Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

300 летие Омска: «И город как на ладони»

14 декабря 2016 10:49
1
4268

Из истории омской пожарной каланчи

Построек с интересной историей и изящной архитектурой в Омске не так много, как хотелось бы, но показать есть что. Далеко не каждому строению уготована судьба стать символом города. Таковых единицы. Одним из них является городская пожарная каланча.

Первая пожарная часть появилась в Омске в 1827 году после разрушительных пожаров 1819 и 1823 годов и располагалась в здании, известном как дом полицейского управления. Затем, в начале 1870-х годов, пожарная часть появилась на ул. Александровской (ныне – ул. Интернациональная). При второй пожарной управе имелась деревянная каланча высотой в 14,2 м. К началу ХХ века она пришла в негодность и «качалась при каждом ветре». В 1910 году в Омске горели крупные городские постройки – дом Марии Шаниной и гостиница «Россия». После этих событий городская Дума издала постановления (приняты в марте 1912 года), которыми было предусмотрено в том числе переустройство второй пожарной части и строительство каменной каланчи.

Новая каланча была спроектирована городским инженером Илиодором Хвориновым. Им же была составлена смета на строительство – 7408 руб. Дума несколько раз пересматривала смету расходов. По этой причине строительство каланчи началось в 1914 году, после того как состоялись торги, которые выиграл крестьянин Нижегородской губернии Михаил Кузнецов. Возведение каланчи было закончено в августе 1915 года. Свое последнее детище Хворинов не увидел, поскольку умер больше чем за полгода до окончания строительных работ, в декабре 1914 года. С этой невысокой по меркам сегодняшнего Омска постройки (32 м), город был виден как на ладони.

Инженер-реставратор, знаток омской архитектуры, детально изучившая историю строительства пожарной каланчи Жанна Хахаева пишет об ее архитектурных особенностях:«Здание каланчи спроектировано в стиле поздней эклектики, в русле развития неорусского стиля, где гармонично сочетаются элементы классицизма (пилоны, пилястры, руст, дентикулы), модерна (оштукатуренные наличники окон 2-го этажа) и русского стиля (крещатые бочки, фигурные колонки, ширинки). Несмотря на небольшой «удельный вес» элементов русского стиля, они доминируют в образном впечатлении каланчи, которое усилено и цветовым решением, восходящим к прообразам русской архитектуры XVII века, – сочетание краснокирпичной стеновой поверхности с белыми декоративными элементами».

Свое прямое назначение каланча исполняла до начала 1940-х годов. В 1950-е над ней первый раз нависла угроза сноса. Тогда она «мешала» предполагаемому строительству жилого дома (парному к дому по ул. Интернациональной, 35 по проекту архитектора Евгения Степанова), но все же каланчу удалось отстоять. Второй раз ее собирались снести при постройке в 1963-1966 годах здания Главпочтамта. Снос был уже согласован, но на защиту памятника архитектуры встал тогдашний секретарь Центрального райкома КПСС Николай Кукель-Краевский. Сам он вспоминал об этом так:«Я явился (в обком партии) с постановлением бюро райкома, принятым накануне, в котором говорилось: «Считать снос каланчи преступлением перед государством, так как памятник архитектуры охраняется законом. Обязать начальников управления связи, УВД и горархитектуры произвести изменения в планировке, отнеся строительство на 30 метров от «красной линии». По одной из версий, на возражение чиновников от архитектуры «Снесли Тарские ворота, снесем и каланчу!» Кукель-Краевский ответил весьма жестко: «Если Тарские ворота снес старый и больной высокопоставленный сумасброд (вероятно, подразумевался бывший первый секретарь Омского обкома КПСС Евгений Колущинский. – С. Н.),то это не значит, что молодые могут повторить его беззаконие!»

После этой истории Николай Кукель-Краевский заработал репутацию человека эмоционального и резкого. Нам же, потомкам, остается лишь отдать дань уважения тогдашнему главе Центрального района, благодаря неравнодушию и непреклонности которого удалось сохранить архитектурный шедевр Илиодора Хворинова, памятник истории, один из символов Омска – городскую пожарную каланчу.

Сергей НАУМОВ

При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".

Комментарии
Ж. 16 декабря 2016 в 10:54:
Как мало Кукель-Краевских. Как много высокопоставленных старых больных сумасбродов. Но и как много зависит от одного решительного голоса!
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.