Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Денис ДЕНЕЖКИН: «За 5-7 лет мы планируем увеличить площадь теплиц на 20 га и построить еще один распределительный центр на 20 тысяч тонн»

10 декабря 2014 12:13
0
6614

Обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ встретился с бывшим первым заместителем министра экономики Омской области 4 декабря. В этот день агрохолдинг «Дружино» был зарегистрирован как юридическое лицо, и в этот же день Денис ДЕНЕЖКИН его возглавил. Агрохолдинг объединит под своим началом давно и успешно работающее ООО «Теплично-парниковый комбинат «Агрокультура», недавно созданное ООО «АгроЦентр «Дружино», а также будущие агропищевые активы, где бенефициаром будет омский предприниматель Владимир СЕДЕЛЬНИКОВ. Денис ДЕНЕЖКИН родился и вырос в деревне, аграрное производство он знает не понаслышке, а финансовое образование, по его мнению, нисколько не помещает, когда он будет помогать омским фермерам правильно торговать овощами.

– Денис Викторович, в чем вы видите свою задачу?

– Моя задача — создать на базе действующих активов современный агрохолдинг, который станет консолидирующим звеном для регионального рынка продовольствия. На мой взгляд, проект очень важен, поскольку позволит более интенсивно развиваться целому направлению в аграрном производстве.

– Сегодня у агрохолдинга есть теплицы и агрологистический комплекс...

– Совершенно верно, правда, распределительный центр еще в стадии пусконаладки. В 2015 году мы планируем пристроить к нему большое овощехранилище на 10 тысяч тонн. По результатам исследования, которое в прошлом году провела корпорация развития Омской области, в Омске, как и во всей России, наблюдается потребление овощей и фруктов на 20-30 процентов ниже научно обоснованной нормы. Сегодня в Омске эксплуатируется всего 10 гектаров теплиц круглогодичного использования, из них 6 га — это теплицы ТПК «Агрокультура». А по расчетам экспертов, в регионе теплицы должны занимать не менее 25-30 га. В общем, нам есть куда расти.

– Будете расширять теплицы?

– В 2015 году у нас запланировано строительство еще одной очереди теплиц — порядка 5 га. А в более долгосрочной перспективе – на пять-семь лет – мы планируем увеличить площадь теплиц на 20 га и построить еще один распределительный центр на 20 тысяч тонн хранения овощей. У нас сейчас большая часть продукции реализуется на территории Омской области, а есть еще возможность выхода на рынки других регионов – в Тюменскую область, ХМАО, ЯНАО и так далее.

– В Тюмени, насколько я знаю, тоже весьма активно развивается производство овощей закрытого грунта...

– У них себестоимость несколько другая. А мы в текущих ценовых условиях можем даже в Казахстан поставлять овощи. По цене наша продукция вполне конкурентоспособна.

– Сколько времени вам потребуется, чтобы построить теплицы на площади в 5 га?

– Теплицы строятся по голландской технологии из быстровозводимых конструкций, и если начнем строить в апреле, то в ноябре уже можно будет снимать первый урожай.

– Каковы затраты на реализацию проекта?

– Один гектар теплиц – это приблизительно 150 млн рублей.

– Если вы хотите добавить еще 20 га теплиц, то вам необходимо...

– Три миллиарда рублей.

– Это будут заемные деньги?

– Конечно. Проект такого масштаба невозможно реализовать только на собственные средства. И здесь очень кстати приходится государственная поддержка овощеводства – как в части субсидий на оплату процентов по кредитам, так и частичное покрытие капитальных расходов инвесторов.

– А где возникает трение, когда поставщики овощей пытаются напрямую взаимодействовать с ритейлерами?

– У торговых сетей есть определенные требования, в результате чего отбраковка идет очень большая. Условно говоря, из тонны картофеля для реализации в сетях пригодно не больше 500 килограммов. Остальное не проходит по форме, размеру и так далее. Это хороший картофель, его можно употреблять в пищу, его можно переработать, но он имеет нетоварный вид, поэтому для продажи в сетях не годится. А фермеры, которые выращивают овощи, об этих требованиях ничего не знают, как правило. И наша задача сегодня – отработать эту связку. Чтобы овощи без задержек проходили по цепочке от поля до тарелки. Когда я работал еще в минэкономики и мы вели переговоры с сетевиками по поводу снижения доли импорта в омских магазинах, то их основное пожелание, чтобы появился на рынке овощей кто-нибудь, кто будет гарантировать качество продукции сельхозтоваропроизводителей и возьмет на себя все риски. Ритейл на себя эти риски брать не готов.

