Все рубрики
В Омске четверг, 9 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,8239    € 98,9461

Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ, мэр города Омска: «Без поддержки правящей партии сохранять бюджетный потенциал и влиять на пополнение городской казны, если не сказать, что невозможно, то более чем сложно»

29 ноября 2012 13:13
0
1676

В ходе предвыборной кампании кандидат в мэры Омска Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ на "кухонных посиделках" встретился с журналистами «Коммерческих вестей». В финале с гостя было взято обещание, что, если он будет избран, то первое интервью после принесения присяги даст заместителю главного редактора газеты Елизавете КРИВОЩЕКОВОЙ, которой за двадцать лет пришлось беседовать со всеми омскими градоначальниками в поворотные моменты их биографий. 14 июля встреча состоялась, и наиболее интересные фрагменты этого разговора мы предлагаем читателю.

— Вячеслав Викторович, как провели вечер инаугурации?

— Приехал домой в обычное время, в начале девятого. Пришли дети, поздравили, всей семьей пили чай и договорились, что в ближайшую субботу, когда состоится наш традиционный сбор, отметим это событие. Все было достаточно просто, потому что уже следующий день требовал активных действий. Аппарат администрации города Омска должен быстро включиться в работу, а для этого его нужно энергично формировать. Кадры – вещь, как известно, щепетильная, так что расслабляться нельзя, нужно подобрать людей так, чтобы они профессионально и качественно выполняли свои функции.

— Стало вокруг Вас больше чинопочитания и подхалимов?

— К сожалению, это почувствовалось еще в ходе предвыборной кампании, когда газеты писали, что, по оценкам социологов, я стал лидером на выборах. Хочу быть правильно понятым, но, даю слово, это одно из самых неприятных явлений.

— Готовясь к разговору, перечитала Вашу биографию. Вы были какое-то время инструктором обкома КПСС?

— Я был инструктором обкома комсомола, работал в штабе студенческих отрядов, потом стал начальником штаба, комиссаром, затем ушел в отдел пропаганды, потом был назначен командиром областного студотряда. Все эти десять лет работа шла в рамках обкома ВЛКСМ. А после этого я ушел работать в трест «Агропромспецмонтаж», откуда меня пригласили в обком КПСС, где я проработал в качестве инструктора строительного отдела целый год.

— Сейчас Вы входите в состав Регионального совета партии «Единая Россия». Многие считают, что она мигрировала от партии власти к партии жуликов и воров. Вы не испытываете морального дискомфорта от этого своего членства?

— Я, может быть, скажу вещи, которые моим однопартийцам будут не особенно приятны. Когда я стал членом КПСС, то был убежден в правоте ее дела, и если бы меня тогда, что называется, подняли в атаку, пошел бы не задумываясь. Что касается «Единой России», то без поддержки правящей партии — какая бы она ни была, но она правящая — сохранять бюджетный потенциал, влиять на пополнение городской казны, если не сказать, что невозможно, то более чем сложно. Рисковать смысла не было: для того чтобы город мог успешно развиваться или, во всяком случае, в адекватных, понятных условиях, мной и был совершен такой шаг.

— Вы предложили распределять налоговые поступления, собираемые на городской территории, между федеральным, региональным и местным бюджетами в соотношении «50-30-20» вместо нынешних «65-25-10». Помню, лет двенадцать назад на встрече представителей Союза российских городов, который проходил Нижнем Новгороде с участием Владимира ПУТИНА, тогда первый раз премьер-министра, речь шла об аналогичных вещах. С тех пор лучше не стало, так на что Вы надеетесь?

— Это было не праздное мое заявление. Мы с коллегами-депутатами даже разработали записку о том, что произошло с местным самоуправлением за десять лет. Главный вопрос: адекватны ли источники финансирования тем полномочиям, которые отнесены к сфере местного самоуправления? Сравнение показало, что нет. С этим я и выступил на заседании Совета Федерации.

— Как это произошло?

