Он предложил местным властям сделать это на основе государственно-частного партнерства, но пока понимания не нашел
«КВ» выяснили, что известный омский предприниматель, экс-депутат Омского горсовета Владимир ГАВРИЛОВ обращался в городской департамент культуры и министерство культуры Омской области с идеей создать на основе государственно-частного партнерства Центр современного искусства (ЦСИ) в Омске. Неофициально ему ответили, что денег в бюджете на это нет. Обозреватель «КВ» расспросила Владимира Васильевича о подробностях его интересного проекта.
— Владимир Васильевич, каких вложений потребует Ваш проект со стороны муниципалитета или региона?
— Много-то денег не надо. Я предлагаю абсолютно адекватные условия сотрудничества. На мой взгляд, Центр современного искусства украсил бы Омск к 300-летию. Точные цифры надо садиться и просчитывать. Весь вопрос в том, сколько коллекций мы захотим привозить в Омск в течение года — от этого будет зависеть и ежегодная сумма вложений. Зарплата, которую будут платить сотрудникам Центра, тоже будет влиять на эту сумму. Напомню, что это не коммерческое предприятие, так как работы художников в Центре не будут продаваться, именно поэтому я и предлагаю властям создать его на основе государственно-частного партнерства. Ни один предприниматель самостоятельно не потянет такой Центр.
— Что дальше намерены делать, получив предварительный отказ?
— Я хотел бы все-таки обсудить эту тему лично с мэром города Вячеславом ДВОРАКОВСКИМ, возможно, что у него сложится другое мнение по этому поводу. Если все же не найду понимания в городе, то обращусь к губернатору Виктору НАЗАРОВУ. Такие центры есть во многих городах, но в Омске почему-то очень сложно открыть что-то новое, никому ничего не надо. Если в 60-70-х годах в Омске было еще хоть какое-то оживление в живописи — были экспозиции, то сейчас до нас практически ничего не доходит, живем, как в болоте, как будтоникакого искусства в мире вовсе нет. А ведь Центр современного искусства может поддерживать молодые начинающие таланты, прежде всего наших местных — предоставлять им площадку для самовыражения, прививать школьникам и студентам хороший вкус, знакомить их с развитием культуры и искусства, как российского, так и мирового, демонстрируя соответствующие выставки, проводя мастер-классы и т. п. Например, мои друзья — известный художник из Болгарии Павел МИТКОВ, известные омские художники Дамир МУРАТОВ, Владимир НОВИКОВ — запросто могли бы показать мастер-классы для омской молодежи. Спросите сегодняшних школьников или студентов о том, каких художников они знают или скульпторов — вряд ли они кого-то вам назовут, тем более из современников. Сегодня ведь во всем мире зарабатывают большие деньги те, кто занимается искусством или имеет к нему хоть какое-то отношение. Пропагандировать нужно внутри страны интерес к своим талантам. Пока мы сами не начнем покупать их работы, никому российское искусство в мире не нужно будет. Кто знает, может, где-то рядом с нами живет Пикассо или Сальвадор Дали? Надо просто наконец-то проявить к этому интерес.
— Какие конкретно условия сотрудничества вы предлагаете?
— Предлагаю городским и региональным властям софинансирование данного проекта, потому что он некоммерческий. Я готов бесплатно предоставить реконструированное здание под Центр современного искусства, содержать его и обслуживать, а городские или региональные власти пусть возьмут на себя оплату коммунальных услуг, организацию выставок художников, скульпторов, фотографов из разных городов России и зарубежья, пусть подберут персонал и необходимых специалистов в ЦСИ и выплачивают им зарплату. В Омске подобные выставки частично проходят в музее им. Врубеля, но данный музей все-таки достаточно консервативен — каких-то авторов выставляет, а каких-то нет. Искусство ведь есть формальное и неформальное, а Центр современного искусства как раз и подразумевает, что в нем могут выставлять свои работы абсолютно разные творческие личности, даже те, кого на официальном уровне не понимают и не принимают. Некоторые олигархи говорят, мол, зачем нам в России современное искусство, я лучше в Лондон поеду и там его куплю. Как будто все гениальное только в Лондоне. Да, на Западе множество талантливых художников и скульпторов, которые выросли в России или на Украине и потом уже эмигрировали. Так, может, лучше создать им условия в России, чтобы они могли спокойно творить и зарабатывать на этом, чтобы они прославляли нашу страну, а не какую-то чужую? Для того чтобы это произошло, на мой взгляд, необходима пропаганда современного искусства в России.
— Где именно планируете разместить Центр современного искусства?
— В моей собственности есть достаточно хорошее большое помещение в центре города, которое потенциально может быть использовано под данный Центр — один из корпусов бывшего пивного завода по ул. Волочаевской, приобретенный мною на торгах 3-4 года назад. План реконструкции данного здания согласовывается с региональным министерством культуры, так как здание является памятником культуры.
— Какие средства планируете потратить на реконструкцию здания?
— Думаю, что 20-30 млн рублей.
— У вас в кабинете очень много картин. Их тоже выставите в Центре современного искусства? Есть ли среди них особенно ценные?
— Я покупаю работы, которые, на мой взгляд, имеют прежде всего художественную ценность и отвечают определенным требованиям, которые сегодня предъявляются к современному искусству. Есть у меня работы и российских, среди которых и омские (МУРАТОВ, НОВИКОВ, ТИТОВ, ВЛАДИМИРОВ, КАРТАВЦЕВ, ЗАРЕМБА), и зарубежных авторов. Центр современного искусства я хочу создать вовсе не для того, чтобы заполнить его картинами и скульптурами, которые я приобрел, несмотря на то, что их у меня достаточно много. Главная идея такого Центра как раз в том, что экспозиция в нем должна постоянно меняться, иначе он будет неинтересен.
— Если все-таки власти откажут вам в поддержке, то что будете делать? Пустите здание под другой проект?
— Буду пытаться реализовать свою давнюю мечту о Центре современного искусства в Омске самостоятельно, только площадь под экспозиции, конечно же, придется существенно сократить до 300-500 кв. м. И коллекции зарубежных авторов буду привозить, только если они согласятся выставлять свои работы бесплатно. Однако, сами понимаете, это будет уже совсем другой Центр.
— Спасибо за интересную беседу. Надеемся, что у вас все получится!