Список учебников, выдаваемых бесплатно, резко сокращен
В 2014-2015 учебном году все учебники для омских школьников будут закупаться на средства бюджета, на это в бюджете города выделено 93 млн рублей. Родители теперь не участвуют в сборе средств на эти цели. Более того, существует письмо министерства образования Омской области от 22.01.2014 № ИСХ-14/МОБР-666 «О недопустимости сбора денежных средств на учебники», которое четко говорит о наличии бюджетных средств на 100% укомплектования учебных фондов школьных библиотек на предстоящий учебный год. Но есть нюансы.
«Школа – 2100» и ЗАНКОВ отменяются?
В апреле — мае в школах проходят родительские собрания, как правило, финальные для этого учебного года. И на большинстве из них, в школах где дети обучаются, например, по программе ЗАНКОВА или «Школе – 2100», тема учебников на будущий год звучала в диапазоне от «Все хорошо, все закуплено» до «Программа «Школа-2110» (ЗАНКОВА) отменяется».
Дело в том, что учебные пособия, в частности учебники, будут бесплатными, только если они входят в федеральный перечень учебников. Он утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253. Это тот самый перечень, согласно которому и происходит по заявкам школ комплектование учебными пособиями на 2014-2015 год. Учебники для данных программ в перечень практически не попали. Ни издательский дом «Федоров», который в единственном числе выпускает учебники по программе академика ЗАНКОВА, ни издательство «Баласс», специализирующееся на программе «Школа – 2100». Нет там и признанных учебных пособий от «Мнемозины» и «Титула» (учебники английского «Enjoy English», «Happy English.ru» и «Millie – New Millennium English»). Все они по разным формальным причинам не прошли.
Учитывая ситуацию, школы, да и их руководство на городском и региональном уровне, оказались в весьма затруднительном положении. Как быть с продолжением обучения по предметным линиям, не вошедшим в перечень? Ответ на вопрос пришел в виде письма Минобрнауки РФ от 29 апреля 2014 года № 08-548 «О федеральном перечне учебников». Смысл письма – выбираем из того, что представлено в перечне. Если в перечне не представлены учебники, по которым учите вы, то можете использовать то, что вы приобрели в прошлом году, на протяжении пяти лет.
Что это значит для школьников, их родителей и педагогов
На заканчивающийся учебный год учебники за счет бюджета действительно закупались. И школы постарались в этом плане как могли. Однако полный объем учебных пособий купить вряд ли кому-то удалось. А теперь форумы завалены криками педагогов о помощи. У кого два класса из четырех без учебников на этот год, у кого параллель, а у кого и хуже дела обстоят. В этом случае, с одной стороны, очевидная невозможность продолжать предметные линии, так как учебников в списке нет, а, следовательно, бесплатных их и не будет. С другой стороны – запрет на сбор денег с родителей на покупку учебников, не попавших в список. Проблема для учеников и их родителей налицо. А перед педагогом встает этическая дилемма: посоветовать родителям самостоятельно купить учебники и нарушить предписание регионального минобра о недопустимости такого поведения или взять что дают из перечня и, наплевав на прерывание предметной линии, наплевать таким образом и на качество образования.
Для понимания, учебно-методический комплекс (УМК) «Школа – 2100» используют такие учебные заведения, например, как 115-я и 117-я гимназии, 64-й лицей и многие другие. В классы начальной школы по ЗАНКОВУ попасть тоже считается удачей. Конечно, и эти программы, и привычная «Школа России», и другие вариативные УМК все соответствуют принятым ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам). Это означает, что на момент окончания начальной школы, среднего звена и старших классов ученики, по какой бы программе или УМК они ни учились, должны освоить то, что предусмотрено стандартом. Однако, по-видимому, не зря школы, в которые успешные родители выстраиваются в очередь для записи туда своих чад, остановили свой выбор на этих методиках. И такое решение Минобрнауки РФ бьет по ним сильнее всего. По сути, это плавный отход от вариативности в образовании. А если учесть тенденцию к сокращению доплат учителям гимназий и лицеев, то напрашивается вывод о политике выравнивания уровня образовательных учреждений.
О перспективах
Нет смысла сейчас рассказывать, по каким основаниям Научно-методический совет Минобрнауки РФ не включил в федеральный перечень учебников книги издательств «Баласс», ИД «Федоров», «Мнемозина» и «Титул». Важно, что все четыре издательства к подготовке документов отнеслись весьма серьезно, получили все положенные экспертные заключения и считают действия Минобрнауки заранее спланированными и противозаконными. В связи с этим они направили исковые заявления в московские суды. Дела № А40-36093/2014 по иску ООО «ИОЦ Мнемозина» и № А40-42093/2014 по иску ООО «Баласс» к Министерству образования и науки Российской Федерации о признании незаконным бездействия сотрудников министерства уже начали рассматриваться. 5 мая появилась информация на сайте Арбитражного суда города Москвы о принятии искового заявления от ЗАО «Издательский дом «Федоров» и открытии дела № А40-67639/2014, информации о получении судом иска от «Титула» пока нет. Но даже если предположить, что иски будут выиграны, суд – дело долгое, на рынке де-факто произошел передел, учебники уже будут закуплены, и год для издателей потерян. На своих сайтах они заявляют о готовности предоставить учебники по заявкам, вопрос – откуда возьмется платежеспособный спрос. Очевидно, что их учебные пособия могут быть куплены только за родительские деньги. Причем собранные вне школы. Есть в этом и минусы, и плюсы. Учебники не будут бесплатными для родителей, однако их можно и не сдавать в библиотеки. Таким образом, если родители хотят оставить за собой право выбора, заплатить за него им придется. А уж как это будет организовано на следующий учебный год, скажет суд.