Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Что такое предпринимательские способности и как их заставить работать?

21 ноября 2012 10:51
0
3775

17 ноября в камерной обстановке конференц-зала ДК «Молодежный» прошел экспертный семинар-тренинг, посвященный вопросам развития на базе существующих бизнесов Омска предпринимательских кадров.
Опытные и молодые предприниматели, менеджеры по персоналу, бизнес-консультанты обменялись мнениями, насколько современный рынок труда в состоянии решать данную задачу.


Ирина РУДЕНКО, инициатор и руководитель проекта: член координационного совета ООСП, организационный координатор ОПМ «Ноев ковчег»:«Предпринимательские качества не сформируешь, если нет реальной проектной практики и финансовой ответственности»

На сегодняшний день в нашей стране наиболее способными к самостоятельной созидательной деятельности являются бизнесмены и предприниматели. На них и надо делать ставку по поводу восстановления экономики и хозяйства страны. На государственном уровне выделяются какие-то деньги на это, тратятся организационные усилия. Но людей, способных это делать, почти нет.
Вопрос: кто может воспитать профессионала? Только профессионал. Хирурга – хирург, летчика – летчик, предпринимателя – предприниматель. Ни чиновник, ни педагог, ни даже бизнес-тренер этого сделать не смогут.
За счет чего? Только за счет практической реализации реальных предпринимательских проектов. Так же, как хирурга невозможно научить делать операции, если учить его в процессе лекций, семинаров, мастер-классы светил хирургии и даже модных нынче вебинаров… Только со скальпелем в руке и по живому телу. Только реальная практика. При этом риск для пока еще живого пациента уменьшается в десятки раз, если рядом будет стоять его более опытный наставник. А в музыке разве не так? А водитель, сдавший ПДД и имеющий 20 часов езды с инструктором – развеуже настоящий водитель?
С нашей точки зрения, возможность подготовки предпринимательских кадров на базе существующих бизнесов – одна из наиболее эффективных и жизнеспособных. Причем это всего лишь одна из ступеней социальной лестницы, далеко не первая и, безусловно, не последняя. На первом уровне – готовность и способность молодого человека участвовать на безвозмездной основе в общественно значимых мероприятиях, так называемое волонтерство. При этом неважно, каково содержание самого мероприятия, т. к. главные характеристики, которыми он здесь овладевает, – принципиальная способность общаться с большим количеством знакомых и незнакомых людей. Здесь еще нет никакой долгосрочной ответственности, его ведет естественное для возраста желание быть вместе с другими такими же молодыми, веселыми ребятами. Поэтому волонтерство на этом этапе часто носит ситуативный характер, Как говорится, захотел – пришел, захотел – ушел. Многие приходят просто за компанию. Многие уходят в течение года, поработав в трех-пяти акциях. Но есть и те, кто, наработавшись помощниками организаторов, нанервничавшись и наобщавшись на 200%, уже сознательно хотят остаться. Это второй этап развития, когда ребята и девушки вступают в молодежные организации самого разного направления деятельности: от любителей домашних животных до молодежных течений политических партий. Принципиальное отличие от ситуативного волонтерства в том, что на данном этапе уже формируется личная долгосрочная ответственность за общее дело, когда организация, мнение ее членов, социально ожидаемое поведение становятся важными мотиваторами для формирования и проявления целого ряда организационных способностей: умения планировать, договариваться, распределять общие ресурсы и т. д. Здесь, что очень важно, активно проявляются и формируются человеческие качества: способность отвечать за других, дружить, прийти на помощь, терпеливо доводить начатое до конца и т. д.
