Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства в 2012 году увеличил перечень предоставляемых мер государственной поддержки, соответственно с этим претерпев и структурные изменения. Об итогах года в сфере государственной поддержки предпринимателей обозреватель «КВ» Ольга УМОВА побеседовала с управляющим Фондом Вячеславом ФЕДЮНИНЫМ.
— Вячеслав Валерьевич, вы руководите работой Фонда почти пять лет, по вашему опыту, какого рода поддержка необходима бизнесу в первую очередь?
— Создавая в 2008 году Фонд, в первую очередь мы планировали направить усилия на то, чтобы дать бизнесу гарантии. На тот момент ни в одном из регионов предоставление поручительств государством не было развито как следует. Сегодня во всех субъектах РФ работают подобные нашей структуры. До сих пор и Центробанк РФ, и Правительство РФ наиболее эффективной формой господдержки признают именно гарантирующие организации. На каждый рубль, который мы вкладываем в поручительство, привлекается 10 рублей кредитных средств для предпринимателя. При этом наш вложенный рубль не тратится, он капитализируется.
— Каковы финансовые возможности Фонда? Какими суммами Фонд как гарант располагает сегодня?
— Капитализация Фонда на конец 2012 года только по поручительствам составляет 360 млн рублей (на начало года было 320 млн рублей). Это те средства, которые у нас есть, которые используются для обеспечения поручительств. На эти 360 млн рублей за время существования Фонда мы привлекли 3 млрд 200 млн рублей. Причем по 2012 году план перевыполнили — изначально правительством ставилась планка в 700 млн рублей, потом она выросла до 900 млн рублей, а к концу года мы подошли с в 1 млрд 200 млн рублей.
В целом с имеющейся капитализацией мы можем поручиться еще за 2,5 млрд рублей на общую сумму привлеченных кредитов порядка 5 млрд рублей.
— Как сложился финансовый год для малого и среднего бизнеса в Омской области? На каких условиях Фонд работал с предпринимателями?
— Мы ожидали, что год будет финансово сложным для бизнеса и в кредитах предприниматели будут не так активны. В чем-то это нашло подтверждение, в чем-то нет. Так, количество выданных поручительств чуть меньше, чем в прошлом году, но сумма привлеченных кредитов больше. Если ранее средняя сумма кредита, полученного под гарантии Фонда, была около 6,5 млн рублей, то в 2012 году — 7,5 млн рублей.
Еще одно позитивное изменение в том, что развитие бизнеса идет в нужном направлении. Так, в начале деятельности Фонда 70% из тех, кто приходил к нам за поручительством, представляли торговую сферу, по итогам 2012 года – всего 26%. Остальные предприниматели работают в производственной сфере, сфере услуг, строительстве и так далее. Мы делаем акцент на те отрасли, где есть прибавочная стоимость. И по итогам 2012 года могу сказать, что для Фонда это был год структурных изменений в лучшую сторону, когда активнее стали работать предприниматели именно в приоритетных отраслях.
По нашей статистике кредиты стали длиннее — средняя продолжительность кредита, привлеченного с помощью Фонда, составляет сейчас 3,5 года. Деньги, увы, дешевле не стали, но это российская тенденция. В прошлом году средняя ставка по кредитам у нас составляла 14,8% годовых, в этом году заканчиваем год со ставкой 15,5% годовых. Думаю, тенденция роста сохранится и в следующем году.
— В прошедшем году Фонд провел лишь один конкурс на предоставление грантов по 200 000 рублей для создания собственного дела. Как вы оцениваете его результаты?
— Действительно, в 2012 году федеральные средства пришли во втором полугодии, поэтому конкурс успели провести лишь к концу года. Мы могли поддержать более 300 проектов, но победителей определилось только 187. Этот результат вовсе не плохой, ведь для нас главная задача – качество проектов. Конечно, на 200 000 рублей чаще всего можно организовать лишь микробизнес, но даже такие, казалось бы, незначительные средства могут дать человеку возможность для старта.
— Фонд также проводит конкурсы для инновационных компаний, которым для успешного старта, для налаживания высокотехнологичного производства часто нужны суммы совсем иного порядка..
— Да, у нас есть конкурс грантов для инновационных компаний. В 2010 году мы получили на него 15 млн рублей, и уже тогда по итогам первого конкурса имели возможность поддержать 30 компаний. Однако тогда поддержали только пять, а всего за прошедшие три года из 110 заявителей победителями признаны лишь 25 компаний. Сумма гранта – до 500 000 рублей, но никто и не подразумевает, что это инвестиции заключительного этапа.
Эти средства даются на то, чтобы автор проекта мог подготовить его под требования инвестора, коммерциализовал свою идею. Изготовить опытный образец, провести испытания, подготовить качественное предложение для инвестора – на все это нужны деньги.
— В адрес Фонда от участников конкурса звучала критика по поводу жесткого подхода, завышенных требований к отчетности.
— Если бы нас не критиковали, тогда было б ясно, что мы точно делаем что-то неправильно. Да, по двум компаниям у нас проходили судебные процессы, но это нормальная практика для организаций, подобных нашей. К сожалению, не все начинающие предприниматели осознают, что, принимая на себя обязательства, нужно потом думать, как их выполнить. А государство тем не менее, должно оказывать поддержку каждому желающему, независимо от того, насколько честные у него глаза. Между тем встречаются среди претендентов на гранты и те, кто не способен к предпринимательству, и откровенные мошенники.
