Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Вадим Чеченко: «Почему Омская область при большом госдолге «ходит в передовиках» по качеству управления финансами»

17 сентября 2014 11:55
0
4700

Омскому минфину на федеральном уровне была недавно присвоена первая степень качества управления региональным финансами. В связи с этим внештатный корреспондент «КВ» Наталья КАЛИНИНА обратилась с рядом вопросов к первому заместителю  министра финансов Омской области Вадиму ЧЕЧЕНКО.

В сентябре Министерство финансов РФ  опубликовало итоги ежегодной оценки работы региональных минфинов, в соответствии с которыми Омской области была присвоена 1 степень качества управления региональными финансами.

Само по себе попадание в первую группу  в рейтинге Минфина — это не исключительное событие. Кроме нас в этой группе в этом году находится еще 22 региона. Примечательно другое: мы стали единственным регионом СФО, которому 5 лет подряд присваивается высшая степень качества управления финансами.

В этом году на федеральном уровне уже была отмечена наша работа в части повышения открытости бюджета. Весной Омская область стала одним из двух российских регионов, который принимал участие  в пленарном заседании практикующих сообществ PEMPAL (Public Expenditure Management Peer Assisted Learning, международная сеть по обмену опытом в области управления госфинансами. – Ред.). Мы презентовали перед министром финансов Антоном Силуановым и коллегами из других стран портал «Бюджет для граждан» и проект «Народный бюджет». Сайт показывает основные направления регионального бюджета и специально ориентирован на рядового жителя.

Что из себя представляет «Народный бюджет»?

«Народный бюджет» это вкладка на сайте «Бюджет для граждан», где омичи могут подавать заявки на формирование расходной части бюджета. Мы не ждем на этом этапе от граждан каких-то революционных предложений, которые резко повысят эффективность бюджета. Для нас важнее привлечь жителей региона к решению общих проблем и узнать их приоритеты при формировании бюджета.

В этом году было подано 34 предложения. Все они касались вопросов местного значения, поэтому комиссия после рассмотрения заявок на предмет соответствия бюджетному законодательству направила их в муниципалитеты с предложением рассмотреть при формировании бюджетов.

Как может Омская область при таком госдолге и непростом бюджете «ходить в передовиках» по распределению и использованию своих финансов?

В лидерах мы потому, что оценка качества управлениями финансами осуществляется по ряду параметров. И управление госдолгом лишь один из индикаторов. К слову, размер госдолга (а он на январь 2014 года составляет 29,6 млрд рублей) и управление госдолгом не одно и то же. Эффективное управление госдолгом подразумевает  комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию расходов по его обслуживанию. И в этом направлении мы точно не в числе аутсайдеров — мы используем различные способы кредитования, повышаем оборачиваемость средств. Кроме того, мы одни из лидеров по открытости бюджета и по реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов. Все это и позволяет нам регулярно получать столь высокую оценку.

Весной нынешнего года президент пообещал регионам оказать финансовую поддержку. Нам уже перечислили федеральную субсидию на сбалансированность в размере 572 млн рублей. Кроме того,  принято решение о выделении бюджетного кредита Омской области в размере 6 млрд рублей под 0,1% годовых на замещение коммерческих кредитов. Это первый бюджетный кредит, который нам дает Федерация на эти цели.  Экономия расходов на обслуживание госдолга составит не менее 600 млн рублей в год.

Для его получения  мы должны будем выполнить ряд условий федерального Минфина, главное из которых снижение дефицита до 10%.

Какой у Омской области дефицит сейчас?

Сейчас мы остановись на планке 14,7%. То, что мы в последние годы настолько близки к 15%-му дефициту, для нас самая большая проблема. При этом налоговые и неналоговые доходы сегодня растут не теми темпами, что 2-3 года назад. Так, на следующий год мы в проекте бюджета закладываем рост порядка 4%.

Получается, что госдолг растет гораздо быстрее, чем доходы, и эту динамику, так или иначе, нужно обязательно переламывать. Поэтому еще два года назад мы начали планировать и проводить мероприятия  по повышению эффективности расходов для снижения порога дефицита. Здесь наши планы и требования Федерации совпали.  

Если вы на 5% срежете дефицит, это значит, что региону придется на 2,2-2,5 млрд рублей сократить свои расходы. Как это скажется на населении?

За счет роста доходов фактическое снижение расходов у нас будет менее чем на 1% — а это уже не 2,5 миллиарда, а порядка 500 млн рублей. Тем не менее не стоит обольщаться этой цифрой — бюджет 2015 года формируется в весьма жестких условиях.

Но давайте не будем заранее пугать население – бюджет планируется жесткий не для жителей, а для органов исполнительной власти. Свои социальные обязательства правительство Омской области выполнит в любом случае. Тем не менее сокращение расходов на 500 миллионов хотя и не критично, но необходимо учитывать инфляцию, индексацию мер социальной поддержки – а их более чем на 10 млрд рублей,  рост коммуналки. Главным распорядителям необходимо выполнить указы президента и при этом уложиться в установленные параметры. Вне всякого сомнения, всем нам придется искать новые способы реализации отдельных полномочий, чтобы обеспечить тот же результат за меньшие деньги. Здесь как раз должны сработать те самые подготовительные мероприятия.

Вы имеете в виду переход Омской области на программный бюджет?

В том числе. Хотя окончательно на программно-целевой бюджет мы перешли только в 2010 году, сам процесс Рита Францевна запустила в числе первых в России еще в 2006 году. И сегодня в Омской области по мнению Минфина России одна из наиболее продвинутых моделей целеполагания.

