральной сети «Ашан» рассказала о политике взаимодействия компании с локальными производителями.
60 новых производств
Площадку открыла заместитель министра экономики Омской области Татьяна СПИРИДОНОВА. Она обратила внимание на статистику: за минувший год в Омской области было введено в эксплуатацию 60 перерабатывающих производств, около десяти из которых – это абсолютно новые мясо- и молокоперерабатывающие предприятия.
— Правительство Омской области уже несколько лет оказывает существенную поддержку малому предпринимательству в виде выделения различных субсидий, грантов, — рассказала Татьяна СПИРИДОНОВА. — В целом реализуется более 20 видов государственной поддержки. Для этого привлекаются и федеральные, и областные средства. В прошлом году на эти цели было выделено порядка 500 млн рублей, что позволило ввести в Омской области 60 перерабатывающих производств.
И для всех них становится актуальной проблема сбыта произведенной продукции.
Местный интернет-продукт
Один из инструментов, могущих помочь предпринимателям в продаже своих товаров, продемонстрировал президент Союза организаций торговли Омской области Борис СВАТКОВ. Речь идет о программном продукте «Торговый Лоцман». Это электронная бесплатная база данных, ориентированная на отрасль «Торговля».
— Мы очень плохо знаем о том, что производится в Омской области. В докладе заместителя министра было сказано о 60 новых перерабатывающих предприятиях. Отсюда масса вопросов. Как держать руку на пульсе? Как не ошибиться в ассортименте? Как найти контакты?
В Интернет «Торговый Лоцман» вышел чуть более полугода назад. Сейчас программный продукт охватывает около 100 российских городов и порядка 80 территорий дальнего и ближнего зарубежья.
— Программа размещена в Германии, на хостинге, и достаточно быстро растет. Сейчас в ней 20 разделов, и практически по всем сформирован ассортимент. В день к базе данных обращается около 500 посетителей, — рассказал Борис СВАТКОВ.
Местные сети жестче федеральных
Взгляд торговых сетей на тему закупок товаров местных предприятий отразила руководитель сектора «Свежие продукты» гипермаркета «Ашан» в Омске Оксана БУЛАВИНА. По ее словам, порядка 60% ассортимента омского «Ашана» составляют товары федеральных поставщиков, около 40% приходится на локальных производителей.
— Что касается сектора «Свежие продукты», покупатель требует именно нашу, омскую продукцию, — рассказала Оксана БУЛАВИНА. — Договоры заключаются не с дистрибьюторами, а напрямую с производителями. У местного производителя также появляется возможность выйти на национальный уровень.
Однако, по словам начальника отдела реализации и маркетинга ООО «Вними-Сибирь» Людмилы КРУГЛОВОЙ, не все так благостно во взаимоотношениях продавцов и производителей и сети постоянно проводят ротацию поставщиков. Товаропроизводители, поставляющие товар с низкой прибыльностью, – главные кандидаты на выбывание.
По словам Людмилы БУЛАВИНОЙ, еще 10 лет назад отношения поставщиков и продавцов носили более благожелательный характер. В настоящее время диктат сетей набирает обороты. При этом «федералы» хоть и следят за качеством продукции более пристально, но уступают местным торговцам в жесткости условий.
— Местные сети диктуют больше, чем федеральные. Настоящий диктат – в отношении сроков оплаты. Слава богу, был издан федеральный закон о торговле, где сроки регламентированы.
Одной из основных проблем, по мнению многих участников отраслевой площадки, является то, что зачастую сети предпочитают приобретать менее натуральную продукцию с более длительными сроками хранения, несмотря на желание потребителей питаться местными продуктами.