В живописи Евгений ЗАРЕМБА может запечатлеть воздух, а в графике соединить небо и землю
У многих художников четко расставлены приоритеты: либо они занимаются живописью, либо графикой. Впрочем, одна из этих техник может всплывать в их творчестве, так сказать, "факультативно". У Евгения ЗАРЕМБЫ они равноправны. Тонкий художник-универсал плодотворно работает и в графике, и в живописи, а с некоторых пор — и в объекте.
Петроглифы и иероглифы
Чему верен ЗАРЕМБА, так это традициям абстрактного искусства. Хотя сам он утверждает, что пишет вполне реальные вещи, в основе которых лежат природные формы, природные стихии: воздух, вода, огонь, камень. Художник просто оперирует ими как некими символами. Поэтому, в отличие от других абстракционистов, он уделяет большое значение пленэру как способу постижения энергетики места. Совсем недавно в музее «Либеров-центр» работала выставка «В стране петроглифов», одним из авторов которой был Евгений ЗАРЕМБА. Петроглифы – это наскальные рисунки, выбитые на камне. Они известны с древности. «Мы были в Горном Алтае, и жили там на высоте двух с половиной тысяч метров, — рассказывает Евгений. – Река Юангаш – это такое сакральное место, где насчитывается 35 тысяч петроглифов. Там проходила одна из ветвей Великого Шелкового пути. И вот много работ у меня сделано по ощущениям Алтая».
Сейчас в Музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля проходит персональная выставка Евгения ЗАРЕМБЫ «Светлые воды, темные берега». Тема некой границы всегда интересовала художника, и он возвращается к ней постоянно. Границы фактур, колористические границы ощутимы в каждой работе. Ну а жизнь, она ведь тоже сегодня катит светлые воды, завтра являет темные берега. Главное – движение, обновление, стремление к неизведанному. На выставке представлена в основном живопись. Наибольшее значение в ней отводится цвету, и это заметно уже в названиях работ: «Красный пейзаж», «Синяя вода», «Розовый лед».
Из вселенского хаоса рождается «Новый день», а «Темная вода» хранит единственное белое пятно – осколок айсберга. Художник умудряется даже изобразить воздух. Ведь, по его мнению, все объекты в этом мире структурированы, а значит, визуально читаемы. Графика присутствует в виде небольшой карандашной серии «Тотемы-Кариатиды». Черно-белые изображения напоминают иероглифы, в них ЗАРЕМБА заключил символ соединения неба и земли.
Камень, кисточка, коряга
Несколько раз на выставке-конкурсе «Мой город» Евгений ЗАРЕМБА занимал призовые места в номинации «Живопись», а потом вдруг выступил с графикой, и снова успешно. Люди, регистрирующие результаты работы жюри, даже удивились: «Вы ничего не перепутали?». А ему действительно интересно всё. И живопись, и графика, и какой-то концептуальный объект являются частью единого творческого пространства. В живопись у ЗАРЕМБЫ перенеслась лаконичность графики, в графику влилась некоторая живописность, в объекты – идея микрокосмоса, которая прослеживается и в полотнах, и в графических листах.
К объектам Евгений пришел, можно сказать, случайно. На байкальском пленэре, так и сяк выписывая красивые камни, он вдруг почувствовал необходимость взять какие-то из них с собой. За камнями потянулись корни, коряги, вымытые волной. Все это помогло «увезти» дух места, а после стало самостоятельными художественными работами. Одна из них — объект «По волнам» (кусок дерева в виде завитка на скрипичном грифе), где обыгрывалась и форма, и смысл, – была продана не так давно на выставке в Лондоне.
«В июле еду в Новосибирск на месяц. Там много топляка – затопленных деревьев. Это хороший материал, хочу плотно с ним поработать» — делится планами Евгений. Но основные берега его творчества – это все же холст и бумага. «Плывя» между ними, он познает Вселенную и рассказывает о своих познаниях зрителям.
Точка отсчета
Условная форма дает больше свободы, считает ЗАРЕМБА. Поэтому абстракция, конечно, предпочтительнее для выражения отношения к окружающему миру, для воспроизведения той или иной «картинки». Это взгляд на мир через определенный шрифт, открывающийся не каждому. Поэтому вокруг творчества художников-абстракционистов так много недопонимания.
Искусство Евгения ЗАРЕМБЫ метафорично, ассоциативно, оно наполнено высокой поэзией, философским смыслом и вместе с тем напоминает иногда научный трактат. И если приглядеться, в любой работе можно найти зерно Начала – начала мира, истории, какого-то процесса. Недаром отправной точкой его творчества является все-таки природа – прародительница всего и вся.
Фарида БУРЕЕВА, куратор выставки «Светлые воды, темные берега»:
«Евгения ЗАРЕМБУ увлекает метафизическое состояние мира, наиболее явственно ощущаемое на границах структур и элементов: вода – твердь, свет – тень, огонь – воздух, вход – выход. По мнению автора, именно здесь в результате их взаимодействия появляется жизнь, здесь чувствуются ее импульсы или резонансы, воспринимаемые человеком. Представленные на выставке произведения в большинстве своем транслируют энергетику напряжения через художественно-выразительные средства экспрессионизма: контрастирующие линии красочных мазков, гиперболизацию и искажение цвета, наполнение его символическим значением».