После общения с группой технических руководителей ОАО «Газпром», которые прибыли в Омск с рабочим визитом, глава областного минэкономики 22 ноября заехал в редакцию «Коммерческих вестей», чтобы побеседовать с творческим коллективом на редакционной кухне за чашкой чаю. На «кухонных посиделках» в «КВ» Александр ТРИППЕЛЬ уже побывал (сразу после назначения), но за прошедшие несколько месяцев к нему накопилась новая порция вопросов.
— Александр Фридрихович, будет ли результативным приезд в Омск делегации специалистов Газпрома?
— Пока мы ставим себе цель выявить потребности такого крупного потребителя, как Газпром. Компания предъявляет жесткие требования к поставщикам оборудования и комплектующих, чтобы стать поставщиком Газпрома, необходимо пройти ряд процедур, получить аккредитацию, и омским предприятиям полезно будет, я думаю, ознакомиться с этими требованиями. 20 омских предприятий уже поставляют свою продукцию Газпрому и различным нефтяным компаниям, вполне возможно, что этот список расширится. Но это точно не произойдет за один день.
— Сейчас даже Тюмень, которая никогда не отличалась развитым машиностроением, претендует на то, чтобы обеспечивать машиностроительной продукцией нефтяную отрасль...
— Вполне понятное желание, каждый регион ставит себе задачи по развитию промышленности, созданию новых производств, увеличению объемов выпуска продукции. Тюмень, как нефтедобывающий регион, тоже старается удовлетворить потребности собственных предприятий, и это нормально. Хорошо, что ко всем пришло понимание необходимости создания рабочих мест не только в сфере услуг, но и в промышленном производстве. Одно рабочее место, созданное в производстве, побуждает к созданию 3-4 новых рабочих мест в других сферах.
— Слова у вас правильные. Проблема только в том, что аналогичные слова мы слышим на протяжении уже 20 лет. И про необходимость создавать продукцию под потребности Газпрома мы тоже много слышали. А где же результат?
— Согласен, пока нет результата. В том числе из-за того, что в Сибири затраты на производство аналогичной продукции выше, чем в регионах Центральной России. Мне, например, приходилось слышать мнение, что даже строительство того же шинного завода в Омске было стратегической ошибкой. Почему? А потому, что 65% сырья завозится из-за Урала и 70% готовой продукции вывозится обратно за Урал. И производится продукция в условиях климатически не самых благоприятных. Сравните тот же Ярославский шинный завод и Омский шинный завод. У ярославского, с учетом других климатических условий и логистики, затраты по объективным причинам всегда будут ниже. При прочих равных условиях мы проигрываем. Тем не менее мы уверены, что найдем общий язык с инвесторами, которые готовы создавать новые рабочие места в промышленном производстве.
— Примеры можете назвать? Кто уже готов?
— ОАО «Кордиант» заявляло о своих планах по расширению. Недавно у меня была встреча с одной амбициозной компанией, которая занимается изготовлением котельного оборудования и намерена построить завод в Омске. Назвать ее пока не могу, не хочу опережать события.
— А когда, наконец, заработает завод полипропилена, который строит ГК «Титан»? Сроки переносятся на протяжении уже трех лет.
— Срок в очередной раз перенесли. Но я надеюсь, что до нового года завод все же заработает. Насколько я знаю, ГК «Титан» завершает переговоры с ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Сибур» о том, что эти предприятия войдут в долю, что вселяет дополнительную уверенность в запуске завода. «Сибур» — профессионал в области производства полимеров. А если «Газпром нефть» заходит со своей долей, значит, не возникнет проблем с поставками сырья. Можно сколько угодно ругать СУТЯГИНСКОГО, но у него есть большой плюс — он постоянно ищет и что-то генерирует. И идеи у него правильные. Но есть и минусы, конечно, — он не может набрать команду, которая способна реализовать его проекты.
— Раньше говорили, что большая часть омского полипропилена будет перерабатываться в Омске, на площадке технопарка, где разместится пул малых предприятий. А как вы оцениваете перспективы полипропиленового технопарка?
