Все рубрики
В Омске пятница, 26 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,1314    € 98,7079

Иван ВОЛОШИН, инженер ООО «Метрика Сервис»: «Книг по нашей теме еще не пишут, материалов минимум. То есть тот, кто что-нибудь разработает, тот и лидер»

10 июля 2013 10:13
0
2627

23 мая подведены итоги программы «У.М.Н.И.К.-2013» (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Экспертный совет отметил шестнадцать разработок молодых омских ученых, в ближайшее время каждый из них получит грант в размере 200 тысяч рублей. «Коммерческие вести» знакомят читателей с авторами наиболее интересных изобретений.

Инженер ООО «Метрика Сервис» Иван ВОЛОШИН занимается разработкой специальных модулей для беспилотников. Как он рассказал корреспонденту «КВ» Георгию ГОРШКОВУ, если в дальнейшем снова удастся выиграть грант, то на конкурсы будет выдвигать уже не только модуль, но и проект своего полноценного беспилотника.

— Расскажите о своем изобретении.

— Проект называется «Разработка системы автоматического управления мультироторным дистанционно пилотируемым летательным аппаратом». То есть мы разрабатываем специальные электронные модули управления, стабилизации и навигации, как для квадрокоптеров, так и для других мультикоптеров. Все сталкиваются с проблемой, что такие беспилотники очень сложно удержать в воздухе: по стабильности они сравнимы с шаром для боулинга, который балансирует на тросточке. Сам по себе не удержится, ветер подул — и унесло ваш летательный аппарат. Так вот система стабилизации — это и есть наше ноу-хау.

— Разве до этого никто не занимался подобной разработкой?

— До сих пор никому не удается достичь идеального балансирования. Конкретно в России есть только один производитель, у которого в общем-то неплохо получается. Но их беспилотники стоят очень дорого, миллионы рублей. Их профилизация — военные беспилотники, а не для гражданского использования, как у нас.

— То есть вы будете потом продавать свои модули для компаний, производящих беспилотники?

— Нет. Конечная цель — поднять собственное производство. Мы в общем-то, еще до этого проекта сделали два беспилотника, но на простых модулях сторонних производителей. И поняли, что электроника, «мозги» должны быть собственной разработкой. Но бессмысленно было бы выставлять на «У.М.Н.И.К.» проект уже полноценного беспилотника, потому что гранта еле хватит пока только на разработку систем автопилота.

— А почему именно мультикоптеры заинтересовали, а не вертолеты, например?

— Это такое свежее веяние, книг еще по этой теме не пишут, материалов минимум. То есть тот, кто что-нибудь разработает, тот и лидер. Рынок не заполнен вообще. Изучением таких аппаратов стали заниматься не больше лет 8-10 назад. До этого создание такого летательного аппарата было невозможно. Отсутствовали просто-напросто необходимые технологии, электронные компоненты, мощные и легкие батареи. Конечно, я не говорю о военных летательных аппаратах, там-то, возможно, это направление развивается дольше, но нас интересует именно гражданское использование. Что касается вертолетов, то мультикоптеры дешевле в изготовлении, не имеют сложной механики и очень хрупких элементов. Они более простые и надежные в эксплуатации.

— А в Омске еще кто-нибудь занимается такими разработками?

— Промышленно нет. Скажем так, вся Россия, как и весь мир, только балуется, всем интересно. Покупаются простенькие платы в Китае, моторы, батареи. Все это прикручивается к раме, которая либо тоже покупается, либо сами делают. Да, они летают, но это несерьезно. Длительной эксплуатации такие «игрушки» не выдерживают, я уж не говорю про сложные климатические условия.

— Какое назначение у ваших беспилотников?

— Основное назначение, во-первых, это так называемая обзорная вышка. Можно в условиях леса или города получать в режиме реального времени видеоизображение и фотоснимки с зависшего в воздухе аппарата. Можно мониторить высотные объекты, к которым на вертолете не подлетишь, это опасно и дорого. Проверить, например, были ли допущены трещины при строительстве, отслеживать утечки энергии с линий электропередачи. Второе применение – это геодезические изыскания, съемка полигонов, карьеров, промышленных объектов. Не так давно в Омск приезжала американская компания, демонстрировала свой беспилотник «Мостовику» и другим омским предприятиям, связанным с геодезией. Я участвовал как технический специалист. Пообщавшись с их представителями, могу сказать, что интерес есть, и большой, но заказчиков пока смущает стоимость и функциональность таких аппаратов. Хотя сейчас для съемки с воздуха применяют вертолеты типа МИ-8, а один его вылет обходится примерно в сто тысяч рублей и более. А беспилотник даже при стоимости в 3 млн рублей, я думаю, способен быстро себя окупить. Но нужны высокие эксплуатационные характеристики. Над чем мы сейчас и трудимся. Его можно будет использовать в тяжелых климатических условиях: и в мороз до -30, и под дождем при ветре до 15 м/с.