– На словах все хорошо. А как будет выглядеть эта логистическая цепочка в реальности?

– Давайте посмотрим, что мы имеем сейчас. Условный фермер в Омском районе засеивает поле морковью, получает урожай, складирует морковь в мешки, а потом сидит и ждет, когда она вырастет в цене. В январе приезжают оптовики из Азербайджана и покупают у него всю морковь оптом. И все довольны. Вот только омской морковки на прилавках нет. А идеальная цепочка, на мой взгляд, должна выглядеть так. Мы объясняем фермерам, какой морковь должна быть, чтобы она продавалась в сетях, и с теми, кто согласен поставлять именно такую морковь, мы заключаем долгосрочные контракты, обеспечивая их элитными семенами и оборотными средствами. И не так, что скупаем потом весь урожай по дешевке, а фиксируем цену от рынка.

– Агрохолдинг «Дружино» планирует скупать овощи у фермеров, а потом продавать их под своим брендом? Или ваша схема предполагает получение товара на реализацию?

– Часть мы будем приобретать, часть – брать на реализацию. Но мы при этом понимаем, что получим качественный продукт, где отбраковка будет уже не 50%, а минимальная, ну а фермер понимает, что получит качественную услугу по хранению, а реализация у него пойдет по рыночной цене. Условно говоря, в октябре фермер может продать килограмм моркови за 8 рублей, а в ноябре уже за 15 рублей. Зачем ему всю морковь продавать нам по 8 рублей? Ему гораздо выгоднее заплатить определенную сумму за хранение, а потом реализовать морковь в ноябре – декабре – январе.

– Реализовать он сможет сам? Или должен будет вам отдать свою продукцию на реализацию?

– Это не важно. Производитель может отдать на реализацию нам или другим игрокам на этом рынке. В данном случае мы ему оказываем лишь услугу по хранению, как элеваторы на рынке зерновых.

– Где в этой схеме ваша прибыль?

– Перед нами не стоит задача получить большую прибыль от простой купли-продажи овощей. Мы хотим выстроить долгосрочное сотрудничество с поставщиками. Я всегда удивлялся, когда перекупщики, скупая ту же морковь по 5 рублей, а потом реализуя ее по 30 рублей, получают шестикратный «подъем» и всю маржу забирают себе. Это неправильно. Должны учитываться интересы всех участников рынка. В том числе покупателей. А основная прибыль холдинга предполагается за счет переработки овощей. Это добавленная стоимость, новые переделы. И здесь будет реализован поэтапный вход в рынок. Мы не будем, условно говоря, строить большие заводы. Мы для начала сделаем маленький цех, отработаем технологию, и если его продукция будет пользоваться спросом, то расширим производство.

– Переработка – это все же отдаленная перспектива. А что сегодня? У вас есть хотя бы предварительные договоренности с сетями?

– Договоренность есть со всеми крупными игроками на рынке ритейла, как российскими, так и иностранными. Фактически наши овощи уже присутствуют практически во всех омских сетях. Если мы обеспечим качество, с нами будут работать в существенно больших объемах. Кроме того, мы сейчас начинаем активно заниматься ребрендингом розничной сети «Агрокультуры», которую будем развивать под брендом «Дружино», который за последние месяцы уже стал узнаваем для омичей.

– У «Агрокультуры» я видел небольшие киоски. Формат сети останется таким же?

– Нет, это будут мини-магазины в нескольких вариантах размещения.

– Зачем нужна своя сеть, если через один только «Ашан» можно продать овощей намного больше?

– В собственной сети рентабельность всегда выше, естественно. Но здесь главное даже не в зарабатывании денег. Собственная сеть — это и самый короткий путь к потребителю, и продвижение бренда, и качественная обратная связь. Только в собственной сети можно получить оперативную реакцию потребителей на новые виды продукции.

– Тогда это должна быть сеть, как минимум, из 50 мини-магазинов...

– Вы назвали как раз ту цифру, на которую мы примерно ориентируемся. И не обязательно это должны быть только наши собственные павильоны. Вполне возможно, что под нашим брендом будут торговать на своих площадках наши партнеры, а мы получим эффект за счет расширения сбыта распределительного центра.