— Для того чтобы переработать даже половину планируемого объема, нужно выпускать сотни марок полипропилена, что для омской площадки нереально. Вернее, технологически это возможно, но экономически нецелесообразно. Если омский завод войдет в одну группу с заводами «Сибура», то он будет производить, вероятнее всего, 4-5 марок.
— Недавно прошла информация, что в регионе создается некий фонд стратегического развития. Каким предполагается финансовое участие бюджета в уставном капитале этого фонда?
— В Омской области действительно появится структура, которая будет заниматься сопровождением подготовленных инвестиционных площадок, сопровождением и привлечением инвестиционных проектов в регион, как это и предусмотрено областным законом об инвестиционной политике. Такую структуру можно назвать как угодно — хоть фондом, хоть корпорацией развития, но, если вы заметили, я специально избегаю слова «корпорация». Мы не хотим тратить бюджетные деньги, даже минимальные, на ее создание. У нас уже есть стопроцентная «дочка», ОАО «Агентство по рекламно-выставочной деятельности", эта компания способна выполнять больше задач, чем выполняет сегодня. Причем даже значительного увеличения штата для этого не потребуется. По моим расчетам, для сопровождения инвестпроектов и инвестплощадок будет достаточно 6-8 человек. Не исключено, что позже мы изменим и название.
— Все областные инвестзаконы направлены на поддержку только новых проектов. Ну а как быть с держателями уже существующих инвестпроектов?
— Мы считаем, что задача по привлечению инвестиций и предоставлению преференций не должна вступать в противоречие с задачей по увеличению налоговой базы. Именно поэтому все законы, которые мы с таким скрипом сейчас принимаем, распространяются на вновь создаваемые предприятия. Тем не менее мы внесли в Законодательное собрание Омской области закон об инвестиционном кредите, который распространяется и на инвестиционные кредиты для уже действующих предприятий. Через этот механизм инвестиционного кредита действующие предприятия тоже смогут получать преференции по налогу на имущество.
— Когда заработает весь пакет областных инвестзаконов?
— Мы рассчитываем, что с 1 января 2013 года все законы уже вступят в силу.
— В конце сентября Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение о передаче помещения Экспоцентра в собственность Омской области. Из-за чего возник спор?
— И Экспоцентр, и Конгресс-холл строились на деньги правительства Омской области, а компания «Континент», посчитав, что на сегодняшний день она потратила больше денег, чем ей заплатили по договору, отказывалась передавать имущество. Мы были вынуждены обратиться в суд. Теперь решение вступило в законную силу, сейчас идет процесс передачи Экспоцентра в казну. А потом из казны через эмиссию акций это имущество будет передано в уставный капитал ОАО «АРВД».
— Что вы думаете об инициативе депутата Заксобрания Вадима МОРОЗОВА, который предлагает внести изменения в областной закон, регулирующий правила торговли алкогольной продукцией, чтобы более жестко ограничить ее по времени?
— Если вы хотите услышать мое личное мнение, я думаю, что ужесточения не помогут. Мы же все понимаем, что простыми запретами и ограничениями по времени мы не добьемся снижения количества людей, употребляющих алкоголь. С 9 утра продавать или с 11 утра — это не важно. Мы уже это все проходили. Не хотелось бы создавать благоприятные условия для теневого бизнеса. Я понимаю экономические методы регулирования. А запретительные — они, я уверен, ничего не дадут.
— По поводу МОРОЗОВА. Предыдущим правительством Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, которой руководит г-н МОРОЗОВ, отводилась важная роль — она должна была стать центром влияния в предпринимательской среде. Однако этого не произошло. Не опасается ли новая региональная власть потерять контроль над этим сегментом экономики? Или вас устраивает такой посредник, как МОРОЗОВ?
— Не могу отвечать за то, что было вчера, а на сегодняшний день правительству и губернатору, я думаю, не требуется посредник во взаимоотношениях с малым бизнесом. Я и сам смогу прийти к любым предпринимателям и буду разговаривать с ними на одном языке.
— Координационный совет при министерстве экономики, о котором говорилось три месяца назад, он будет создан или нет?
— При министерстве уже создан экспертный совет, и он работает. Мы уже дважды собирались, обсуждали с членами экспертного совета все действия, которые предпринимает правительство, все законы, которые планируем принять.
