По аллеям тут можно гулять до середины лета.
В минувшую субботу Омск в очередной раз присоединился к всероссийской акции «Ночь музеев». И уже традиционно в рамках нее Городской музей «Искусство Омска» презентовал большой выставочный проект, состоящий из нескольких экспозиций, объединенных общей тематикой и концепцией. Он называется «Ночь, цветы и сладкие плоды» (0+).
Тему придумали задолго до того, как был объявлен слоган нынешней акции: «Ночь музеев в Молодежной столице», – но решили ее не менять. Сад, конечно, не главный признак молодежного города. Но почему бы ему там и не быть? Тем более Омск всегда называли городом-садом.
Основная идея проекта – у каждого художника, да и просто у человека есть свой сад, уникальный и неповторимый, то, что он бережно возделывает и взращивает. Это не только и не столько физически обитаемое пространство, сколько еще и морально-целостное наполнение жизни. Ну а буквально сады во все времена отражали настроения общества, воплощали в себе разные художественные стили. Об этом в аннотации к своей выставке «Сады» размышляет Мария ШИНКЕВИЧ. Ее экспозиция состоит из нескольких десятков графических и живописных работ, созданных за последние два года, и напоминает аллею фруктового сада.
«Хрупкий сад» представляют омские керамисты. Это сад-перевертыш. На выставках обычно показываются цветы, а здесь – вазы, причудливые вместилища для цветов, которые могут быть самостоятельными арт-объектами.
Образ цветка является центральным в инсталляции «Всадник» содружества художников «Крепкий Палец». Тема растений вообще главный аспект творчества его участников.
Второй этаж музея поделили две большие персональные выставки: «Сад дышит небом» Натальи ПРОНИНОЙ и «Охота за белой лилией» Людмилы РЕЙХ.
– Подобное соседство неслучайно, поскольку эти авторы – словно инь и янь, – говорит заместитель директора Музея «Искусство Омска» Анастасия ГАРАЕВА. – Подход к творчеству у Натальи ПРОНИНОЙ и у Людмилы РЕЙХ достаточно схожий: они художники интуиции. Но они различаются по своему языку, по своей образности. У Натальи ПРОНИНОЙ работы воздушные, легкие, потому что она работает в акварельной технике, очень невесомой. У Людмилы РЕЙХ насыщенная графика, глубокая пастель, работы часто хулиганские, наполненные энергией и при этом очень интимные.
Свою выставку Наталья ПРОНИНА второй раз делает совместно с Лизой КОРН. Это ее бывшая студентка, дизайнер, и здесь она тоже отвечает за дизайн. Ее авторству принадлежат инсталляции, в том числе видео, и общее оформление пространства, которое погружает в атмосферу медитативного расслабления. Ты словно улетаешь в облака цветов.
Наталья ПРОНИНА – художник потока, так она описывает свой творческий процесс. Она ловит ритм, погружается в особую внутреннюю гармонию, и таким образом создает свои удивительные работы, свой внутренний сад. Сейчас ей захотелрсь закольцевать этот энергетический поток, что продиктовало круглую форму многих работ.
Цветочные сюжеты Людмилы РЕЙХ – это часто портреты людей или аллегории, аллюзии на какие-то жизненные ситуации. Например, в подаренном ей букете сирени и ландышей, где ландыш сдоминировал и на другой день «задушил» сирень, она увидела пример токсичных отношений, о чем сделала работу.
«Зверь в ананасах» – неожиданная ассоциация, возникшая у ее ученика. «Танго подбитого танка» – попытка воплотить головокружительный сюрреалистический сюжет одноименного стихотворения Василия ГАРКУШИ. «Сирень для забавы» – воспоминание о дружбе с Алексеем Николаевичем ЛИБЕРОВЫМ в формате «дедушка – внучка», о том, как оба любили рисовать сирень:
– Понарисуем – и друг другу показываем. Придумали даже слово: «обсиренились». Это когда лишнего хватанем. А потом хохочем. Забава!
В основе работы «Охота за белой лилией» – история долгого поиска совершенства.
– Я очень хотела нарисовать белую лилию, но все бабушки, которые продают цветы, обрывают у лилий тычинки, потому что они красятся, – рассказывает Людмила РЕЙХ. – И я две или три недели искала и не могла найти совершенный, непокалеченный цветок. Потом додумалась – купила лилию в бутоне, поставила в мастерской в вазу, и через некоторое время она у меня расцвела. Я включила музыку Баха и стала рисовать. Получилась «Охота за белой лилией». Я ее поймала.
Все выставки проекта сопровождаются фотозонами. А в интерактивной локации «Музейное Таро» можно попробовать найти ответ на волнующие вопросы с помощью языка цветов – стоит лишь повернуть карточку с розой, тюльпаном или маком.
Как рассказали в музее, работа выставок продлится до 13 июля. Так что еще есть время погулять по садам.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА