В четверг, 20 июня, депутаты Законодательного собрания Омской области приняли к рассмотрению законопроект, позволяющий штрафовать пассажироперевозчиков, которые не имеют соответствующих договоров.
Напомним, что 4 марта в управлении муниципального заказа и организации торгов администрации Омска были озвучены итоги открытого конкурса. Победителями стали 3 730 больших и маленьких автобусов, а также пассажиров могли перевозить 152 троллейбуса и 75 трамваев МП города Омска «Электрический транспорт». Спустя три месяца правительство Омской области признало, что условия конкурса не соблюдаются, и назвало рынок пассажироперевозок полукриминальным.
Законопроект о мертвых маршрутках
Министр строительства, транспорта и ЖКК Омской области Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ отметил, что около 6 тысяч единиц пассажирского транспорта ежедневно выходят на дороги Омска, среди них не более половины имеет разрешительные документы.
— По оценкам экспертов для организации этого мегабизнеса в год привлекается порядка 4 миллиардов рублей, — продолжал докладывать министр. — Таким образом, половина машин находится в криминальном обороте. Отсюда и недобросовестная конкуренция, выяснение отношений, и, как следствие, недополученные доходы в бюджет.
Председатель Законодательного собрания Владимир ВАРНАВСКИЙ добавил, что благодаря этому закону можно будет ужесточить контроль за техническим состоянием маршруток:
— У нас в большом количестве разбиваются дороги, приходят в непригодность. Маршрутчики в этом плане играют не самую последнюю роль.
Согласно законопроекту организация регулярных перевозок в городском сообщении без заключения соответствующего договора влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 10 тысяч до 30 тысяч рублей. Штраф для юридических лиц составит от 50 тысяч до 300 тысяч рублей. При повторном административном нарушении для должностных лиц штраф повысится до 50 тысяч рублей, а для юридических до 500 тысяч рублей. Штрафы таких же размеров планируются для маршрутчиков, осуществляющих перевозки в пригородном, межмуниципальном сообщении.
Против внесения этого законопроекта на рассмотрение проголосовал только один депутат.
Полукриминальный рынок
В апреле этого года председатель правления ОООО «Омский Союз Автоперевозчиков» Андрей ФЕДОРОВ отправил мэру Омска Вячеславу ДВОРАКОВСКОМУ предварительные результаты исследования рынка пассажирских перевозок. «КВ» публикуют отрывок из этого документа.
Алгоритм организации пассажирских перевозок в Омске выглядит следующим образом:
1) «Пастух»- лицензиат, объединяющий под своей лицензией определенное количество транспорта, являющийся «хозяином» маршрута.
2) «Папа» — собственник транспортного средства.
3) «Водитель» — водитель.
4) «Лицензиат» (не всегда является «пастухом») — является лицензиатом и собственником транспортного средства.
Водитель ежедневно осуществляет перевозку пассажиров. В конце рабочего дня он сдает «план» «папе», в зависимости от рентабельности маршрута сумма составляет от 1000 до 3 000 рублей. Остаток сверх плана является заработной платой водителя. Расходы на ГСМ — дополнительно.
Один раз в месяц «папа» выплачивает деньги за маршрут «пастуху». Сумма выплаты составляет, в зависимости от привлекательности маршрута, от 3 000 до 9 000 рублей.
«Пастух» не имеет собственного подвижного состава, но обязательно должен иметь особые отношения в различных структурах, контролирующих деятельность пассажирских перевозок. Иногда эти отношения создаются через третьих лиц, работающих в других учреждениях. В зависимости от отношений ежемесячная плата пастухом «покровителю» составляет от 1000 рублей с подвижной единицы до 50% от общей суммы сборов.
— На 95% рынок пассажирских перевозок в Омске, за исключением муниципального транспорта, работает в соответствии с обозначенной моделью, — комментирует ФЕДОРОВ. — Повышение качества перевозок, увеличение налоговых отчислений, обеспечение нормального уровня безопасности в данной ситуации невозможно.
Евгений БЕЛОВ, экс-мэр Омска: «Законодательные инициативы и тендеры нужны, но необходимо разработать еще и единую программу для всех перевозчиков»
— В 2001 году, когда я пришел в городскую администрацию, рынок коммерческих пассажирских перевозок был уже запущен, а его представители считали, что улицы принадлежат им. В итоге стали происходить неурядицы на улицах и, как следствие, недовольные или искалеченные люди. Бизнесмены, как говорится, что хотели, то и творили, потому что среди них было много представителей силовых структур. Но улицы должны оставаться муниципальными и принадлежать омичам. Мы стали наводить порядок, я собирал у себя в кабинете по 40-50 предпринимателей, также привлекались к обсуждению представители ГИБДД, СибАДИ, выслушивали мнения всех. В какой-то период представители бизнеса создали «Омский Союз Автоперевозчиков», и это было хорошей идеей. Законодательные инициативы и тендеры, безусловно, нужны. Но меня в то время, когда я был мэром, всегда настораживало то, что при рассмотрении этих вопросов чувствовалось, что за спиной тех или других депутатов стоят определенные группы сил и, попросту говоря, видны следы коррупции. Отношение ко всем перевозчикам должно быть непредвзятое, необходимо разрабатывать единую программу для всего транспорта.