— На последнем заседании экспертного совета обсуждались промежуточные результаты работы над стратегией Омской области. Пока от компании Strategy Partners Group ничего нового мы не услышали. Или вы не согласны?
— Консультанты Strategy Partners Group озвучили пока только результаты опросов. Это не мнение консультантов, а мнение омичей, тех, кто с ними работал. Да, они долго собирали предварительную информацию. Может, и правильно, что они потратили столько времени на определение платформы, где мы есть, на плюсы и минусы.
— Стратегией развития занимались уже неоднократно. Разрабатывался и бренд Омской области. Если все сделанное никуда не годится, то нужно так и сказать.
— Вы знаете, я ни разу не видел комплексного документа, который можно было бы назвать программой развития. Все время были какие-то отрывки, отдельные предложения отдельных предприятий, которые просто суммировали, считая, что это и есть программа развития области. Если говорить конкретно о бренде Омской области, после завершения процедуры регистрации в Роспатенте он станет собственностью ОАО «АРВД». Раз уже деньги потрачены и он есть, мы, конечно, будем его использовать. Один из вариантов использования, который сейчас обсуждается, — маркировка брендом продукции омских производителей. Идея в том, чтобы омские покупатели видели, что этот продукт произведен в Омске и он высокого качества. Чтобы сами омичи, прежде всего, могли ориентироваться.
— Правда ли, что Газпромом принято решение о благоустройстве за свой счет улицы Чокана Валиханова, на которую он намерен потратить 1,5 млрд рублей? Почему именно эту улицу решено благоустроить?
— Не знаю, принято такое решение или нет, но оно во всяком случае озвучивалось председателем правления ОАО «Газпром». Кто же откажется, если спонсор сделает более благоустроенным какой-то участок в городе Омске? Почему была выбрана именно улица Валиханова — я тоже не знаю. Могу только сказать, что эта инициатива не правительства Омской области. Если вас интересует моя личная точка зрения, я не считаю, что проект по реконструкции улицы Валиханова является для Омска приоритетным. И на счет суммы в 1,5 млрд рублей — это все же преувеличение, я думаю. Какая-то слишком большая сумма, на мой взгляд.
— Нет, мы не против реконструкции улицы Валиханова, никто от такого подарка не откажется. Но смущает, что на решения Газпрома не может повлиять никто. Почему у нас ни общественность, ни городские власти не имеют права голоса?
— Собственно, у нас есть бюджет области и бюджет города Омска, который распределяют депутаты Законодательного собрания и горсовета. И никто не лишает их возможности расставлять приоритеты при использовании бюджетов. А в данном случае приходит спонсор — не важно, Газпром это или кто другой, — и говорит, что хочет построить в городе объект, который в нашем понимании не является приоритетным. Как должно, на ваш взгляд, поступить правительство и муниципалитет? Сказать: нет, нам такого подарка не нужно?
— А разве Газпром — это предприниматель, который своим умом заработал себе капиталы и теперь желает заниматься благотворительностью? В конце концов, эта компания занимается разработкой общих ресурсов, которые принадлежат нам всем, а в Омске работает НПЗ, который наносит вред омской экологии. Разве мы не имеем права голоса?
— Самый большой вред омской экологии мы наносим сами. Мы ездим на машинах и нарушаем экологию. Но мы ведь не хотим отказываться от машин. А почему мы должны отказываться, если собственник нефтезавода хочет построить в городе что-то дополнительно? Горсовет имеет право высказать свое мнение, я не спорю, но окончательное решение в любом случае останется за спонсором.
— Тогда еще один вопрос из сферы экологии. В одном из своих первых интервью вы говорили, что завод поликремния, который планирует строить в Омске ГК «Титан», может быть экологичным, безопасным и рентабельным. Не изменилось ваше мнение сейчас?