— Какая ориентировочная стоимость у вашего аппарата?

— Для базового комплекта на дикие цифры мы не настраиваемся. Пять миллионов рублей он точно не будет стоить, но и 50 тысяч тоже. Примерно планируем уложить все в 800 тысяч рублей. Сюда будет входить сам летательный аппарат, двойной комплект батарей, наземная станция управления на базе планшетного компьютера, транспортировочные кейсы и обучение операторов. Но будут и опции.

— То есть управляться он будет не только пультом, но и на компьютере?

— Пульта как раз не будет. Это терминал, у которого имеются специальные джойстики, на экран выводятся все данные, можно изменять полетное задание прямо в воздухе. Такое управление за рубежом уже в ходу, но не в России. Но и у тех бывает, что интерфейс в компьютере неудобный, или станция слишком большая, или цена огромная. Хотя что касается цены, то это, скорее, связано с импортом: здесь действуют большие пошлины.

— Так у вас детали все местные?

— Нет. Детали в основном импортные: батареи китайские, электронные компоненты американские, моторы немецкие.

— На что хватит этого гранта? Там же получается, что 170 тысяч рублей на руки получите?

— Ну да, вместе с налоговыми вычетами примерно столько и получается. В общем-то, грант идет нам на зарплату, а также на закупку некоторых необходимых дорогостоящих компонентов. Если бы не грант, то нам пришлось бы искать инвесторов, своими силами мы бы вряд ли все потянули.

— Где потом будете искать финансирование? Снова участвовать в «У.М.Н.И.К.Е.»?

— Если все нормально пройдет на первом году, то на втором сможем «причесать» систему, разработать интерфейс и доказать устойчивость к ветрам, то есть разработка системы уже будет завершена. А имея на руках отлично работающий прототип, уже можно идти к инвесторам и заказчикам.

— Где будут проходить испытания?

— Скорее всего, будем арендовать на пару часов какой-нибудь спортзал. Если испытания пройдут успешно, то повезем на полигон, посмотрим, как держится на ветру. Хотя в лаборатории понемножку тоже тестируем, используя вентиляторы, но, конечно же, нужны реальные условия.

— А военными беспилотниками не планируете заниматься? Насколько я знаю, на радиозаводе имени Попова такие разработки ведутся.

— Да, мы хотели бы работать с Минобороны. Сотрудничество с ними это уже очень серьезный уровень, так как требования у них гораздо выше. Но начнем пока с коммерческих организаций, там тоже большой интерес.

— А где у вас лаборатория?

— Мы снимаем небольшое полуподвальное помещение. Там у нас мастерская, поделенная, скажем так, на моделку, где обрабатываются материалы и идет работа с «химией», и электронную лабораторию, в которой создаем печатные платы, отлаживаем прототипы.

— Аренду сами платите? ОмГТУ как-нибудь помогает?

— Никак. А как он может нам помогать?

— К примеру, в ОмГАУ молодому изобретателю, победившему в «У.М.Н.И.К.Е.», предоставили лабораторию и частично компенсируют расходы.

— У нас не так. До «У.М.Н.И.К.А.» оплачивали доходом с основной работы и разовых заказов.

— А где вы работаете?

— В ООО «Метрика сервис». Мы занимаемся обслуживанием медицинской и геодезической техники в Омске, да в принципе ипо всему Зауралью.

— А сколько человек занимается разработкой проекта?

— Вообще капитально проектом занимаются двое. Я как конструктор-электронщик, другой — программист. Есть также люди, помогающие нам в отдельных задачах. Просто мы не первый год уже этим занимаемся, у нас производство электроники под заказ налажено. Но из-за того, что мы юридически не оформились и оформляться пока не спешим, заказы у нас разовые по индивидуальным договорам. Иначе аренду и покупку инструментов не окупим.

— Лабораторию давно уже арендуете?

— Полтора года. А до этого, скажем так, на кухне дома все изобретали.

— Сложно было стать «Умником»?

— Ну, уверенности в победе на 100 процентов, конечно, никогда не было. Но уже после отборочного тура, после того, как мы посмотрели на другие проекты, уверенности прилично прибавилось. Правда, ко второму туру мы решили оптимизировать текст доклада, потому что мы рассказывали то, что интересно нам, и не все люди нас понимали.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.