Для меня ценным показателем правильности нашего подхода является то, что представители подобных организаций из других регионов благодарят, говорят, что многому научились у нашего Фонда. И я могу с уверенностью сказать, что такой организации, как наша, имеющая много инструментов государственной поддержки, и консультационной, и финансовой, в России нет.
— Что вы понимаете под консультационной поддержкой? Какого рода консультации наиболее востребованы?
— Мы ведем консультирование по самым разным направлениям и в различных форматах. Напомню, в структуре Фонда работает «горячая линия» для предпринимателей – так называемый cаll-центр. Так вот, за 2012 год по «горячей линии» обратилось 622 предпринимателя. Я считаю этот результат очень хорошим, тем более что затраты при таком подходе минимальны.
В апреле мы также открыли Центр юридического сопровождения. Работает он бесплатно, разрекламирован по всем возможным каналам, и с апреля за консультацией обратились лишь 68 человек. Если бы были серьезные проблемы с правовой грамотностью, очередь бы стояла, а раз ее нет, значит, ситуация в этом плане меняется к лучшему. Сейчас мы предоставили возможность получать бесплатные юридические консультации для предпринимателей, проживающих в районах Омской области. Мы заключили с рядом консалтинговых компаний, работающих в сельской местности, соглашения, согласно которым они работают с предпринимателями бесплатно, а мы компенсируем эти трудозатраты. В районах это предложение востребовано, что заметно уже по первым месяцам работы.
— То есть Фонд не только собственные силы направляет, но и привлекает профессионалов со стороны.
— Конечно, и не только за деньги. Серьезную поддержку нам оказывает Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства. Только в районах в оценке проектов участвует около 200 экспертов! 3 500 человек приняло участие в конкурсах на предоставление грантов, и такой массовости невозможно было бы достигнуть, если бы не популяризация деятельности Фонда на местах. Предприниматели бесплатно работают в конкурсных комиссиях, а в некоторых районных отделениях АРП заранее к конкурсам готовят людей, помогают, и такую поддержку начинающего бизнеса тоже трудно оценить в деньгах. У меня часто спрашивают, какая польза от общественных объединений. Как для руководителя Фонда, для меня польза, как минимум, в том, что большое количество людей вовлекается в процесс информирования о мерах государственной поддержки.
— В структуре Фонда работает достаточно новый отдел – Центр поддержки экспорта, расскажите немного о его функционале.
— Наша цель – обеспечить выход за рубеж товаров, которые производятся субъектами малого и среднего бизнеса Омской области. Малый и средний бизнес чаще всего не имеет возможности платить за такие услуги деньги, но за рубежом интерес к нему есть. О практическом опыте работы на международном рынке нашему бизнесу не расскажут ни в органах власти, ни на таможне, ни в консалтинговом агентстве. Мы уже занимаемся этим, так, совсем недавно организовали в Омске цикл семинаров известного эксперта по внешнеэкономической деятельности Петра ТРАВИНСКОГО.
Организация бизнес-миссий и деловых переговоров, таким образом, лишь десятая часть нашей работы в этом направлении. Немаловажно давать разъяснения, предоставлять возможность перенять опыт других предпринимателей. Работы очень много. В 2013 году будем проводить конкурс «Лучший экспортер», и столкнулись с тем, что в регионе даже нет единой базы, в которой можно было бы почерпнуть данные об организациях, работающих за рубежом или заинтересованных в этом.
— Каковы ближайшие планы Фонда на 2013 год?
— Уже в феврале мы планируем объявить конкурс грантов на создание собственного дела, затем конкурс между инновационными компаниями. Средства уже предусмотрены. Смогут подтянуть до нужного уровня и вновь представить свои проекты и те, кто не прошел по итогам предыдущих конкурсов.
Программы Фонда по предоставлению поручительств и микрофинансированию не меняются. Запланированы деловые поездки в Индию, Монголию, Турцию, Южную Корею. Кстати, сейчас работаем над тем, чтобы наши ИТ-специалисты вышли на перспективный рынок Таиланда. Планируем в 2013 году запустить и первые проекты с участием Фонда в уставном капитале предприятия. Это будут штучные проекты, но, как мы рассчитываем, вполне успешные.
— Вячеслав Валерьевич, в 2013 году заканчивается региональная программа поддержки малого и среднего бизнеса. Уже сейчас возникают вопросы, а что будет дальше, в том числе с федеральным софинансированием. Как будет работать Фонд в том случае, если федеральные власти решат переложить ответственность за поддержку малого бизнеса на регионы?
— Региональные власти направляют существенные средства на поддержку предпринимательства, и я уверен, что закончится одна программа – будет принята другая. Есть и полное понимание того, что нельзя надеяться только на федеральные субсидии, потому вкладываются серьезные средства в капитализацию Фонда. Имеющиеся сегодня ресурсы дают возможность отнести Фонд к организациям, крепко стоящим на ногах, о чем говорят и наши рейтинги. Так что каких-либо ухудшений в программах господдержки мы не ожидаем.