«Коммерческие вести» продолжают цикл интервью с резидентами регионального ИТ-парка. На этот раз обозреватель «КВ» Ольга УМОВА побеседовала с директором ООО «Образование АйТи» Сергеем САВЧЕНКО. Компания занимается реализацией проекта «Школа программиста».
— Сергей Викторович, как Вы оказались в числе создателей школы программиста? С чего все начиналось?
— Когда я после матфака ОмГУ пришел работать в школу, пользовательских компьютеров в школах практически не было, и все, что можно было на тех компьютерах делать, – программировать. Но со временем появились в школах персонифицированная система Window,s, Internet, и так далее, ученикам стали давать некий пользовательский курс, а программирование ушло на второй план. Сейчас оно из школьной программы фактически истреблено, и это не может не беспокоить. Именно поэтому мы – я и мой ученик Сергей ШМАКОВ, который на тот момент тоже уже работал учителем информатики, стали вести для школьников бесплатные кружки программирования по воскресеньям. Помимо того, меня всегда интересовал соревновательный процесс, и еще в 2000 году мы с коллегой инициировали проведение в Омской области первой региональной олимпиады по информатике. И уже в 2003 году один из омских школьников стал призером Всероссийской олимпиады. Начиная с 2008 года ежегодно у нас были призеры на уровне страны. И когда меня приглашали в Институт развития образования, чтобы рассказывать коллегам про олимпиады, я регулярно говорил учителям: дорогие мои коллеги, не хотите учить детей программированию – не учите, отправьте ко мне в школу, на бесплатный кружок.
– То есть, нынешняя Школа программиста выросла из бесплатного кружка по воскресеньям?
– Получается, так. Тогда я стоял перед выбором: если не я, то кто это будет делать. В ИТ-отрасли ведь еще в те годы серьезная проблема нарисовалась: она начала очень быстро развиваться и сама себя гробить – высасывать в бизнес всех, кто что-то может, – учителей из школ, преподавателей из вузов. И учить стало некому. Сегодня уже многие омские айтишники понимают, что они наделали, и сами стали платить своим людям, чтобы те шли в вузы преподавать. И нас в том числе поддерживать, хотя мы готовим школьников, которые еще не скоро до этих компаний дорастут.
Почему бесплатный кружок стал Школой? Году в 2010-м те же айтишники стали спрашивать у нас: а почему у вас так мало детей занимается, нужно больше. И кто-то нам подсказал, что нужно просто делать это за деньги. Парадоксально, но факт: в 2013 году мы впервые стали брать плату – смешную, 50 рублей с ребенка в месяц, и сразу народ побежал. А через год мы серьезно подняли цену, и учеников пришло раза в три больше. В 2014-2015 учебном году у нас учились уже 243 человека.
– В чем заключается ваша программа?
– Мы берем детей с 4-го по 11 класс. На начальном курсе мы даем несложные математические задачки, нацелена эта часть программы на то, чтобы научить детский мозг мыслить алгоритмически, выстраивать модели. Начиная с 7 класса уже преподаем язык программирования, учим программировать и постепенно выходим на уровень решения олимпиадных задач. В итоге с учениками 8-9 класса мы разбираем задачи уровня третьего курса матфака. Если школьник оказывается не готов решать следующую по сложности олимпиадную задачу, мы переключаем его на другие направления, например промышленное программирование, предлагаем, таким образом, выбор.
Обязательно школьники получают домашнюю работу и всегда имеют обратную связь с преподавателем, школьник шлет ему по электронной почте или через социальные сети решенное задание или рассказывает о том, что у него не получается, и в течение суток получает ответ. Причем практически все наши преподаватели — не школьные учителя, это наши выпускники, которые пошли работать в ИТ-компании, но тяга делиться знаниями осталась. В этом учебном году у нас было 24 преподавателя. С несколькими омскими школами у нас заключены договоры о сотрудничестве, и мы проводим занятия непосредственно в этих школах для удобства учеников. Ученики же других школ теперь смогут приезжать на занятия Школы программистов в ИТ-парк.
– Насколько мне известно, вы один из тех, кто с самого начала горел идеей ИТ-парка и всячески поддерживал его создание. Зачем, на ваш взгляд, он нужен?
– Дело в том, что у меня, как преподавателя, есть серьезная беда: каждый год из Омска уезжают лучшие мои ученики. Школьники уровня призеров Всероссийской олимпиады заявляют: а что мы потом здесь будем делать, где работать. Я им говорю: у нас штук 300 ИТ-компаний, всем им нужны люди. Но в том же ДубльГисе их найдется едва ли пара десятков, все они работают, не афишируя себя. И ИТ-парк в этом смысле очень важен, чтобы собрать их всех в одном месте, чтобы формировать нормальное отношение к отрасли у школьников, у родителей этих школьников, чтобы люди видели, что можно и в Омске добиться успеха в этом направлении. Конечно, часть талантливых детей все равно будет уезжать. Но с поддержкой ИТ-парка мы планируем за два года довести количество обучающихся в нашей Школе до 1000 человек. Посудите сами: мы выпустили в этом году 15 человек, но из них в Омске осталось 2 или 3. А если мы будем 150 человек ежегодно выпускать, останется уже намного больше. Кстати, набор учеников в Школу программиста на 2015-2016 год в настоящий момент еще идет, уже совсем скоро начнутся занятия.
– На открытии ИТ-парка вы говорили еще и о том, что готовите какие-то программы для студентов. Зачем? Ведь их и так уже учат.
– Даже ведущие вузы страны отстают на 4-5 лет от реальной ситуации в ИТ-отрасли. Мы же готовы давать студентам практические, прикладные вещи, которые им реально нужны будут в работе. И первый такой проект мы запускаем — с февраля 2016 года планируем 3-й и 4-й курс студентов факультета компьютерных наук ОмГУ и студентов ИМИТ ОмГУ (это бывший матфак) взять на учебную практику, которую надеемся провести на базе ИТ-парка, привлекая резидентов, привлекая другие компании. То есть мы студентам предложим выбор, куда пойти, чем заняться. В целом открытие ИТ-парка в Омске – важный момент для отрасли в целом. Уже сейчас некоторые мои бывшие выпускники, уехавшие из города, задумываются над тем, не вернуться ли.