На следующем, третьем этапе начинается самоопределение молодых людей по профильным интересам, которые могут быть реализованы тоже в волонтерских проектах, но уже в экономической сфере деятельности. Деятельность развивается по нарастающей: начиная от бесплатной помощи своим друзьям на их рабочих местах, помощи родителям в их бизнесе и так по нарастающей. вплоть до бесплатных стажировок и студенческих практик на все более усложняющихся задачах. К сожалению, в настоящее время студенческие практики ориентированы на узкопрофессиональное развитие и очень редко позволяют развивать общепредпринимательские способности. Так что здесь целый пласт работы как для вузов, так и для коммерческих компаний.
Далее по аналогии с первыми двумя этапами – на четвертом этапе молодежь, сориентированная на развитие себя в предпринимательском векторе, может и должна пройти целый этап своего становления в общественных молодежных организациях делового характера. Здесь уже формируется ответственность за общее дело именно в экономических взаимодействиях с реальным бизнесом. Это еще не сам бизнес, но именно здесь молодежь может начинать строить связи, отношения, видеть как устроена жизнь самого предпринимателя.
Пятый этап – социальное предпринимательство, существующее на гранты, субсидии, благотворительные пожертвования бизнеса. Такие программы и организации в городе активно развиваются, многие о них знают. Здесь важно сделать акцент на том, что,смысл заниматься социальным предпринимательством не столько в том, чтобы реализовать социально значимый проект, сколько в том, чтобы сформировать те предпринимательские качества, которые никак иначе не сформируешь, если нет реальной проектной практики и финансовой ответственности. Похоже, что именно этот смысл сейчас за кадром для тех, кто реализует данные программы с молодежью. Шестой этап – совместное предпринимательство с опытным предпринимателем, способным осуществлять патронажное сопровождение и развитие молодого коллеги. Именно этой ступеньке посвящены данные мероприятия. Здесь, пожалуй, собраны такие противоречия, которые кажутся совершено неразрешимыми, и эти противоречия ярко проявлены в представленных ниже цитатах. Не буду на них подробно останавливаться, скажу только, что все противоречия, с точки зрения организаторов данного проекта, принципиально разрешимы, но как и все новое, это кажется почти абсурдом. Поживем – увидим.
Далее следует седьмой этап – собственно предпринимательство в классическом его виде, но социальная лестница имеет еще целый ряд ступеней, которые определяются масштабом того бизнеса, который способен увидеть и построить предприниматель: от локального частного проекта он может двигаться до масштабов города, области, крупного региона, страны, международных бизнес-проектов. И опять же по аналогии с первыми парами этапов на восьмом этапе закономерно для усиления возможностей своего развития в плане освоения большего масштаба предприниматели объединяются в общественные организации, где уже формируется не просто ответственность друг за друга, но ответственность за развитие территории в целом, за условно говоря, не предпринимательское население, за качество жизни своего города, региона, страны.




