А главу городского департамента транспорта Виталия МАСЛИКА назначили душителем «бизнеса частных перевозчиков»
Концепцию развития городского пассажирского транспорта, которую уже давно анонсировал глава дептранса Виталий МАСЛИК, обсуждали на минувшей неделе на заседании комитета по вопросам ЖКХ и транспорта Омского городского совета. Из всех выводов, сделанных специалистами городского департамента транспорта, депутаты восприняли только один – о необходимости серьезного сокращения количества немуниципального подвижного состава, прежде всего автобусов сверхмалой вместимости, и обрушились с критикой на главу департамента Виталия МАСЛИКА, обвиняя главного транспортника во всех грехах. В том числе в желании лишить единственного дохода семьи частных перевозчиков.
Поскольку стоимость одной поездки установлена ниже, чем утвержденный РЭК Омской области предельный тариф, то разницу транспортникам должен доплачивать бюджет. По факту к 1 января 2015 года недофинансирование составляло 157,9 млн рублей. А в 2015 году стоимость провоза одного пассажира превысила установленный в прошлом году предельный тариф на 3–4,7 рубля (в зависимости от предприятия), в связи с чем, как утверждает департамент транспорта, только за 7 месяцев 2015 года муниципальными перевозчиками был получен убыток в размере 177,4 млн рублей. По состоянию на 1 сентября 2015 года практически все городские маршруты были уже нерентабельными, а общая кредиторская задолженность городских пассажирских предприятий составляла 730,1 млн рублей. По итогам 2015 года муниципальные перевозчики ожидают получить убыток в размере 311 млн рублей.
Коренные изменения в маршрутной сети предполагаются уже со второго полугодия 2016 года. Дептранс намерен сделать все, чтобы выпускать на маршруты 500 автобусов большой вместимости, 1800 – малого и среднего класса, а также 200 единиц подвижного состава электрического транспорта. Работу «газелей» на маршрутах предполагается исключить вообще, и от этого порядка 30% пассажиров частного транспорта, как считает Виталий МАСЛИК, пересядут в муниципальный транспорт. Причем в реестр маршрутов предлагается ввести маршруты, где обслуживание пассажиров будет вестись по нерегулируемым тарифам, то есть по фактической себестоимости перевозки. Дептранс ожидает, что Благодаря жестким мерам уже в 2016 году муниципальные перевозчики станут работать рентабельно и даже получат прибыль в размере 51,6 млн рублей. А в 2017 году прибыль должна увеличиться до 180,8 млн рублей.
Список проблем муниципальных перевозчиков депутатов не разжалобил, в первую очередь они обратили внимание на планы Виталия МАСЛИКА по сокращению количества маршруток и его желание полностью убрать с омских улиц автобусы сверхмалой вместимости марки «газель».
– Этой концепцией предлагается революционная идея – задушить бизнес частных перевозчиков, чтобы повысить доходность муниципальных предприятий, – возмутился депутат Валерий КОКОРИН. – Эти преобразования приведут к тому, что отрасль вернется к тому состоянию, в котором она была в конце 90-х годов, когда рынка пассажирских перевозок еще не было, а на городских маршрутах работало порядка 1300 единиц муниципального транспорта большого и особо большого класса. Я хорошо помню то время. У меня до сих пор болят бока после поездок в тех автобусах. Когда мы висели гроздьями на подножках, а на остановках творилось что-то ужасное. И я твердо уверен, что нужно максимально использовать экономические рычаги во взаимоотношениях с бизнесом, а не использовать возможности федерального законодательства, чтобы бизнес ликвидировать. Во-первых, это будет просто неправильно. Во-вторых, это преступление по отношению к тем семьям, которые кормятся за счет этого бизнеса и не просят ни у кого бюджетных денег.
По мнению депутата Николая ЧИРАКОВА, проблема муниципальных пассажирских предприятий вовсе не в частных перевозчиках, а в неэффективном управлении.
— Колесами и бензином не должны заниматься ни депутаты, ни глава департамента транспорта, – считает Николай ЧИРАКОВ. – Четвертый созыв Омского городского совета занимался пассажирскими перевозками все четыре года. Тем не менее хаос в этой отрасли до сих пор неимоверный. Нужно просто наводить порядок.
Александр ИВАНОВ поддержал коллег и рассказал, почему считает концепцию департамента транспорта набором деклараций. Мол, сколько дотаций ни направляй в эту отрасль, она все равно останется убыточной. Дотации просто не дают, по его мнению, нужного эффекта.
— Мы уже 8 лет неэффективно субсидируем пассажирские предприятия и каждый год слушаем одни и те же декларации. Надо переходить на адресное субсидирование. Нужно либо людям давать деньги, либо субсидировать конкретные маршруты, которые социально значимые, – пояснил Александр ИВАНОВ. – Мы выставляем требования частным перевозчикам о приобретении автобусов, а сами передаем муниципальные автобусы, которые находятся в казне, муниципальным предприятиям фактически на халяву. Из бюджетов всех уровней покупаем автобусы и тоже отдаем их транспортникам. А они свесили ножки и не собираются возить наших избирателей. Я не понимаю такой постановки вопроса. Они не будут биться за автобусы, как за свои, поскольку они ничьи, колхозные. Давайте их хотя бы в аренду отдадим. И будем деньги брать за эти автобусы.
Высказался председатель комитета по социальным вопросам и за то, чтобы департамент транспорта не мог руководить хозяйственной деятельностью муниципальных пассажирских предприятий, заботиться об их сохранении и быть регулятором рынка пассажирских перевозок. Это разные, мол, функционалы и разная ответственность.
— Регулированием рынка должны заниматься одни люди, а спасением муниципальных предприятий – другие. Удастся их спасти – отлично. Не удастся – тоже не беда, – подчеркнул Александр ИВАНОВ.
Впрочем без традиционной критики частных перевозчиков обсуждение концепции тоже не обошлось. Депутат Андрей НИКИТИН напомнил коллегам, что движение автобусов малой вместимости по маршруту происходит без соблюдения графика, на маршрут водители выходят без контроля, когда захотят, рабочий день заканчивают, когда им в голову придет, и нормально пассажиру можно уехать только с конечных остановок.
В итоге депутаты предложили мэрии еще немного поработать над концепцией развития городского транспорта и рассмотреть возможность разделения функций регулятора перевозок и хозяйственной деятельности, а также возможность акционирования муниципальных пассажирских предприятий. А к обсуждению этого вопроса депутаты решили вернуться в декабре.