Все рубрики
В Омске пятница, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,9500    € 110,4804

Книжный клуб: Спасти человека от "Незнакомцев в поезде"

17 февраля 2016 10:23
0
3275

Юрий ЛОТМАН. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русской культуры русского дворянства (XVIII – начало XX века)

СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015 г. – 608 стр.

Тираж 5000 экз.

«Искусство жизни»

Знаменитые лекции тартусского профессора

«Люди и чины». «Женский мир». «Женское образование  в XVIII – начале XX века». «Бал». «Сватовство. Брак. Развод». «Русский дендизм». «Карточная игра». «Дуэль». «Искусство жизни». «Птенцы гнезда Петрова». «Люди 1812 года». «Декабрист в повседневной жизни». Все это – названия глав в небольшой укладистой книге, одном из переизданий знаменитых лотмановских лекций. Юрий ЛОТМАН (1922-1993) – всемирно известный ученый, филолог и культуролог, чьи труды переведены на все основные европейские языки. В конце 1980-х годов он читал на ТВ лекции о быте и традициях русского дворянства. Эти телепередачи собирали у экранов миллионы советских зрителей, которых привлекала широчайшая эрудиция ученого, его талант рассказчика и тонкий шарм воспитанного, интеллигентного человека. На основе телевизионного цикла лекций ученым и была создана книга «Беседы о русской культуре». Она погружает читателя в эпоху XVIII – начала XIX века, которая представлена через реалии повседневной жизни. Как бы далеко ни отстояли от нас эти времена, проницательный читатель скоро поймет, что многие российские победы и беды имеют свой исток в обыкновениях и обычаях двухсотлетней давности. Вот, к примеру, с чего начинало отечественное чиновничество. «Военная служба считалась преимущественно дворянской службой – статская не считалась «благородной». Ее называли «подьяческой», в ней всегда было больше разночинцев, и ею принято было гнушаться. Исключение составляла дипломатическая служба, также считавшаяся «благородной». Лишь в александровское и позже в николаевское время статский чиновник начинает в определенной мере претендовать на общественное уважение рядом с офицером. И все же почти до самого конца «петербургского периода» правительство в случае, если требовался энергический, расторопный и желательно честный администратор, предпочитало не «специалиста», а гвардейского офицера».

Е.К.

Патриция ХАЙСМИТ

Незнакомцы в поезде

Серия «Интеллектуальный бестселлер»

М.: Эксмо, 2014 год. – 480 стр.

Тираж 2000 экз.

«Ей нужен развод»

Классика хороша и в детективном жанре

«Яростно отстукивая колесами рваный ритм, по прерии мчался поезд. Он притормаживал на станциях, которые делались все мельче и встречались все чаще, нетерпеливо выжидал положенные минуты и вновь продолжал свой натиск. Однако пейзаж за окном на протяжении часов был неизменным – прерия колыхалась огромным буро-розовым одеялом, что встряхивали небрежной рукой. Чем быстрее шел поезд, тем сильней расходились дразнящие волны» – так начинается знаменитый детективный роман в переводе с английского Елены Алексеевой. Можно найти роман в другом переводе, где начало будет выглядеть так, как например, в издании Центрполиграфа 2002 года в переводе Юрия Бехтина: «Поезд двигался в нервном, рваном ритме. Ему приходилось делать остановки на крошечных полустанках, где он нетерпеливо выжидал, когда же вновь можно будет сорваться с места и вновь вырваться в прерии. Те его словно не замечали. По их огромному розовато-коричневому одеялу лишь пробегали легкие волны, точно это одеяло случайно задели. Но чем быстрее шел поезд, тем более размашистыми волнами провожали его недовольные прерии». В любом случае суть останется одной и той же: в поезде случайно встретятся два незнакомца, которые найдут совместное решение мучавших их проблем в личной жизни. Американка Патриция ХАЙСМИТ опубликовала свой первый роман в 1950 году, и назывался он «Strangers on a Train». Роман имел большой коммерческий успех. Через год Альфред Хичкок снял одноименный фильм, где не обошлось без знаменитого саспенса. Надо понимать, что дебютный роман Патриции ХАЙСМИТ к этому располагал. «Гай отвел взгляд от окна и откинулся на сиденье. Мириам наверняка будет тянуть с разводом. Это в лучшем случае. Она вполне может решить, что ей не нужен развод, только деньги. Удастся ли ему вообще расторгнуть этот брак?»

Е.К.

Анна МАТВЕЕВА

Завидное чувство Веры Стениной

Серия «Проза: женский род»

М.:АСТ, Редакция Елены Шубиной, – 2015 год. – 544 стр.

Тираж 3000 экз.

