Одним из последних постановлений, подписанных Владимиром ПУТИНЫМ в должности премьер-министра, были изменения в правилах работы розничного рынка электроэнергии, которые снимают ограничения для потребителей, желающих сменить поставщика электроэнергии. С июня эти изменения, о которых федеральное правительство объявило 4 мая, вступили в силу. Воспользовавшись поводом, обозреватель «КВ» расспросил гендиректора ОАО «Омскэнергосбыт» Николая ЛЯСКОВЦА о рисках и доходности энергосбытовой деятельности, о сбытовой надбавке и отмене штрафов за недобор и перебор заявленного объема электроэнергии.
— Николай Васильевич, после недавних изменений, которые внесли в правила розничного рынка электроэнергии, для потребителей упростился порядок смены поставщика. Мои коллеги успели даже назвать эти изменения отменой «крепостного права». На ваш взгляд, актуальна эта проблема для Омска? Или у нас все потребители довольны?
— Если говорить об изменениях в правилах работы на розничном рынке, с тех пор, как началось реформирование энергетики в 2005 году, мы в этих реформах и живем. Изменения – это постоянный процесс. В новых правилах, которые были официально опубликованы 4 июня, тоже есть некоторые моменты, которые, как мы считаем, требуют дальнейшей доработки и скорей всего в них будут вноситься изменения еще. Чтокасается упрощенного порядка смены поставщика, то я позволю себе не согласиться с этим термином, придуманным журналистами, — «крепостное право». В Омске уже шесть сбытовых компаний и регулярно появляются новые. Выбор – за потребителем. Мы никого не держим, всегда действуем строго в рамках закона. Если потребитель заявлял о своем решении заранее – и вопросов к нему нет. Проблема, на мой взгляд, не в процедуре смены поставщика электроэнергии. Независимые энергосбытовые компании, не имеющие статуса гарантирующего поставщика, – они аффилированы в большинстве случаев с крупными промышленными холдингами и вовсе не стремятся заключать договоры с любым малым и средним потребителем. Да и желание сменить поставщика возникает нередко у того, кто много задолжал. У нас были такие случаи, когда достаточно крупные предприятия сначала уходили от нас, а потом возвращались. Как гарантирующий поставщик мы работаем со всеми потребителями. Наши партнеры знают, что компания всегда идет навстречу, если у них сложная финансовая ситуация.
— Дебиторская задолженность у Омскэнергосбыта растет?
— В прошлом году дебиторская задолженность населения была на уровне месячного потребления – 150-170 млн рублей. В первом квартале 2012 года выросла до 300 млн Практически в два раза. С чем это связано — однозначно и не скажешь. Я вот недавно вернулся из Польши, где изучал опыт работы польских энергосбытовых и электросетевых компаний. Был в Кракове, в Плоцке. В Польше ситуация не слишком отличается от нашей. И сбытовых компаний там не так уж много, как кажется на первый взгляд, и уровень технологического развития энергетики не выше, чем в России, и уровень доходов населения сопоставим, и проблема неплатежей тоже есть. Главное отличие – более совершенная законодательная база, регулирующая взаимоотношения энергетиков с потребителями, и, скажем так, более высокая ответственность самих потребителей. Поляки платят за электроэнергию более дисциплинированно, хотя Польша энергодефицитна, и тарифы там практически вдвое выше, чем в России. Но у нас сформировалось общественное мнение, что энергетики жируют, поэтому некоторая часть потребителей считает доблестью элементарное воровство. Установка у себя устройства, которое с пульта останавливает счетчик, — это уже повод для законной гордости перед соседями. И никто не задумывается, сколько усилий прилагают генерирующие, сетевые и сбытовые компании, чтобы человек щелкнул дома выключателем и сразу у него стало светло. Никто не замечает, что проблем с энергоснабжением, в отличие от других регионов, в Омской области нет…
— И все же хочу вернуться к финансовым результатам, к прибыли и выручке. Прибыль в первом квартале выросла или снизилась?
— Если оценивать прибыль поквартально, то мы получим некорректный результат. В теплое время года выручка энергосбытовых компаний снижается, в холодное – растет. В целом за 2011 год, при общей выручке в объеме 12,8 млрд рублей, чистая прибыль компании составила 10 млн рублей.
—Не маловато при такой выручке?
— Продажа электроэнергии – регулируемый вид деятельности. И хотя 75% от общего объема электроэнергии мы реализовали в прошлом году уже по свободным, нерегулируемым ценам, размер сбытовой надбавки устанавливает государственный орган – Региональная энергетическая комиссия Омской области. И сбытовая надбавка в структуре цены электроэнергии занимает незначительный объем — всего 3-4%.
— По данным Минэкономразвития РФ, в 2008-2011 годах штрафные санкции, которые выставлялись сбытовыми компаниями потребителям-производственникам за отклонения от заявленного объема, в 3-4 раза превышали размер утвержденной для них сбытовой надбавки. С 1 декабря 2011 года были отменены штрафы за недобор-перебор договорных объемов электроэнергии для потребителей с присоединенной мощностью менее 750 кВА. Аналитики уверяли, что с отменой штрафов прибыльность сбытовых компаний снизится вдвое. В какой мере эти изменения повлияли на доходность Омскэнергосбыта?