— Я воспользовался тем, что туда были приглашены представители Совета по местному самоуправлению, есть такая организация. И там рассматривался вопрос о многообразии подходов к реализации закона о самоуправлении. В общем, понял, что это очень близко к важной для нас теме межбюджетных отношений. Возьмите во внимание хотя бы тот факт, что четыре года подряд бюджет Омска не превышает семи миллиардов рублей налоговых доходов. Ситуация не меняется, но ведь с этими деньгами можно быть только просителем. Как можно смириться с тем, что миллионный город имеет доходов по 12,5 тыс. рублей на душу? И каких-то перспектив не видно, а самое досадное, что, по большому счету, у муниципалитетов нет стимулов наращивать доходы. Вот, к примеру, один из основных налогов – НДФЛ. Предположим, инвестор принес в город миллиард рублей. Долю зарплаты в среднем будем считать за 15 — 17%. Если начислить на них 13% налога на доходы физических лиц, то мы получим из миллиарда к казну 18 млн рублей и все. То есть наши усилия в этом случае мало эффективны, а нужно выстроить систему таким образом, что если сумели свой потенциал использовать, то пусть это отразится и на бюджете. Тогда власть, бизнес, общественность будут нацелены на развитие. Скажите, какую можно сегодня идею по городу кинуть, чтобы народ подхватил и сказал: да, если над ней потрудишься, что-то толковое получишь? Пока такой идеи нет.

— А кто подписал ту записку?

— Я подписал, тогда как председатель Омского городского совета. Потом, когда вернулся из Совета Федерации, наши депутаты собрались неформально и решили принять постановление горсовета и направить его в Государственную думу. Когда уже этот документ формировали, то получилось 14 позиций, согласно которым, на наш взгляд, нужно менять межбюджетные отношения. К примеру, штрафы за нарушение правил благоустройства сейчас поступают в областной, а не в местный бюджет. Мы внесли предложение, чтобы они оставались в муниципальной казне. Сейчас как это делается? Полномочия в части соблюдения правил благоустройства возложены на административно-техническую комиссию. Она обнаруживает нарушения, составляет протоколы и направляет их в обладминистрацию. Там их рассматривают, назначают штрафы, но местный уровень не информируют: получается работа формальная. Конечной целью должно быть устранение нарушения. Применили санкцию и, если она не сработала, продолжаем работать. Так должно быть, а сейчас конечная цель – составить протокол. Или, скажем, штрафы за нарушение экологических норм. Они вообще в Федерацию уходят: люди задыхаются здесь, а штрафы идут наверх. Что касается налога на прибыль предприятия, то городу достается мизерная доля или вовсе ничего. Мы предложили 2,5% его поступлений оставлять в местном бюджете. Вот набор таких мероприятий и составил эти 14 позиций. Потом я выступил с ними перед Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов и, кроме этого, добавил вопрос по капитальному ремонту.

— Главы городов Вас услышали?

— Омск оказался, что называется, впереди планеты всей. У нас по капремонту самое большое число обращений жителей в суды, что фактически ставит городской бюджет на грань банкротства. Если мы не будем использовать мировые соглашения, если не найдем иные какие-то возможности, то должны будем выделить в течение будущего года 4 млрд рублей на капремонт жилых домов. В тот раз Ассоциация на эту проблему не слишком активно отреагировала, но вот сейчас, когда эта практика поползла по всей России, коллеги тоже задумались. Госдума четко определила: в отношении жилья, которое на первое января 2012 года зафиксировано в качестве аварийного, Федерация берет на себя ответственность по расселению, а все, что оформлено позже или не оформлено вовсе, это будет отнесено к ответственности местного самоуправления. По существующему законодательству жилье признается аварийным, когда жители проявили инициативу, заказали экспертизу и получили документы. Иными словами, очень большой объем омского жилья сегодня не заявлен как аварийное, хотя по состоянию оно таковым является. Так что это еще одна граната в кармане. Суды продолжаются. Конституционный суд одобрил и поддержал практику судебных решений в части статьи 16 Закона о приватизации, согласно которой принимается решение делать капремонт с помощью бюджета. Но, похоже, какая-то странная прошла команда, и в последнее время суды уже перестали принимать сторону жителей. Ситуация очень непростая, ведь если сейчас мы ограничимся аварийными домами, а с капремонтом проблему не решим, жилье начнет переходить в разряд аварийного. Ничего хорошего это не сулит.