«Как у Марины Влади»

Зависть – сложное чувство

«Вера была красивой с первого по седьмой класс. Во-первых, блондинка, искренне

сочувствовавшая несчастным черненьким или пегим, как Юлька. Во-вторых, спортивная,

ровненькая. Однажды малютку Стенину сфотографировали для ателье – портрет Веры висел в витрине несколько лет. Мама ее наряжала – и портниха приезжала домой, и многое доставали по блату через тетю Таню из торга. А Юлька носила какие-то нафталиновые платья с древним плиссе или клетчатые юбки с залоснившимся подолом. Даже когда можно было уже покупать вещи на «туче», продолжала одеваться в «уралтряпку». Обычная история – никто до поры не знает, что из кого получится. Вера, Юлька, а еще Ольга Бакулина дружили еще в школе. Всякое бывало, но годы прошли, и все устаканилось – или только так казалось. Вера стала искусствоведом, в одиночку воспитывала ребенка, дружила с успешной Юлькой, которая к тому же мужским вниманием была отнюдь не обделена. Все бы ничего, но дружба эта иной раз была похожа на качественную вражду, тем более что в ней всегда присутствовала зависть. «Летом, после седьмого класса, Юлька внезапно стала красивой. Все, что прежде выглядело смешным, стало вдруг единственно верным – как доказательство сложной теоремы. Маленькие, широко расставленные глаза Вера считала поросячьими, – но выяснилось, что они не поросячьи, а как у Марины Влади. Черно-белый портрет Высоцкого и Марины, где он держит ее за коленку, а она обнимает его за талию, будто они едут на мотоцикле, висел в спальне классной руководительницы. Та однажды попросила Веру с Бакулиной сбегать к ней домой – надо было срочно доставить в школу какую-то книжку. Квартира учительницы поразила Веру беспорядком и этой вот фотографией. В Марине Влади было нечто такое, что делает неважным возраст и успех». Анна МАТВЕЕВА родом с Урала, ее книгу «Перевал Дятлова», увидевшую свет в начале двухтысячных, довольно высоко оценил Дмитрий Быков.

Е.К.

Спасти человека. Лучшая фантастика 2016 года

М.: Изд-во «АСТ», 2016 год. – 384 стр.

Тираж 8000 экз.

Обезьяна с гранатой

«Не надо марсиан! Нужен лишь намек на них! Нужно ощущение тайны»

Прежде всего надо сказать, что в отличие от других регулярных ежегодников фантастики «Лучшая фантастика» действительно отвечает своему самоназванию. Провалов здесь практически нет. За что особое спасибо составителю – Андрею СИНИЦЫНУ. Правда, рассказы самого раскрученного из авторов – Сергея ЛУКЬЯНЕНКО – послабже будут, чем новеллы других, менее известных авторов. Вот, скажем, маленькая повесть Леонида АЛЕХИНА «Допустимая самооборона», оторваться от которой весьма трудно. Сюжет начинается медленно, лениво. Описываются будни маленького заштатного городка на богом забытой планете Тихая Миля, где, казалось бы, и произойти-то что-либо яркое просто не может. Здесь живут всего лишь около трехсот человек. Большинство не первой молодости. «Вы, может быть, слышали о нас разное, но с этого дня советую помнить – у нас обычный город и в нем живут обычные люди. Тихий город и тихие люди» – так в первый же день в Миле главного героя поприветствовал шериф. Впрочем, тот для этого и приехал сюда. Как говорил персонаж одного фильма, не упоминаемого и не цитируемого в повести, «хорошая жена, хороший дом… Что еще надо человеку, чтобы встретить старость?!». Бистро, парикмахерская, продуктовая лавка, местный чудак, мастерящий механизмы, – единственный предмет местных пересудов и раздражений. И совершенно неожиданно на планете появляются охотники за головами. Точнее, за одной головой – этого самого главного героя. Очень опасные и очень вооруженные люди и нелюди. И как оказалось, наивные, ведь они здесь уже были не первые.

Или как всегда парадоксальный Олег ДИВОВ: «Мы – трактористы, других таких нет. Редкие люди, штучный товар. Ребята с добрыми глазами, собачьим нюхом, крепкими нервами и особыми умениями» («Мы – трактористы»). «Аттрактор» – термин расплывчатый, «так называют мастеров активной рекламы, способных формировать и транслировать позитивные образы на местности… Внутри профессии мы четко разделяем, кто здесь трактор, а кто тракторист. Трактор, он машина добрая, но туповатая, сдуру задавить может. Тракторист делает так, чтобы трактор давил кого надо и не насмерть». Так что рекомендую!

mif1959

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Просто наступила зима

Сквозь лабиринты зимних снов пробираемся к свету на большой тематической выставке

13 декабря 15:03
1
301

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.