Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Андрей ЗАБУДСКИЙ: « Научная разработка одним человеком никогда не делается. Это всегда коллектив авторов»

26 августа 2015 09:28
0
4917

На прошедшей в июле выставке «Агро-Омск» внимание многих селекционеров привлекла разработка специалистов ОмГАУ – устройство для проращивания семян «Росинка». Именно его на конкурсе «У.М.Н.И.К.-2015» представлял магистрант вуза Андрей ЗАБУДСКИЙ. Он и его коллеги – заместитель декана по учебной работе факультета технического сервиса в АПК Сергей ПРОКОПОВ и кандидат технических наук, доцент кафедры технического сервиса, механики и электротехники Дмитрий АЛГАЗИН рассказали корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО о задачах прибора и его особенностях.

– Андрей Иванович, с какой целью создан ваш аппарат для проращивания семян?

ЗАБУДСКИЙ: У нас в вузе многие селекционеры занимаются научными работами, и время их опытов увеличивается за счет долгого прорастания семян. Нам захотелось им помочь. Кроме того, устройство облегчит труд сельхозтоваропроизводителя и увеличит урожайность.

– Идея выйти с разработкой на конкурс появилась сразу?

ЗАБУДСКИЙ: Первоначально это была чистая наука. Работа ляжет в основу кандидатской диссертации одного из авторов установки – Дмитрия ВОРОБЬЕВА. Вообще любая научная разработка одним человеком никогда не делается. Это всегда коллектив авторов. У нас их трое: руководитель темы Дмитрий АЛГАЗИН, старший преподаватель нашей кафедры Дмитрий ВОРОБЬЕВ и я, Андрей ЗАБУДСКИЙ, магистрант первого курса обучения.

– Как впервые появилась идея создания установки?

ЗАБУДСКИЙ: Дмитрий Николаевич АЛГАЗИН давно занимается выращиванием овощей в закрытом грунте, проращиванием семян. Это его идея.

АЛГАЗИН: Они пришла из жизни, из собственного огорода. Мы все выросли в деревне, проблемы села знаем, это наложилось на знания, полученные в университете.

– Ваша «Росинка» уже работает?

ПРОКОПОВ: На данный момент мы собрали уже две установки. Первую – опытную – в конце января 2015 года. Она подключена к компьютеру, имеет веб-камеру, через которую можно отслеживать, когда появился первый росточек. Ведется видеофиксация. Вторую установку мы сделали к выставке «Агро-Омск», она промышленно-выставочная.

– Ее купили?

ЗАБУДСКИЙ: Пока нет, она отправится в теплично-парниковое хозяйство в Русско-Полянском районе, которое занимается выращиванием рассады и овощей. Там ее опробуют в условиях производства, а после, думаю, заключим с ними договор и продадим установку.

– За счет чего семена, попадающие в аппарат, прорастают быстрее?

ЗАБУДСКИЙ: Мы создали идеальные условия для проращивания. Это постоянная температура и влажность. Автоматика аппарата поддерживает их на заданном уровне на протяжении всего периода.

– Неужели никаких секретов? Просто температура и влажность?

ЗАБУДСКИЙ: За счет каких показателей они поддерживаются, мы пока не можем рассказать, потому что установка находится на патентовании. Это наше ноу-хау. Специальное устройство позволяет семенам не загнивать. Мы не просто наливаем воду, а создаем благоприятную среду. Без химии, только вода и тепло. Сейчас многие употребляют в пищу пророщенные семена. Они могут спокойно использовать наш аппарат, не беспокоясь за свое здоровье.

– А в принципе добавлять туда питательные препараты можно?

АЛГАЗИН: При желании возможно, но мы делали аппарат для своих коллег – агрономов, где нужны чистые семена и чистые опыты, поэтому никакой химии добавлять туда не собираемся.

ЗАБУДСКИЙ: Она и не требуется. У каждого семени есть период покоя. В феврале и в июне показатели разные. Если фасоль в обычных условиях прорастает 8-10 дней, то в нашем аппарате в марте – за 2,5 дня, а в июне – за 12 часов! Мы проращивали помидоры, цветы, перец. Перец в домашних условиях прорастает 27 дней. У нас – за 7-8 дней, иногда за 12. Практически все растения в аппарате прорастают в 2-3 раза быстрее.

– Семена любых растений можно проращивать в аппарате?

ЗАБУДСКИЙ: Практически, но нужно знать, какая должна быть влажность и температура. Сейчас начинаем ставить опыты по поиску идеальных условий. Консультируемся с селекционерами. Узнаем у них сроки стандартного проращивания. Наш агрофак заинтересовался проращиванием семян плодовых деревьев – яблони, вишни. Им необходима минусовая температура. Уже есть идеи, как сделать такую установку.

