Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Катарина ФИШЕР: «Мы не рассчитывали дойти до финала с нашими «тряпочками»

17 февраля 2016 11:08
0
3958

Студентки ОГИС Мария ШВАРЦ и Катарина ФИШЕР уже несколько лет работают над созданием особых войлочных полотен, которые сохраняют форму при носке и стирке. Их проект так заинтересовал членов жюри конкурса «У.М.Н.И.К.», что стал одним из финалистов. О материалах, их свойствах и особенностях Мария и Катарина рассказали корреспонденту «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.

– Официально победителем конкурса стала Мария, тем не менее разработкой модифицированных полотен для производства одежды вы занимаетесь вместе. Расскажите, что представляет собой ваше изобретение?

Катарина ФИШЕР. Войлоковаляние – это кустарное ремесло, которое не имеет научной подоплеки. И мы на этапе разработки научных основ. Новаторство нашей работы в том, что мы модифицировали войлок внутренним армированием, т.е. между слоями шерсти добавляли армирующий материал, к примеру, простую марлю. Это замечательно улучшило потребительские характеристики, сократило все негативные качества войлока, ведь он мало того что растяжим, его еще тяжело стирать и сложно предсказать, как он поведет себя при разных температурах. Сейчас мы можем точно сказать, насколько сядет шерсть в готовом полотне и что будет после стирки.

Мария ШВАРЦ. Раньше я занималась только нанотехнологиями в текстиле, а Катарина – войлоковалянием. Нас объединил общий научный руководитель. Два года назад мы вместе участвовали в вузовской научной конференции ОГИС – «МОЛОДЕЖЬ. НАУКА. ТВОРЧЕСТВО», разговорились, выяснили, что наши интересы совпадают, и решили объединить темы – заниматься войлоком, но модифицировать его: армировать – укрепить структуру полотна, чтобы можно было изготавливать одежду для разного ассортимента.

К.Ф. Маша сейчас пишет диплом и занимается армированием в виде стежки. Я ушла в пленочное покрытие – задалась вопросом, как сделать, чтобы войлок можно было носить и в сырую погоду. Сейчас семимильными шагами в производство входят нанотехнологии, но пока никто не придумал способ, как носить натуральные ткани и материалы – шерстяные, шелковые, льняные, хлопковые – в дождь. В плащевых тканях мы потеем, а шерсть и шелк позволяют телу дышать. Но для того, чтобы они не промокали, их нужно обработать каким-то составом. Буквально вчера мы с научным руководителем Жанной Андреевной ФОТ, доцентом кафедры КТИЛП ОГИС разговаривали на эту тему: хотим договориться с ОмГТУ – у них есть нанолаборатория, где мы попробуем напылять аэрозоли вроде тех, которыми мы пропитываем обувь. Благодаря такому покрытию одежда будет не только обладать малозагрязняемостью, но и станет универсальной – ее можно будет носить и в дождь, и в сухую погоду. Наша задача – улучшить качества полотна, в данном случае – усилить водоотталкивающие свойства.

– Каким образом происходит процесс валяния?

М.Ш. Мы закупаем готовую английскую или российскую шерсть и валяем ручным способом. Наши материалы создаются не сухим способом, как валенки в промышленных цехах, а с применением воды и мыла. Длинные пасмы шерсти мы разбираем по волокнам и раскладываем слоями: сначала в одном направлении, потом в другом – крест-накрест. Между ними размещаем армирующий материал. Потом полотно застилается некоторым подобием москитной сетки, добавляется промыленная вода, и начинается процесс валяния – руками и с использованием шлифовальной машинки. В итоге волокна сцепляются друг с другом. Несколько раз меняем щелочной раствор. За счет этого быстрее происходит увалка. Каждую деталь, скажем, пальто делаем отдельно – рукав, полочку, спинку, а потом соединяем их на швейных машинах.

К.Ф. К сожалению, другого способа пока не придумано.

– Какой толщины можно получить войлочную ткань?

К.Ф. Она целиком зависит от раскладки. Можно свалять даже элементы белья, а можно пальто или валенки.

М.Ш. Например, одно из пальто, которое мы представляли вниманию жюри на «У.М.Н.И.К.Е.», было армировано шелком. Мы поверх войлока в качестве декора наложили шелк и уваляли. Получилась красивая структура, интересная фактура, рисунок. То есть мы сразу получили и армирование, и эстетичный внешний вид. Плюс ко всему пальто двустороннее и дополнительно армировано стежкой.