— Нет, мое мнение не изменилось. На первое место я ставлю, повторюсь, экологическую безопасность этого предприятия. Когда будет разработан проект, он пройдет все экологические экспертизы, а мы убедимся, что безопасность обеспечена, при таких условиях завод поликристаллического кремния для Омской области нужен. Потому что мы получим не только сам завод, но и создадим базу для дальнейших переделов кремния. Кроме того, напомню, при производстве поликремния используется древесный уголь в огромных объемах, который производится из неделовой древесины, а такой древесины в Омской области огромное количество. А при расширении производства древесного угля мы можем получить синергетический эффект за счет производства недорогой тепловой энергии в северных районах области. Есть масса плюсов, о которых все забывают. Если говорить о рынке поликремния, то цены там сегодня действительно достигли исторически низкой отметки. Можно сказать, что рынок перенасыщен. Но что происходит, когда рынок перенасыщается? Как правило, все перестают строить новые производства. И если инвестор, рассматривая реализацию такого проекта при сегодняшнем уровне цен, примет решение о строительстве, то за экономику проекта можно не переживать. Давайте мы будем переживать за экологию, а заботы о прибыльности проекта оставим инвестору.
— Экспертизу проекта кто будет проводить?
— Профессионалы, естественно, потому что все споры, которые сегодня ведутся, они ведутся, к сожалению, на любительском уровне. Экспертные организации должны быть независимые, их должно быть несколько. В том числе зарубежные. Сначала специалисты должны высказаться, а потом уже будут принимать решение политики. Но никак не наоборот.
— Ближе всех к этому гипотетическому заводу окажется в любом случае население Советского округа. Как вы считаете, в каких формах, если не на митингах, население округа может поучаствовать в принятии решения о строительстве завода поликремния? Согласитесь, налоги от нового предприятия будет получать регион, а экологические риски принимает на себя прежде всего население округа.
— Чтобы принять любое объективное решение, необходимо руководствоваться информацией, основанной на языке цифр. Все ли захотят понять этот язык — я не уверен. Как-то же обходились до сих пор политики без всенародных обсуждений других инвестиционных проектов. Почему тогда население должно принимать непосредственное участие в обсуждении именно этого проекта? Население уже приняло решение, когда избирало своих представителей в представительные органы власти. Через своих представителей, депутатов горсовета, Законодательного собрания Омской области они и будут влиять на этот процесс. На мой взгляд, это самая правильная форма влияния — через представителей. А все остальные формы — это эмоции. Как мне недавно заявляли представители одной из партий: мы не будем возражать, если завод построят в 150 километрах от Омска. То есть если завод будет возле Тюкалинска, то вопрос об экологической опасности уже можно не ставить, — так получается? По собственному опыту могу сказать, что по-настоящему прогрессивные решения воспринимает максимум 40% людей. 60% людей — не воспринимают, жестко критикуют, и только потом, спустя какое-то время, приходит понимание. И это нормально. У Советского округа одни страхи, у Октябрьского — другие. Когда начинаются противопоставления, я вспоминаю историю из 1997 года, когда я стал директором Омского шинного завода. В то время завод работал на 20% от своей мощности. Зато продавались буквально влет авиационные шины. И вот работники этого цеха, где производились авиационные шины, мне говорят: не хотим кормить весь завод. Если, мол, мы зарабатываем деньги, то все деньги нужно платить нам. Спустя шесть месяцев продажи авиационных шин упали практически в ноль, и через некоторое время нам пришлось даже закрыть этот цех.
— Чем закончилась история с перерегистрацией в Москву НПО «Мостовик»?
— Это была не перерегистрация, а изменение схемы налогового администрирования. Налоги НПО «Мостовик» как платило, так и продолжает платить в Омской области. Решение о перерегистрации может принять только сама компания. Она такого решения не инициировала. Будем хорошо относиться к «Мостовику» — эта компания не уйдет из Омска.
— И последний вопрос: вы читаете журнал «Nota Bene», который выпускает АРВД?
— Строго говоря, такого журнала сейчас нет. Есть журнал «Особое внимание», но вы, видимо, хотите сказать, что это одно и то же. Тем не менее мы решили журнал не закрывать, а модернизировать. Мы уже удешевили его в два раза и будем в нем давать сугубо экономическую информацию, касающуюся вопросов инвестиционного развития. Этот журнал будет сугубо целевой, для размещения информации об инвестплощадках, инвестпроектах, инвестзаконах. Мы не будем никого сильно хвалить или искать жареные факты, чтобы увеличивать тираж.