ОЪЕКТИВНАЯ СТАТИСТИКА
Примерно из 50 человек, прошедших курс обучения в Школе молодого предпринимателя, до написания проекта проходят все 100%. До защиты бизнес-планов перед комиссией – не более 15-18 человек, до получения субсидии – не более 5 человек, до практической реализации проекта – пока закрытая статистика.

ГРУСТНАЯ СТАТИСТИКА
Из новых бизнес-проектов выживают не более 10%, при условии что их ведут опытные предприниматели.

ОЧЕНЬ ГРУСТНАЯ СТАТИСТИКА
100% омских компаний испытывают дефицит специалистов, способных самостоятельно вести проекты.

НЕ СОБРАННАЯ СТАТИСТИКА
Кто знает, сколько омичей за последние 5-10 лет уехавших на ПМЖ в другие города и страны, стали там успешными предпринимателями?



Ярослав ДЕРУНОВ, студент ОмГУ, имеет опыт предпринимательства, опыт совместных бизнес-проектов с опытными предпринимателями:«Самые талантливые уезжают раньше».

Думаю, что про молодежь говорить – это из пустого в порожнее. На самом деле надо учить тех, кто сейчас уже состоявшийся предприниматель. Учить тому, что есть только один механизм вырастить молодого – «давать воздух». Не хочу никого задеть, у всех ситуация разная, но в большинстве своем нынешние предприниматели – это бизнесмены, когда-то получившие ресурсы, поэтому у них нет своего опыта, чтобы понять, что такое предпринимательские усилия. Им это досталось, и они не принимают саму идею, что справедливо отдать часть другому человеку за то, что он вложил свою предпринимательскую смекалку. Он думает так: он же (молодой) не вкладывал туда свои деньги. А его знания, энергия и жилка предпринимательская не стоят ничего.
Если предприниматель задается простым вопросом (подчеркиваю — простым для настоящего предпринимателя): как мне объяснить сотруднику, который, по его мнению, тоже предприниматель, что он закончит данный проект и что он должен уйти, а туда нужно теперь технолога поставить? Настоящий предприниматель разве может задаться таким вопросом? Он должен просто отдать ему 3% (я условно говорю) от этого проекта и сказать: я тебе новые деньги даю, делай новый проект, я дам следующие 3 %. Такого у нас в городе Омске очень мало, поэтому люди и уезжают.
Настоящий предприниматель не идет по пути наибольшего сопротивления. Он не будет здесь упираться и делать что-то, чтобы получить свои деньги. И как вы ни вытягивайте из него склонность к риску, интуицию воспитывайте, если он в данный момент не будет получать за свои усилия деньги, он поедет туда, где он в данный момент получит за это деньги. Поэтому самые талантливые уезжают раньше. Менее талантливые уезжают позже. Еще менее талантливые – в 30 лет.
Потом, возможно, сколотив капитал где-то там, они вернутся к корням, привезут сюда свои ресурсы и уже будут делиться с новым поколением предпринимателей. Это же выгодно! Ведь в тот момент, когда молодой что-то развивает, он увеличивает общий рынок, это выгодно всем, и опытным тем более! Поэтому я накапливаю средства, а вслух не говорю, что я хочу сделать. Потому что иначе мне скажут, что ты сделай, а потом уйдешь. И многие так. Идей-то полно у молодых людей, а они боятся их озвучить, потому что их выкинут с корабля, вот и все.

Галина ГАЗИНА, бизнес-консультант в сфере индустрии красоты, имеет опыт успешного развития предпринимательского проекта на базе действующего бизнеса: «Ограничения для молодых не в Омске и не в рынке»

Если человек не обладает базовыми способностями для предпринимательской деятельности, зачем его искусственно делать предпринимателем? Предприниматель как раз тот человек, который найдет сам, где ему проявляться.
Предприниматель сам обладает потребностью найти себе наставника, если ему это надо.
Он по определению находит те возможности, которые не явные и которых другие пока не увидели. В этом и есть его предпринимательский гений. Предприниматель – это человек, который по сути своей ограничений для самореализации не может иметь. Или он не предприниматель. И я думаю, что ограничения для молодых не в Омске и не в рынке, не в существующем бизнесе, а реальные ограничения — в наличии и потенциале тех предпринимателей, кто может выступить как некий старт-инвестор.


Павел БЕРЕЖНОВ, специалист по i-маркетингу, в недавнем прошлом имеет опыт предпринимательства (заочный участник). Реплика из его выступления на встрече со студентами медицинской академии по поводу обмена опытом, как делать социальные проекты:«В Советском Союзе была построена очень сильная система образования кадров»


Зачем молодые люди делают социальные проекты? Интересно то, что в то время, когда был Советский Союз, были октябрята, пионеры, комсомольцы, т. е. маленькие дети, подростки, молодежь были объединены в общие дела. Они их не называли проектами, и с нашей сегодняшней точки зрения это были дурацкие проекты – собирали, например, газеты по квартирам, металлолом, потом это сдавали, получали совершенно маленькие деньги и что-то на них опять же делали. Потом им поручали какие-то более важные дела, из пионерии они выходили в комсомол и т. д. Шли по жизни. Как бы плохо сейчас ни говорили о Советском Союзе, там была построена очень сильная система образования кадров, сильных и про-активных по жизни, которые могут сами что-то организовать, проявить инициативу, при этом организовать не только внутри себя, но что-то полезное сделать с другими людьми.
Это сейчас, как мне кажется, возможно реализовать через социальные проекты. Явные выгоды участия в проекте – личный опыт, портфель связей, радость от общения, гордость от реализации проекта. Есть очень существенные, но неявные выгоды – воспитывается класс активных людей, с определенной позицией по жизни. Такие люди будут сильно востребованы в жизни, и к ним всегда будет повышено внимание. Мало кто это осознает из молодых людей.


