Семейными ценностями тут всегда были искусство и творчество.
В частной галерее Polina Zaremba Art Gallery открылась выставка «Династия художников». Владелица и директор галереи, художник-абстракционист Полина ЗАРЕМБА посвятила ее своей семье. К этому ее подвигло значимое событие в жизни: недавно Полина стала членом Союза художников России, частью профессионального сообщества. Но, помимо этого сообщества, есть и те, от кого взята частичка таланта, развившегося в нечто яркое и индивидуальное.
«Как причудливо тасуется колода!» – говорил Воланд о королевской крови Маргариты. Полина ЗАРЕМБА и сама похожа на героиню булгаковского романа, особенно вот на этом потрете. Наверное, такими и были красавицы начала XX века, музы художественных салонов.
Может быть, в ее роду и не было королев (хотя, кто знает!), но были дворяне, писатели, художники. История художественной династии начинается с четы педагогов – Любови Афанасьевны ПЛОТНИКОВОЙ (в девичестве ЮРИНОЙ) и Александра Филипповича ПЛОТНИКОВА. Их дети – Андрей и Лидия. В детстве их удивил двоюродный брат по материнской линии Юрий ЮРИН, который был свободным художником. Он подарил семье картину «Лодочка» с сюжетом о рыбалке, она сейчас присутствует на выставке. Это и послужило их выбору жизненного пути.
Андрей и Лида окончили художественную школу, а после – омский худграф, где Лидия встретила Евгения ЗАРЕМБУ и стала его женой. Корни Евгения происходят из польского дворянского рода. Заремба – как раз название местечка, где проживали предки. У рода был свой герб: черный лев на желтом фоне. Ближайшие предки были переселенцами, жившими в России (в Петербурге – Ленинграде). Многие члены семьи погибли во время блокады, а контуженого прадеда госпитализировали в Омск. Отец Евгения был художником, не имеющим профессионального образования, но снискавшим признание и успех.
Экспозиция показывает и разнообразие, и схожесть творческих предпочтений, творческих манер тех, кого объединяло изобразительное искусство и родственные связи. Вот реалистический пейзаж «Заросший пруд» Юрия ЗАРЕМБЫ.
А вот – монументальное абстрактное полотно «Забвение» его сына Евгения.
Но если у Евгения ЗАРЕМБЫ абстракция строится все-таки вокруг какого-то предмета, то у его дочери Полины это скорее чувственный, ассоциативный ряд («Серая мышка», «Твое нет»).
– Для меня абстракция – это хождение по цветным снам, как по книге «Искусство сновидения» Карлоса Кастанеда, – говорит о своем творчестве Полина ЗАРЕМБА. – Я могу оказаться где угодно, прожить чужую жизнь, почувствовать цвет, не писать синий забор, синее небо, синее дерево, а саму суть туарегского синего, его энергетику. Абстракция – это своеобразное освобождение от случайностей, обмен энергией с телами, землей. Живопись должна быть настоящей, такой, что несет остроту восприятия, мимолетный исчезающий образ чего-то тревожно недосягаемого, живого.
Лидия ЗАРЕМБА узнаваема своими солнечными, золотистыми работами («Середина лета») и немножко нова для зрителя в синей «Мечте», в экспрессивном пейзаже.
Небольшая серия графических работ Андрея ПЛОТНИКОВА «Трансформация с китайских штампов 14-го века» – сочетание авангарда и модерна, того, что так любит нынешняя владелица галереи. Все-таки причудливо тасуется колода!
Выставку «Династия художников» можно увидеть до 14 мая.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА