Все рубрики
В Омске понедельник, 5 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 81,4933    € 92,8370

Василий МЕЛЬНИЧЕНКО, художник, владелец галереи «Белый куб», руководитель школы фотографии и мультимедиа «Событие»: «Разговаривать с властью это как говорить с муравейником»

10 апреля 2013 12:38
0
3668

1 апреля галерея современного искусства «Белый куб», которую создал и поддерживал много лет Василий МЕЛЬНИЧЕНКО, закрылась окончательно. Некоммерческий проект так и не получил поддержки. О причинах незаинтересованности властей в современном искусстве, о позиционировании Омска, а также о молодых художниках, идеи которых могли бы изменить городскую среду, с Василием МЕЛЬНИЧЕНКО поговорил обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.

— Василий, прошлым летом, насколько я помню, «Белый куб» уже закрывался. Потом открылся опять. Может, и на этот раз не все так окончательно?

— Нет, прошлым летом «Белый куб» не закрывался. Я приостанавливал деятельность галереи в связи с проблемами финансового характера. Но тогда я выкрутился, распродав за бесценок свою коллекцию, и за счет вырученных денег галерея смогли просуществовать еще некоторое время. К тому же тогда у меня еще были какие-то надежды, что в Омске может появиться государственный Центр современного искусства.

— Надежды, связанные со сменой власти?

— Совершенно верно. Новый губернатор. Мы ведь все на что-то надеялись. С Виктором НАЗАРОВЫМ я даже встречался прошлым летом лично. Мы пообщались. Он внимательно выслушал, удивился, что мы работаем на энтузиазме да еще и платим аренду по рыночным расценкам. По итогу было обнадеживающее рукопожатие...

— И что?

— И ничего. С тех пор я побывал во многих кабинетах, поговорил с большим количеством чиновников, но результат ровно такой же, как и прошлым летом. То есть никакого. Сначала я встречался с министром культуры, потом у меня попросили смету с примерным бюджетированием. Идея-то была в том, что мы открываем Центр современного искусства, а на его базе будет работать факультет новых медиа Омского государственного института сервиса, в котором бы обучались арт-менеджеры и художники новых медиа. Но не для дипломов, а чтобы они могли найти себе применение и могли реально поменять среду в этом городе. На все это нужно было порядка 8 млн рублей.

— И почему не договорились с министром культуры?

— Не знаю. Министерство культуры просто перестало отвечать на мои письма. Потом мы вместе с и.о. ректора ОГИС Дмитрием МАЕВСКИМ встретились с заместителем министра образования, он нас очень внимательно выслушал, пообещал порекомендовать губернатору обсудить вопрос с ректором ОмГУ, чтобы в новом здании университета часть помещений выделили под Центр современного искусства. И опять никакой реакции. Я снова попытался встретиться с губернатором. В результате оказался в министерстве экономики. Мы были вместе с Дмитрием МАЕВСКИМ и проректором ОГИС Эммой ВАСИЛЬЕВОЙ. Заместитель министра посмотрел на нас внимательно и говорит: я не понимаю, зачем вас ко мне направили. Я говорю: я тоже не понимаю. Кстати, чиновники из министерства образования, как я выяснил позже, направили губернатору совсем не те рекомендации, о которых мне сообщили в ответе по итогам встречи с заместителем министра образования. Губернатору они написали, что открытие факультета новых медиа нецелесообразно, поскольку в ОмГПУ есть художественно-графический факультет, в ОмГУ — факультет искусств, а Центр современного искусства Омску не нужен вообще, у нас уже есть бюджетное учреждение «Центр искусств».

— А где находится этот Центр искусств и чем занимается?

— Находится в помещении бывшего кинотеатра «Спутник». И чем-то занимается, видимо. Там проходят концерты самодеятельности. Иногда выступают выпускники музыкальных школ.

— Я не ослышался, смета на Центр современного искусства — 8 млн рублей. Или это без помещений?

— Без помещений. Смета составлялась только на оборудование. Для Центра современного искусства не нужно ничего строить. Вполне достаточно какого-нибудь старого здания. И даже ремонт особый не требуется. Главное, чтобы работали коммуникации, а остальное художники сделали бы сами.

— Зато появился опыт общения с властью...

— Опыт появился, да. Я понял, что почти год потратил неизвестно на что. Разговаривать с властью — это как говорить с муравейником. У муравейника тоже ведь есть какое-то коллективное сознание.

— Галерею пришлось закрыть из-за аренды? Нечем было платить за помещение?

— Совершенно верно. Я уже давно в долгах. Все деньги, которые зарабатывались на образовательных проектах в школе «Событие», сразу тратились на «Белый куб».

— Но школа фотографии и мультимедиа «Событие» не закрылась?

— Нет, школа осталась. Более того, она должна перерасти в проект полноценного дополнительного образования на базе художественно-технологического факультета Омского государственного института сервиса. Первый двухлетний набор — в сентябре. По окончании обучения будет выдаваться диплом фотографа-дизайнера государственного образца.

— Жаль «Белый куб»...

— А мне как жаль — слов нет. Я даже в какой-то степени понимаю теперь Бориса БЕРЕЗОВСКОГО. Он был человеком увлекающимся, поставил все на одну цель и даже не предполагал, видимо, что может проиграть. А это неправильно. Нужно уметь спокойно свой проигрыш принять, что-то изменить и жить дальше.