Владимир ПОЛОВИНКО, доктор экономических наук, профессор, первый проректор ОмГУ: «Предпринимательские способности являются врожденными»

Когда мы говорим о том, в какой степени государство или кто-то может влиять на формирование предпринимательства, очень важно исходить из определения, что предпринимательство – это умение комбинировать ресурсы в динамичной непредсказуемой среде (она непредсказуема, поэтому никто научить особо не может) для достижения целей развития организаций или структур и увеличения стоимости бизнеса.
Базовые способности, которыми должен обладать предприниматель: способность работать в условиях риска, интуиция, умение комбинировать ресурсы (несостыкуемое состыковывать), системное мышление, инновационность. Практически все они являются врожденными способностями, задатками, присущими человеку задолго до того, как он пришел в экономическое пространство. Наличие их дает базовые способности заниматься предпринимательством. Но их как раз и невозможно сформировать у тех, кто к этому не способен. Далее – ситуационные способности: умение планировать, анализировать, считать, управленческие навыки и т. д. – они могут быть приобретенными и им можно обучать. Человек, даже не обладая ситуационными характеристиками, может быть успешным предпринимателем. Но без базовых качеств, сколько ни учись, не может появиться хороший предприниматель, это аксиома, коллеги!



Дмитрий САПУНОВ, предприниматель, старший преподаватель бизнес-факультета ОмГПУ: «Развивать надо не личность, а проекты»

Мне кажется, что развивать предпринимательские способности и невозможно, и не нужно. И здесь, на мой взгляд, есть одна методологическая ошибка, в которую мы все время играем. Мы почему-то все хотим развивать базовые способности. Те, кто предпринимателями работает, мы никогда не хотели быть предпринимателями. Но в какой-то определенный момент я увидел некую ситуацию, которая позволяет мне в моей жизни зарабатывать больше, изменить качество жизни. Я не знаю про свои предпринимательские способности ни-че-го. У меня есть ситуация. Поэтому развивать надо не личность, а проекты. Почему уже не первый год обо всем этом говорится, есть фонды поддержки, ассоциации, школы и т. д., но все на том же месте? Да потому что когда предприниматель приходит с конкретной проблемой с заказчиками, он просит помощи в проекте, а ему говорят: подожди, господин хороший, иди-ка ты поучись. Я не хочу быть предпринимателем, я хочу реализовать проект, который меня выведет на определенный уровень. Я считаю, что чем нужно помогать, так это создавать условия, чтобы была база эффективных проектов.




Сергей ГАНЧАРУК, предприниматель, член координационного совета ООСП, содержательный координатор ОПМ «Ноев ковчег»:«Первое — это самость, то есть способность к самоорганизации есть, а второе — способность работать с будущим»