— Не знаю, как было в других регионах, за всех отвечать не могу, но в нашей компании штрафы за недобор заявленного объема электроэнергии были отменены еще три года назад. Мы свою работу по закупкам электроэнергии на оптовом рынке выстроили таким образом, чтобы минимизировать все отклонения и избегать штрафов. Если говорить о штрафах, которые нам выставлял оператор оптового рынка за перебор, мы действительно их транслировали потом на потребителей, которые отклонялись от заявленного объема в большую сторону. Но тоже не на всех и в единичных случаях, поэтому отмена штрафных санкций практически не повлияла на выручку нашей компании. За 9 месяцев 2011 года доля доходов от штрафных санкций за отклонения от заявленных объемов составила 0,0086%. Это меньше, чем одна десятая процента. Мы очень лояльно относились к этому вопросу, я вас уверяю. Внимательно рассматривали каждый конкретный случай, шли навстречу потребителям, которым назначались штрафные санкции, часто и суммы штрафов снижали, и давали отсрочку. Во всяком случае я не помню ни одного конфликта с потребителями по поводу штрафных санкций. Мы не стремились зарабатывать на штрафах за отклонения, так как наша основная задача – обеспечить качественное энергоснабжение и своевременную оплату энергоресурсов. Гораздо больше споров с потребителями возникало у нас на тему пени за просрочку платежей. Но и с нас при каждой аудиторской проверке спрашивали, почему не была востребована пеня, если потребитель задержал оплату.
— На чем же может сегодня заработать сбытовая компания, если сбытовая надбавка небольшая, а штрафы отменены? Вы развиваете услуги, которые не регулируются государством? Какие перспективные услуги вам бы хотелось внедрить в ближайшее время?
— Услуги, которые оказывает населению и юридическим лицам наш сервисный центр, — они, собственно, большой прибыли не приносят, но они, на мой взгляд, нашим потребителям нужны. Тем более что сервисный центр существует как обособленное подразделение, сам себя обеспечивая, его затраты в тарифе на электроэнергию не учитываются. Мы начинали вообще с минимума, а в прошлом году услугами сервисного центра воспользовались уже 20 тысяч потребителей, выручка превысила 100 млн рублей. Я думаю, в сервисном центре будут и новые направления. Мы всегда ориентируемся на спрос.
— Технологии энергосбережения — это тоже сервисный центр?
— Конечно. Это очень перспективное направление, как я считаю. Вот мы недавно специально подсчитали, сколько лампочек предусмотрено для освещения лестничных клеток дома №25 по улице Дианова. По проекту – 372. В работе – 149 штук. И все они горят практически круглосуточно. По факту получается, что более 10 тысяч киловатт-часов в месяц уходит только на освещение и работу лифтов. И если не заниматься внедрением энергосберегающих технологий, то даже новая квартира может оказаться, с учетом коммунальных платежей, буквально золотой. И никто об этом не думает почему-то. Наверное, проще жаловаться на дорогую электроэнергию, чем вынимать из розетки зарядное устройство для телефона. А это устройство, чтобы вы знали, если его оставлять всегда в розетке, наматывает за год 30 кВт-ч.
— На энергоаудит сегодня есть спрос?
— Энергоаудит — он ведь нужен не сам по себе, а чтобы понять, какова структура потерь и как эффективно использовать энергоресурсы. А чтобы этого достичь, нужно выполнить большой комплекс работ. А у нас, видимо, многие еще думают, что их этот вопрос не коснется. Руководители государства пошумят немного, а потом волна энергосбережения благополучно стихнет. Хотя доля энергоресурсов в себестоимости продукции доходит до 20%, в других странах она ниже.
— Давно хотел спросить ваше мнение о долгах МПЭП «Омскэлектро». В чем, на ваш взгляд, причина всех этих длительных споров, в том числе,судебных, с муниципальным сетевым предприятием? Каковы вообще перспективы МПЭП «Омскэлектро»?
— Первая проблема Омскэлектро — норматив потерь. Мы считаем, что этот норматив ниже, чем объективно необходимо. Омскэлектро управляет в основном сетями низкого напряжения, а в таких сетях потери как раз максимальные как по технологическим причинам, так и по уровню воровства. В Улан-Удэ, например, нормативные потери в распредсетях — 28%. В Чите — порядка 20%. Для Омскэлектро утвержден норматив потерь — 14,5%. А реальные потери Омскэлектро по итогам прошлого года — 18,4%. Тем не менее, как я считаю, прогресс есть. С 2009-го по 2011 год потери в сетях Омскэлектро снизились на 50 млн киловатт-часов. Но есть и вторая проблема — долги Омскэлектро своему сетевому партнеру — филиалу МРСК Сибири. На протяжении последних лет Омскэлектро примерно по 30 млн рублей в месяц недоплачивало Омскэнерго за услуги по передаче, а в результате за три года накопилась очень весомая сумма — порядка миллиарда рублей. Вернуть такой долг сразу — даже теоретически невозможно. Мы смогли свои разногласия с Омскэлектро разрешить после долгих переговоров в суде, но сумма этих взаимных претензий была в два раза ниже, чем та сумма, которую требует сегодня филиал «МРСК Сибири».
— А теперь Омскэлектро, на ваш взгляд, не будет накапливать долги?
— Разногласия — они каждый месяц возникают. Но цена сегодняшних разногласий — она не очень большая.