Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Александр КОСТЮКОВ: «Экс-чиновникам, которых пытаются лишить надбавок к пенсиям, нужно обращаться в Конституционный суд РФ»

13 апреля 2016 12:56
1
6499

После протеста областного прокурора на отдельные положения областного закона от 22 декабря 2004 года № 601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» народные избранники оперативно отменили выплаты пенсий за выслугу лет экс-чиновникам, которые выплачивались за счет регионального бюджета. Вернее сказать, принятым законом действие отдельных положений кодекса приостанавливается до 1 января 2017 года. «КВ» обратились к специалисту в области государственного и муниципального права Александру КОСТЮКОВУ, чтобы выяснить, можно ли оспорить принятый закон, лишивший надбавок к пенсиям не только экс-губернатора и бывших министров, но и большое количество руководителей среднего уровня, честно отработавших на государственной службе по 15–20 лет.

— Вопросы материально-технического и финансового обеспечения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе вопросы установления дополнительных ежемесячных выплат, относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Федерации, которые исполняются за счет регионального бюджета. Органы государственной власти субъекта Федерации имеют полное право принимать законы, иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. С этим никто не спорит. В том числе и прокуратура.

Однако право принятия правовых актов о дополнительных гарантиях государственным служащим и лицам, замещавшим государственные должности субъекта Федерации, не является безусловным. То есть это право, которое напрямую зависит от возможностей регионального бюджета, что подтвердил Верховный суд РФ, когда рассматривал протест  прокуратуры на решение Брянского областного суда. Первая инстанция отказала в признании недействительным брянского закона о пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области, а апелляционная инстанция признала правоту прокуратуры.

В 2004 году, когда в Омской области принимался закон о пенсионных надбавках для высших должностных лиц, ситуация отличалась от сегодняшней. Была совершенно иная ситуация и во всей российской экономике. При всех кризисах, которые в то время имели место быть, бюджет области наполнялся собственными доходами, а расходные обязательства исполнялись без привлечения средств федерального бюджета, с соблюдением баланса между частными и публичными интересами.

Сегодня все значимые доходные источники, имеющиеся в российской налоговой системе, успешно централизованы на федеральном уровне, субъекты Федерации пополняют свои бюджеты в основном за счет налога на доходы физических лиц и налога на прибыль, а эти налоги невелики, поэтому собираемые суммы не покрывают весь объем обязательств региональной власти. И реакция прокуратуры на эту ситуацию вполне понятна. Поскольку бюджет в регионе дефицитный, то он и не должен нести такое бремя, как доплаты к пенсиям высших должностных лиц региона.

Можно ли обжаловать в суде принятый областной закон, приостанавливающий действие пенсионных надбавок за выслугу лет? Можно. Шансов мало, что Омский областной суд пойдет против позиций прокуратуры Омской области и Верховного суда РФ. Вместе с тем есть Конституционный суд РФ, позиция которого по поводу пенсий однозначная, он ее высказывал неоднократно: снижение размеров или отмена пенсий для тех или иных категорий граждан не может касаться лиц, уже получающих пенсии. Изменения, как считает Конституционный суд РФ, должны распространяться только на лиц, которые станут пенсионерами в будущем.

Конституционный суд считает, что «Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться  от взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться». Такая позиция была высказана, в частности, в постановлении Конституционного суда РФ от 24.01.2004 года №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной думы и Государственного Собрания республики Саха, а также Думы Чукотского автономного округа». Отмена либо приостановление норм законодательства, влияющих на выплату пенсий для лиц, которые уже приобрели право их получать, означает, по существу, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан. А закон обратной силы не имеет.

Причем для сегодняшних чиновников-пенсионеров есть два варианта действий. Можно обратиться сразу в Омский областной суд с требованием признать незаконным закон Омской области от 23 марта 2016 года № 1865-ОЗ, приостанавливающий действие отдельных положений кодекса. В случае отказа – добиваться отмены решение областного суда в Верховном суде РФ, а потом обратиться в Конституционный суд РФ. Второй вариант – дождаться момента, когда при выплате пенсии доплата не поступит, и тогда уже обжаловать бездействие госорганов в районном суде, ссылаясь на позицию Конституционного суда РФ. Суды сошлются, естественно, на приостановление нормы областным законом, придется пройти все инстанции, после чего можно будет обратиться в Конституционный суд РФ с требованием признать областной закон неконституционным, и очень высока вероятность, что суд примет решение в пользу действующих пенсионеров. Что касается тех, кто занимает высокие должности сегодня и рассчитывал на надбавки к пенсии, – у них,  откровенно говоря, шансов нет.

Комментарии
татьяна 13 апреля 2016 в 14:43:
У нас почему-то одна Конституция, а законы о пенсиях для разных категорий разные. И их Государственные пенсии, которые выше чем просто трудовые пенсии по старости,инвалидности или потери кормильца никто не отменял, а как неоднакратно подчеркивал Конституционный суд это право, а не обязанность устанавливать дополнительные льготы и гарантии. А закон обратную силу у нас имеет лишили же акций акционеров по закону 1996 года в результате консолидации и других подобных моментов и КС признал это не противоречащим Конституции как и взносы на капитальный ремонт.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.