— Небольшое уточнение: Вы кто по отношению к «ЖКХ-Сервис»?

— Никто. НПО «Мостовик» – учредитель компании.

— А были кем?

— От имени учредителя курировал дочернюю компанию, я в «Мостовике» был ближе всех к городским проблемам.

— Сейчас Вы натурально напоминаете мне ЛЮТЕРА, который прибил 95 тезисов на дверях Замковой церкви. Вы пытаетесь переделать партию, в которой состоите, и которая поддерживает ту самую порочную систему. Чувствуете раздвоение?

? Не хочу сказать, что над нашей бумагой вся Дума думает и вся Администрация президента России трудится, но она в госструктурах движется, над ней работают. Их основной аргумент в пользу сохранения существующей системы – сбалансированность бюджета. Есть, к примеру, твердая позиция Думы о том, что транспортный налог не будут перераспределять в пользу муниципалитета, потому что нависает реальная опасность вообще нарушить сбалансированность федерального бюджета. Что здесь поделаешь, но не будешь двигаться — вообще ничего не изменишь. Если даже возникнет внутрипартийная дискуссия по этому поводу, так это уже хорошо. Владимир Ильич нам что говорил (а мощнее теоретика и практика построения партии я, вообще говоря, не знаю): главное, если мы сумеем вскрыть недостатки и сказать об этом откровенно. Это уже сила, и это приведет к положительным изменениям. Петь дифирамбы «Единой России» сложно, потому что значительная часть населения критикует ее и не без оснований, но позитив уже в том, что сегодня она не навязывает идеологические догмы и не заставляет бездумно действовать без учета местных условий. Пусть не быстро, но наши предложения ее руководством воспринимаются.

— Все, о чем Вы говорите по поводу налогов, на каждом омском заборе должно было висеть. В предвыборную кампанию надо было аргументировать, доказывать, телевизионные дебаты проводить. Не было этого и гражданам лень стало на избирательные участки идти: пришел только каждый пятый. Почему люди проигнорировали выборы?

— В самом начале предвыборного периода меня даже останавливали: слишком много печатных материалов, а мы ни одной листовки, ни одной газеты не клали в почтовый ящик. Из рук в руки, и только если в квартиру не попали, несем назад. Это одно, второе: я провел полторы сотни встреч, собиралось по 250 — 300 человек. Так что в полном объеме вашу претензию принять не могу, потому что считал, что самое главное — донести до жителей то, что нужно сделать в городе. Я, может быть, больше вас расстраиваюсь от такой низкой явки. Это показатель доверия к власти в целом, просто убийственная оценка. В данном случае, коли уж я вышел в этой гонке победителем, то, конечно, должен все брать на себя. Сейчас живу в прежнем режиме, еду с работы, заезжаю в магазин, и почти в каждом случае со мной здороваются незнакомые люди, даже, бывает, еду на машине — меня обгоняют и машут. Считаю, что я старался донести достаточно полно свою позицию до жителей города, но, видимо, этого мало, власть должна, значит, работать иначе.

— Поскольку не было теледебатов, а это самый зрелищный пока вид пропаганды, избиратели в массе своей так толком и не поняли, кто претендовал на место градоначальника. Почему Вы не настаивали на дебатах?

— Я готов был идти на любые дебаты во время выборов горсовета, со всеми лидерами партий об этом переговорил. Однако никто из них не захотел озвучить своего подхода к решению вопроса о развитии города. Тогда я считал самым интересным оппонентом «Справедливую Россию». Когда стал бороться за пост мэра, реакции опять ноль. Подошел к МИЗУЛИНОЙ на заседании Заксобрания, говорю: Елена Борисовна, я вам дважды звонил, поговорить надо. Она ответила, что спешит на самолет. 12 июня звонят коммунисты: у нас открылся сайт, приглашаем на дебаты. Я говорю: ребята, весь график давно расписан. У меня вечером 15-го закончилась последняя встреча, в ДК «Красной гвардии», где было 350 жителей Ленинского района. Я кого должен был бросить? А вообще я не боюсь никаких дебатов.

— У вас были обязательства по отношению к тем, кто за Вас проголосовал на выборах в Омский горсовет по 9-му округу? Неэтично получилось: Вас избрали, а Вы доверием пренебрегли.