– С какими овощами вам интересно работать?

– Со всеми, которые производят фермеры в Омской области. Максимальный акцент, понятно, на самых распространенных — огурец, томаты, картофель, морковь, свекла, капуста, лук, кабачок, баклажан.

– Вы планируете построить овощехранилише на 10 тысяч тонн, а потом — еще на 20 тысяч тонн. Какой вообще объем хранения нужно обеспечить, чтобы не пропадали овощи, выращенные в регионе?

– Общая потребность в хороших хранилищах для региона – примерно 50 тысяч тонн. При наличии еще и перехватывающих хранилищ в районах области, этого хватит, чтобы сохранить, как минимум, половину урожая овощей. Наша задача, еще раз повторю, не захватить весь рынок овощей в регионе. Мы будем предлагать сервис, которого на сегодняшний день практически нет. Зачем каждому производителю картофеля ставить линию по сортировке и упаковке, зачем каждому пытаться работать напрямую с сетями, если можно все эти задачи передоверить нам, а самим сконцентрироваться на выращивании качественной продукции?

– Как повлияют на цену того же картофеля в магазинах все эти логистические и маркетинговые услуги, которые будет предлагать ваш агрохолдинг? Не получится ли так, что потребителю цена на полке покажется слишком высокой, и он решит взять польский замороженный картофель фри?

– Я так не думаю. Во-первых, когда мы начнем работать, то наш замороженный картофель фри будет еще дешевле, чем польский. Во-вторых, удорожание сортированного и фасованного картофеля будет не в разы, а на несколько десятков процентов. Наш картофель не должен стоить даже вдвое дороже. Соответственно, мы будем стремиться к дальнейшей минимизации затрат при сохранении качества. Рецепт тут прост – чем больше объемы переработки, тем дешевле конечная продукция.

– Когда этот ваш проект по цивилизованной торговле овощами выйдет на рентабельность?

– Уже с января мы запустим всю цепочку потребкооперации, о которой я рассказывал, к осени построим в срок овощехранилище, и к концу года, когда появится новый урожай, агрологистический центр будет работать уже вполне рентабельно.

– Вы же по образованию финансист. Почему вдруг пошли в сельское хозяйство?

– Вы знаете, за время работы в правительстве у меня сложилось понимание, что основным драйвером развития нашего региона может и должен быть агропищевой сектор экономики. Именно в этом направлении у Омской области есть очень хороший потенциал, и проект, реализуемый СЕДЕЛЬНИКОВЫМ Владимиром Лукьяновичем, является, мой взгляд, одним из наиболее перспективных и реалистичных. А для экономиста здесь прекрасная возможность реализовать себя в разных задачах – постановка финансового планирования в холдинге, структурирование и реализация инвестиционных проектов, организация работы большого коллектива и многое другое. Немаловажно и разделяемое собственником стремление сделать холдинг образцовым по ведению агробизнеса и эффективности работы – для управленца это крайне значимо, и мы будем стремиться, чтобы на уровне страны этот проект стал примером для подражания.

– Госуправление вы оставили сознательно? Или не сработались с министром?

– За несколько лет мне довелось пройти практически всю цепочку административной работы в регионе — от заместителя руководителя департамента до первого заместителя министра. Определенный период пришлось исполнять и обязанности министра. Государственное управление, к сожалению, во многом нацелено на процесс, а я всегда тяготел к работе проектного менеджера. Мне интересен конечный результат и возможность реализовать сложные проекты. С ТРЕТЬЯКОВЫМ Александром Георгиевичем, как и с остальными членами правительства региона, у меня сложились очень хорошие деловые взаимоотношения – в этом плане уходить из госслужбы было достаточно тяжелым решением, и я до сих пор частый гость в министерстве экономики, стараюсь помогать коллегам по ранее начатым проектам.

– А в других регионах есть холдинги, которые работают по такой же схеме?

– Крупные агрохолдинги есть, конечно, в Подмосковье, в Белгородской области и в других аграрных регионах. Развито по всей стране и производство овощей закрытого грунта. Но чтобы охватить полностью всю цепочку «от поля до тарелки» – такого на самом деле нет нигде. Если нам удастся реализовать наш проект полностью, как он задуман, то это будет прорыв.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.