При такой системе отдельные министерства уже не могут заявлять: у нас нет денег. Минфин доводит ГРБС предельные объемы, исходя из возможностей доходной части, а они сами распределяют средства на нужды отраслей в соответствии с полномочиями с одной стороны и целями, определяемыми правительством, с другой. При этом мероприятия для достижения цели определяются исходя из, может быть, более сложных, но менее затратных механизмов. Главное – цель. Мероприятие лишь один из способов ее достижения.

Давайте от стратегических вещей перейдем к более насущным. На этой неделе вы собираетесь внести в Заксобрание поправки в бюджет нынешнего года. Как у нас обстоят дела с собираемостью налогов?

Относительно плановых показателей у нас есть проблемы по налогу на имущество и по НДФЛ. Уже сейчас понятно, что в этом году мы недобираем по налогу на имущество около 400 млн рублей — некоторые омские предприятия ВПК, зайдя в федеральные холдинги, получили федеральную льготу по этому налогу. По НДФЛ также пока минус 300 млн рублей. По второму большому доходному источнику бюджета – налогу на прибыль – у нас динамика положительная, хотя сегодня никто поручиться за прогноз не может.

В этой ситуации нас выручает хорошая динамика по поступлению акцизов на алкоголь. Та своевременная поддержка, которую успели оказать местным производителям пива в 2013 году правительство и губернатор, сейчас дает свои плоды. Так, например, только в прошлом году наш крупнейший налогоплательщик «СанИнБев» дал бюджету почти миллиард дополнительных акцизов. Мы планируем, что наши «пивники» и «водочники» и в этом году перекроют акцизами снижение поступлений по отдельным налогам.

То есть в 2014 году план по доходам бюджета будет выполнен. И это несмотря на банкротство «Мостовика»?

То, что «Мостовик» являлся крупнейшим региональным налогоплательщиком не совсем верно. В лучшие годы «Мостовик» давал бюджету несколько сот миллионов, в основном НДФЛ, за счет большого количества работников. Это несравнимо с поступлениями от «Газпром нефти» или «СанИнБев». Сегодня, когда у нас «вывалились» поступления от «Мостовика», нас очень выручает «Газпром нефть». По их оценке, налоговые поступления компании в 2014 году должны почти на 2 млрд рублей превысить показатели прошлого года.

Раз уж речь зашла о «Мостовике», я не могу не затронуть тему обыска в министерстве финансов в связи с возбуждением уголовного дела по расходованию средств на строительство окружной дороги.  Как вы оцениваете работу Следственного комитета, который произвел в минфине выемку документов о выплатах «Мостовику»?

Это работа Следственного комитета, все идет в рамках закона, и мы относимся к этому с пониманием. В части финансирования строительства окружной дороги, как и любого другого мероприятия, функции минфина, по сути, сводятся к функциям кассира. Со своей стороны мы следовали четким инструкциям, ничего противозаконного не совершали и надеемся, что следователи разберутся в этой ситуации достаточно профессионально. Конечно, столь пристальное внимание правоохранительных органов неприятно, особенно учитывая высокие оценки федерального Минфина нашей работе. Но мы расцениваем сложившуюся ситуацию как дополнительный экзамен профессионализму коллектива министерства финансов Омской области в своей части.

Говоря о налогах, вы затронули тему нестабильной экономической ситуации. Сейчас, в условиях введения новых санкций – западных и российских, даже самые опытные аналитики не могут создать точный сценарий развития российской экономики. Как, на ваш взгляд, санкции могут повлиять на доходы Омской области?

Здесь может быть как положительный, так и отрицательный эффект. Положительный эффект понятен: ответные санкции стимулируют собственное производство, в первую очередь сельхозпроизводителя, а это дает бюджету дополнительные налоги.

Отрицательный эффект предсказать сложно. Мы не знаем, как западные санкции отразятся на экономике наших крупнейших налогоплательщиков,в первую очередь «Газпром нефти», и здесь, конечно, могут быть поводы для опасений.

Я знаю нескольких  экспертов, которые считают, что омский Минфин не заслуживает той высокой оценки на федеральном уровне, которую получает. По их мнению, вы должны были пойти другой дорогой -  еще несколько лет назад максимально срезать дефицит бюджета и начать активно сокращать госдолг. Как бы вы могли ответить этим людям?

Давайте смотреть реалистично, в 2015 году мы хотим понизить планку дефицита на 5%. Не на 15, а всего лишь на 5! И чтобы прийти к этим 5%, мы два года готовились, проводили серьезные мероприятия с главными распорядителями. И при этом надо понимать, что даже такое сокращение дастся очень тяжело.

Безусловно, по прошествии времени, глядя на результат, всегда легче говорить, что надо было идти по другому пути. Но тогда правительство Омской области планировало реализацию социально значимых проектов, в том числе и майских указов президента, исходя из тех темпов роста экономики, которые были 3-4 года назад. Предельный дефицит не планировался, а сложился уже в ходе исполнения бюджета в связи с сокращением поступлений. Принятие решения о неподготовленном сокращении дефицита за счет свертывания социальных программ привело бы к политическому и социальному кризису! На отыгрывание дефицита всегда нужно определенное время и продуманные мероприятия. Оптимизация расходов области, которые более чем на 80% состоят из обеспечения деятельности учреждений и мер социальной поддержки населения, невозможна без проведения оптимизации сети, изменения форматов предоставления госуслуг, а это очень непростой вопрос, и подходить к его решению нужно крайне осторожно.

Здесь Омская область не находится в какой-то исключительной ситуации — практически у всех регионов России есть проблема дефицита и госдолга, а тех, кто подошел к настоящему кризисному времени без него, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Наталья КАЛИНИНА

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.