– Андрей Иванович, вы пришли ни конкурс не с идеей, а уже с готовой установкой. Было легко победить с такой позиции?

ЗАБУДСКИЙ: Пожалуй. Я послушал рассказы соперников: некоторые идеи захватывают, другие – бредовые. Хорошая была работа по снижению энергозатрат тепловозов, она получила грант. Один из наших преподавателей зарубил идею: люди создали барабан, который якобы нигде не используется, а на самом деле он стоит в каждом комбайне, еще начиная с первых «Нив». Ребята просто плохо провели патентный поиск.

– А что у вас с патентным поиском? Есть ли аналоги?

ЗАБУДСКИЙ: Есть, но большинство проращивателей влажность поддерживает не таким способом. Там просто наливается вода, и практически половина семян загнивает в процессе прорастания. Мы инженеры, и суть установки даже не в том, что семена быстро прорастают, а в ее энергоэффективности. Можно прорастить семена, но затратить на это столько энергии и денег, что экономически будет не выгодно. Здесь же мы используем новейшие материалы и электронику, которая позволяет снизить энергозатраты. Еще собираемся утеплить корпус, чтобы меньше энергии уходило.

– О каких затратах идет речь?

ЗАБУДСКИЙ: Для проращивания одной партии фасоли в тысячу семян требуется 700 мл воды и три киловатта электроэнергии.

– На что потратите грант?

ЗАБУДСКИЙ: Его хватит максимум на 3-4 установки: чтобы довести их до ума, провести опыты.

– Вы планируете создавать установку для больших объемов семян?

ЗАБУДСКИЙ: Если кому-то нужно больше, пожалуйста. Наша направленность – тепличные хозяйства, там все делается руками, поэтому данная установка будет очень интересна для них.

АЛГАЗИН: Мы рынок просегментировали на три части: промышленные предприятия, ЛПХ и для домашнего использования. Пока ориентируемся на ЛПХ, но если кому-то потребуется, сделаем большую установку.

– Дмитрий Николаевич, дальнейшая работа над установкой будет заключаться в тиражировании или в улучшении качества?

АЛГАЗИН: В первую очередь займемся качеством. Главное – удобство, чтобы рядовому потребителю было просто пользоваться. Десять кнопок – огурец, помидор, перец, цветы и т. д.: нажал, заложил семена, и программа сама выберет оптимальные условия. Чтобы пришел через неделю, открыл крышку, взял семена и пошел рассаживать. А не ходил, не заглядывал.

– Вы просчитывали стоимость?

ЗАБУДСКИЙ: Стоимость материалов без работы обойдется примерно в одиннадцать тысяч рублей. Продажная цена, следовательно, составит 20-25 тысяч. Основным элементом установки является электроника и автоматика. Это дорогостоящие вещи. Если требуется не промышленная, а лабораторная установка, то добавляется компьютер и съемочная аппаратура, соответственно, цена увеличивается.

– Планируете ли вы организовать малое предприятие?

ПРОКОПОВ: На факультете уже существуют два малых предприятия, если найдется спрос на установку, то их можно использовать. Или открыть отдельное, у нас легко создаются малые инновационные предприятия. И в их рамках заниматься и наукой, и производством.

– Почему выбрали аграрный вуз?

ЗАБУДСКИЙ: Родители у меня работают в школе, сестра окончила педагогический университет. Я тоже поступил туда на физфак. Но еще до начала учебы заехал в аграрный к однокласснику, прошелся по территории и передумал: забрал документы и пришел сюда. И практика, и железки, и наука – все было интересно, учился с удовольствием. Сейчас веду занятия, стал педагогом. Все равно корни взяли свое.

ПРОКОПОВ: Инженерное образование сейчас в приоритете. Наших выпускников предприятия берут охотнее, чем из других технических вузов. Одно время, когда народ уезжал в Германию, факультет был единственным в городе, чей диплом засчитывался за границей и его не нужно было подтверждать.

– Какие у вас увлечения вне работы?

ЗАБУДСКИЙ: В летнее время – рыбалка. Ловим все – и хищников, и нет. Если еду домой, то на котлованах – карась, карп, если в Омске, то на Иртыше – щука, чебаки, лещи. Ловлю возле «Арены», рядом с домом, вчера поймал килограмм чебаков.

ПРОКОПОВ: Еще он занимается спортом. У нас в университете проводятся соревнования, и Андрей Иванович играет в волейбол за команду факультета. В прошлом году мы заняли второе место по вузу.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.