— Когда меня избрали председателем горсовета, появилась явная возможность работать дальше без скандалов и без прежней неопределенности, когда ни один мэр был не угоден, область непонятно как развивалась, и не ясно, куда тянула город. Но тут встал вопрос: а кто придет на место мэра Омска? Все собрались жить дружно, совместно решать проблемы, сообразно здравому смыслу, но вдруг избрали бы того, кто, как та Баба Яга, будет всегда против? Да, есть определенное моральное напряжение, есть, я согласен, в отношении избирателей моего бывшего округа. Но что меня оправдывает? Во-первых, я из города не убежал. Во-вторых, отношения выстраивал не по формальному признаку. Конечно, что называется, прикипел к округу, так что в КТОСах и с избирателями нужно сохранить человеческие и партнерские отношения. Особые преференции предоставить округу там сейчас было бы не правильно, но постараемся помочь в подборе кандидата в депутаты на осенних выборах по округу, чтобы атмосфера сотрудничества сохранилась.

— Как Вы считаете, почему в Омске никогда не было рефередумов по местным вопросам?

— Полагаю потому, что областная власть покрывала городскую как бык овцу и подавляла инициативы, которые должны были обсуждаться всеми горожанами. Не надо думать, что я корчу из себя Наполеона, когда утверждаю, что мы должны отталкиваться от мнения населения, это не пустые слова. Вот 22 тысячи наказов от жителей получено в ходе кампании по выборам городского совета. Раньше как было – набрал наказов и сам расхлебывай. Теперь собрали рабочую группу, но все равно в тупике: механизма нет. Татьяна Анатольевна ВИЖЕВИТОВА, бывший и. о. мэра, сказала, что и четырех бюджетов не хватит, чтобы все эти «хотелки» закрыть.. По сути да, но речь не о том идет, что на каждую водоотводную канаву, на каждое дерево, которое нужно спилить, на каждый козырек над подъездом нужно выделить деньги. Нет, речь должна идти о механизме реализации этих наказов. Вот если мы имеем, условно, по благоустройству группу вопросов, давайте посмотрим, из чего она состоит. Если проблема в значительной части находится в компетенции населения, так давайте с ним работать. Если это глобальная проблема, которая, к примеру, касается водопонижения в городе — другое дело. По каждой проблеме нужно принять решение, и не то важно, что мы его тотчас не исполним. Важно, чтобы была ясность – что нужно делать. Я в жизни пользуюсь простыми формулами: если коллектив обладает одинаковой информацией, этот коллектив обречен на успех. Если мы думаем так, а население думает этак, у нас ничего не получится. Оттуда и растет пропасть между жителями и властью. Это первое. Второе: меня угнетает, что у нас нет в городе авторитетного человека, авторитетного мнения «спеца», общественного мнения. Вот был в России Дмитрий ЛИХАЧЕВ. А у нас в городе никого похожего нет: никто никому не верит, все подозревают, что это либо конъюнктура та, либо другая и т.п. Я считаю, что нужно формировать экспертное сообщество.

— Сейчас Вы активно формируете новую администрацию. Кто теперь приходит к управлению городом?

— Прорыва от прежней команды ждать не следует, к великому сожалению, и как бы жестко это ни звучало, но они сориентированы не на творчество, а на исполнение команд. Есть направления, с которыми мы уже определились. На работу с общественностью приглашаем из министерства имущественных отношений молодого юриста Елену БРЕЕР. Что касается социального блока, туда мы пригласили Ирину КАСЬЯНОВУ, до той поры Уполномоченного по правам ребенка в Омской области. Здесь же будет и образование, где уж точно работают профессионалы. Нужно подобрать директора департамента из среды средних школ, и думаю, что люди сумеют там все правильно организовать. Городское хозяйство возглавит Александр ТУРКО, доныне он руководил Агентством жилищного строительства Омской области.

— Когда должны закончить формирование администрации?

— Не позднее 4 — 5 августа, ко Дню города.

— Какие задачи ставятся переда Вашим первым вице-мэром?