— Некоторые меняют место жительства...

— Я это сделаю при первой же возможности. Пока такой возможности нет. Я выиграл грант на обучение по программе подготовки кураторов в области современного искусства по линии Гёте-института и сейчас руковожу группой кураторов из разных регионов, которая работает над совместным проектом «Тесно». Как это ни нелепо звучит, но немцы тратятся на наше образование, на наши проекты, на нашу стажировку в Лейпциге. Немцам это почему-то нужно. А вот Омску не нужно ничего.

— На Запад тебя еще не приглашают?

— Приглашают. Как раз недавно получил письмо из Лондона. Пишут: дорогой господин МЕЛЬНИЧЕНКО, были бы рады увидеть вас 6 апреля и обсудить ряд вопрос на нашем вернисаже. Надеемся, что у вас будет свободен этот вечер. Ну, в ответном письме я, конечно, извинился, написал, что к большому своему сожалению никак не смогу быть в Лондоне именно 6 апреля, поскольку на этот день у меня другие планы — еду в Кемерово. Так совпало.

— И все-таки как молодые художники могут повлиять на городскую среду?

— Идей хватает. Причем, совершенно недорогих. В Омске большое количество зданий с глухими торцами. Напечатать копии произведений искусства на баннерной ткани — это копейки. Развешиваем на зданиях, меняем экспозицию раз в два месяца, и город превращается в огромный выставочный зал. А если делать видеопроекции на зданиях, то город начнет жить и ночью. Вместе с питерским художником-концептуалистом Андреем ЧЕЖИНЫМ мы придумали проект для Книги рекордов Гиннесса — самая длинная в мире фотография. Цена — плевая, а резонанс большой. Чем не брендинг города?

— У нас, помнится, уже был рекорд для Книги рекордов Гиннесса — самый большой в мире пропиленовый мешок, изготовленный корпорацией «АГРО-ТРАСТ»...

— Очень точный символ для Омской области — самый большой в мире пустой мешок. Такая вот оговорка по Фрейду...

— Есть предложение получше?

— Омск — город промышленный, военный, наукоемкий. Почему бы его не позиционировать через искусство в сочетании с высокими технологиями, которые используются на омских предприятиях? К сожалению, никому ничего не нужно. Факультету искусств ОмГУ я предлагал себя вообще бесплатно. Хотел прочесть курс лекций по современному искусству и философии фотографии. Мне говорят: ой, у нас зарплаты очень маленькие, вы не согласитесь. А когда я сказал, что готов поработать без зарплаты, они сразу отказались. Проблема еще в том, что в большом количестве различных заведений на должностях, где нужно принимать какие-либо решения, оказались люди некомпетентные. Они решают какие-то свои задачи, но почему-то за счет налогоплательщиков. В том числе за мой счет.

— Лет пять назад ты говорил, что своими образовательными проектами пытаешься создать в Омске некое комьюнити. Создал?

— Мне кажется, да. Сегодня в Омске современное искусство востребовано, есть люди, о которых можно сказать, что они современные художники. Другое дело, что на своем микроуровне не создашь систему. И у меня есть серьезные опасения, что если я отсюда уеду, то все созданное быстро развалится. Но Центр современного искусства в Омске, похоже, будет. С таким предложением в минкульт обратился омский предприниматель Владимир ГАВРИЛОВ, пообещав взять на себя и помещение, и финансирование. В минкульте, насколько я понял, за эту идею схватились. ГАВРИЛОВ задумал какую-то перепланировку подвала площадью 400 квадратных метров в одном из своих магазинов, а при поддержке минкульта перепланировку сделать проще. В этом подвале он выставит живописные картинки, которые покупал в туристических поездках, — и полный порядок. Частно-государственное партнерство.

— Теперь-то сможешь больше времени уделять собственному творчеству? Уже есть какие-то планы?

— Прошлогодний мой проект «Гусеницы», в котором 14 фотографий, 14 интервью и одно видео, оказался достаточно успешным. Много путешествует, экспонировался уже в Красноярском музейном центре, в Музее современного искусства в Уфе, сейчас выставка идет в Московском музее современного искусства, где исполнительный директор Василий ЦЕРЕТЕЛИ, потом Дом художника в Кемерове. В дальнейших планах — Краснодар, галерея «Школа» Елены СУХОВЕЕВОЙ. Надеюсь, будет востребован и мой новый проект «Цветы. Гербера», который сейчас выставлен в музее им. Врубеля. Еще я организовал издательство «Школа радости», в нем скоро выйдет моя первая книга — «Самоучитель счастья».

— То есть ты счастлив сам и готов научить счастью других?

— Куча мелочей меня, конечно, раздражает. Но в глобальном смысле я счастлив. И буду счастлив до тех пор, пока хочу жить, любить и делать революции.

фото Александра РУМЯНЦЕВА

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Чемпионкой России по марафонскому бегу стала легкоатлетка из Омска

Омичка Марина КОВАЛЁВА заняла второе место Казанского марафона, уступив только кенийской спортсменке

5 мая 08:53
0
150

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.