Предпринимательские способности находятся как бы в спящем состоянии и не проявлены у большинства людей, ими обладающих. Это происходит в силу того, что люди живут в обыкновенной жизни и в регулярном режиме делают стандартные дела каждый день. Поэтому и нужны специальные инструменты и механизмы, которые позволяли бы их проявлять. Условия со стороны государства как держателя общих систем, которые оно должно воспроизводить, чтобы предпринимательская активность росла и предпринимательское сословие начало формироваться не в разовом масштабе, а в массовом – это инфраструктура региональной экономики, с которой мы уже несколько раз в различных форматах работали.*
Что касается способностей самого предпринимателя – чем он должен обладать, чтобы быть способным к предпринимательскому типу действия? Первое – самость, т. е. способности к самоорганизации, самодеятельности, самостоятельности. То, что позволяет человеку самому себя вытягивать из болота, подобно Мюнхгаузену, выживать. Предприниматель сам ставит цели. В отличие от менеджера, которому цели ставятся извне. Вопрос самости ключевой. Второе – способность человека работать с будущим. Как правило, мы в основном живем в потоке текущих обстоятельств и действуем сообразно тому, что видят все вокруг нас. Предпринимательские способности возникают тогда, когдачеловек, находясь в потоке, видит и может работать с неизвестным, способен сформировать образ будущего порядка (с экономической точки зрения, разумеется), относительно которого он может себя туда забросить своим мышлением и оттуда строить свои действия в текущих обстоятельствах. Ни в коем случае не ориентируясь на то, что происходит сейчас. Как правило, таких людей очень мало еще и потому, что есть социальная проблема: все остальные начинают его считать не от мира сего, белой вороной. А это не каждый выдержит. Человек, способный преодолеть социальные стереотипы и быть белой вороной в социальной структуре отношений, обладающий силой противодействия социальному, – вот только тот и способен быть предпринимателем. И третья способность, которая у людей предпринимательского типа формируется, это способность рассчитать: можем ли мы в конце получить положительный баланс от нашей деятельности или нет.


* Подробнее со «Схемой региональной экономики» можно ознакомиться на сайте ООСП:
1. Спецвыпуск газеты по итогам трех общественно значимых мероприятий в 2011 г. под общим титулом «Сибирь – Ноев ковчег человечества», глава «Схема региональной экономики » — стр. 11
http://www.oosp.ru/content/spetsvypusk-gazety-v-preddverii-regionalno

2. Первый диалоговый семинар Проектной мастерской от 17.03.2011 г.
«Схема региональной экономики»
http://oosp.ru/content/proektnaya-deyatelnost-oosp-0






ПРОДЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО


Организаторы
Омский областной союз предпринимателей
При поддержке
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Омского кадрового форума

Экспертный семинар-тренинг
«Предпринимательская корпоративная культура бизнеса.
Проектное предпринимательство на современном этапе»

24 ноября с 10 ч., ОмГУ, корп. № 6, ауд. 214, пл. Лицкевича, 1

Цели: Оценить принципиальную возможности формирования и развития предпринимательских компетенций внутри действующего бизнеса за счет проектного предпринимательства. Зафиксировать необходимые и достаточные условия для роста деловой активности. Определить, что может сформировать сам бизнес, пока еще не созданы условия на государственном уровне.
Режим работы: групповой интеллектуальный поиск в режиме мозговых штурмов, — презентации экспертных мнений по отдельным вопросам; диалоги и дискуссии; видеосъемка текущей работы тренинга для фиксации и сохранения содержательных наработок.
Модераторы: бизнес — консультанты Елена АТЕПАЛИХИНА, Людмила МАКШАНОВА,
Ирина РУДЕНКО.
Зачем это надо бизнесменам?
1. Возможность диверсифицировать свой бизнес силами начинающих предпринимателей — наемных сотрудников.
2. Возможность активнее развивать существующий бизнес через новые проекты силами начинающих предпринимателей — наемных сотрудников.
3. Возможность за 3-5 лет выстроить систему отношений, которая позволит вынуться из оперативного управления, а если повезет – перейти в категорию инвесторов, получать дивиденды от совместных бизнесов с начинающими сегодня молодыми предпринимателями — наемными сотрудниками.

От оргкомитета: Ирина РУДЕНКО, организационный координатор ОПМ «Ноев ковчег», сот. 8 960 991 9781, e-mail: opm_noevkovcheg@mail.ru
Мария ПОНОМАРЕВА, специалист по УП ГК «Вес-Трэйд», сот. 8 950 780 99 35, e-mail: orp@ves-trade.com

Данная деятельность осуществляется на средства субсидии, предоставленной администрацией города Омска в рамках ежегодного конкурса среди некоммерческих организаций по разработке и выполнению общественно полезных проектов на территории города Омска.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.