— Что касается Юрия ГАМБУРГА, то нам сейчас нужно наводить порядок с землей, там накопилось очень много проблем. У него в управлении будут архитектура и градостроительство, имущественный комплекс, строительство. Все это может действовать только комплексно: сваю забиваем, так мы знаем, что на этой свае будет жилье, а значит, будет семья и ребенок, для ребенка нужен сад, для автомашины нужна стоянка. Вот только так, и он за это будет отвечать. А вообще мы с ГАМБУРГОМ беседовали о том, что названные департаменты должны возглавить сильные специалисты, и наша большая головная боль – это архитектура. У нас нет в Омске архитектора, в этой отрасли такой крах! Если в Новосибирске несколько сотен человек стоят в очередь, чтобы стать членом творческого союза, то у нас восемьдесят человек на весь город. С кем можно разговаривать о чем-то по поводу архитектуры? Отсюда у нас и половина таких издержек, которые мы имеем. Еще одна функция ГАМБУРГА связана с тем, чтобы осуществлять взаимодействие с правительством страны для реализации программы подготовки к 300-летию Омска. Средства, запланированные на юбилейные мероприятия, — единственная возможность ощутимо изменить ситуацию в городе.

— Аудит городского хозяйства будете проводить?

— По этому поводу разговор был и условились: все, что будет в нашей работе указывать на то, что предыдущие решения были приняты с нарушением закона, обязательно станет объектом аудита. А просто ревизовать то, что было сделано, смысла нет.

— Придет сентябрь, и под Ваши окна опять придут граждане, требующие мест в детских садах. Что предпринимаете для решения этой проблемы сегодня?

— Еще 1500 — 1600 мест, я говорил, за счет внутренних ресурсов мы должны в этом году или в начале будущего года обеспечить. Сегодня предметный подсчет показывает, что 1300 мест мы действительно можем сделать. Но раз прозвучало — надо до полутора тысяч добавлять. Но и это далеко не то, что нужно. Задача заключается в том, чтобы привлечь инвесторов и строить. Идут переговоры по поводу двух детских садиков, департамент занимается землеотводом. Инвесторы готовят проект, и мы еще в июле должны будем по этому поводу принять решение, то есть 400 — 500 новых мест в детсадах обеспечим, а дальше на базе этого опыта начнем активное строительство. Но к первому сентября, естественно, проблема не снимется, и как вы справедливо заметили, она обострится.

— Омичи могут не знать, кто руководит муниципалитетом, однако они вправе верить, что их безопасность — самая главная сфера деятельности городской власти. Как Вы оценили проблему с разминированием снаряда новосибирскими спецами?

— Мы должны следовать одному принципу: за все, что происходит на территории муниципального образования, отвечает администрация этого образования. Но властная структура построена таким образом, что муниципалитет в этом случае повлиять не может. Я тут разговаривал с бывшим главой Центрального округа, они мне принесли шпаргалку о том, что жители отказались от претензий на временное жилье и все такое прочее. Расписки принесли, а мой вывод таков: местное самоуправление обязано было обеспечить людям нормальное проживание в случае ЧП, как в этой ситуации со снарядом. Это первое. Нельзя было допускать, чтобы люди где-то болтались, в машине жили. А второй вывод, что нужно эту хронологию выезда воинской части, возврата, снова выезда, эти пять суток обсудить дополнительно и принять меры. Счастье, что снаряд оказался учебным, а представим, что он бы взял да жахнул. Какие пять суток, о чем речь? Ребята, сегодня нет военных действий, китайцы нам за спиной не скрутили руки колючей проволокой и, как только возникла опасность, военспецам в ту же секунду нужно было стартовать. Ну чем занималась воинская часть, с каких пряников пыль там сдувала, что надо было пять суток собираться? Документ подготовим и отошлем министру обороны.

— Вы обратили внимание, как быстро исчез экс-губернатор из омского пространства?

— Стоило ему сделать за порог один шаг… Хорошо, что нынешняя власть сама решает проблемы и не перекладывает ответственность на предшественника, но, с другой стороны, казалось бы, мощная фигура, которая вела область двадцать лет, вдруг исчезла — и никто не ощущает этого вакуума. Вообще, конечно, вещь более чем удручающая.

— «Sic transit gloria mundi»?

— В такие времена живем

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.