К.Ф. Первая сторона пальто включает два слоя шерсти и третий (верхний) – шелковую ткань. Вторая сторона представляет из себя также два слоя шерсти, но верхний слой – волокна вискозы. Мы хотим показать войлок красивым, современным материалом для повседневной носки. Это от и до натуральное экологически чистое сырье, кроме, может быть, полиэстровых ниток. Такое пальто можно постирать руками, отжать и повесить сушить. С ним ничего не будет, т.к. у шерсти, если она грамотно сваляна, есть «эффект памяти». Можно свалять бесшовное изделие объемной формы (без использования конструктивных членений: вытачек, рельефов, подрезов). Такая методика сокращает отходы производства на 1-5 процентов. Изделие получается спроектированым точно по фигуре.

– Сколько времени уходит на создание такого пальто?

М.Ш. От раскладки волокон и процесса валки до готового изделия – около недели.

– Вы планируете открыть свое предприятие?

М.Ш. Мы думаем заняться мелкосерийным производством. Предприятие – это, наверное, громко сказано, у нас всего четыре руки.

К.Ф. Хотим оформить патент на наши разработки. Но каждый день в голову приходят новые идеи, надо все собрать. Что касается своего производства, то я знаю, есть китайские машины, которые могут помочь в валке. Чтобы их приобрести, «У.М.Н.И.К.А.» не хватит. Они стоят 860 тысяч рублей. Мы делали расчет: нужно около 2 млн рублей, чтобы запустить мелкосерийное производство.

– Есть ли мысли продолжать научную деятельность?

К.Ф. Для меня это приоритетно. В этом году не получилось пойти в аспирантуру, поскольку не было мест. Мне помогает повышенная стипендия, т.к. она позволяет не искать подработку, а всецело посвящать время исследованиям по данной тематике. Планирую продолжить обучение в аспирантуре.

М.Ш. А я заканчиваю 4 курс, буду бакалавром. Хотела учиться дальше,  в магистратуре, но из-за произошедших в вузе перемен – объединения с ОмГТУ – бюджетные места в магистратуре временно отменили. Так получилось, что мы поступали в ОГИС, а в итоге получим дипломы Омского опорного технического университета. Это приятный бонус.

– Кроме изделий для конкурса, вы создаете что-то?

М.Ш. Конечно, мы решили, что начинать с создания верхнего ассортимента не стоит, пока рано, поэтому занялись валянием варежек, тапочек, шапок, палантинов и т.д. Варежки – это быстро, к тому же на них можно заработать.

К.Ф. Чтобы реализовывать такие изделия, нужна своя аудитория, которая понимает, что это ручной труд, абсолютно экологичное сырье. Сегодня люди устали от массовой одежды и хотят чего-то индивидуального. Себестоимость пальто из войлока, армированного шелком, – 3,5 тыс. рублей (5 метров шелка, 600 граммов шерсти). Учитывая ручной труд, индивидуальный пошив, оно может стоить от 10 тысяч рублей.

– Это весьма скромная цена… А чем вы увлекаетесь?

К.Ф. Три раза в неделю занимаюсь в тренажерном зале, хожу на аквааэробику в бассейн. Но основное мое хобби – это научная деятельность, так совпало. Думаю остаться в Омске, получить гражданство. Мне нравится, как сейчас в России работают с молодежью: существуют гранты, происходит развитие людей, которые занимаются наукой. В этом году я приняла участие в форуме молодых ученых «Наука будущего – наука молодых», который проходил в Севастополе с 29 сентября по 3 октября. Отобрали более 300 студентов со всей России и нашему проекту предоставили шанс. Было очень интересно. Ты видишь, чем другие люди дышат. В Казахстане у меня бы не было таких возможностей. Мы прошли в полуфинал. У ребят были шикарные темы – искусственные мышцы, абсорбция воды – и мы не рассчитывали дойти до финала с нашими «тряпочками», как смеется профессура. Но получилось так, что я прошла в десятку. До победы мне не хватило немного – переволновалась и недожала тему, некорректно ответила на вопрос. В итоге – финал, но призового места не получила.

М.Ш. Помимо учебы в институте я являюсь режиссером вузовских мероприятий, а также руководителем нашей театральной студии (когда училась в школе, играла в Лицейском театре). В нашей студии сейчас около 20 человек. Ребята из разных стран и не все хорошо говорят по-русски, но это и интересней. Наверное, процентов 80 своего свободного времени я нахожусь в вузе. Остальное время шью, не только из войлока, например, отшиваю галстуки-бабочки из разных материалов и продаю их через социальные сети.

Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.