Год назад группа «Астерос», специализирующаяся на проектировании и построении комплексной инфраструктуры и систем безопасности, официально заявила о своем намерении принимать непосредственное участие в развитии информационных технологий Омской области. Первым совместным проектом с правительством региона стал «Навигационно-информационный центр Омской области», акционером которого является омская «дочка» группы – ООО «Навигационные системы-Сервис».
На минувшей неделе обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с Валерием ТАБАКОВЫМ, возглавляющим сервисное, аутсорсинговое и консалтинговое направления в группе «Астерос» (работают под брендом «Атринити»), и выяснил, что ожидает компания от реализации инвестиционного проекта.
– Валерий, правильно я ли понимаю, что цель вашего визита – ознакомление с текущей стадией реализации проекта «Навигационно-информационный центр Омской области»?
– Да, это было важной частью программы визита. Прошел ровно год с тех пор, как мы договорились о сотрудничестве с правительством Омской области, и сейчас настало время оценить предварительные результаты совместной работы. На данном этапе нам важно определиться, какие дальнейшие шаги необходимо предпринять, чтобы двигаться вперед и эффективно реализовать все намеченные планы.
– Как вы оцениваете финансовые перспективы проекта?
– На ближайшие год-два у нас достаточно консервативные финансовые ожидания по прибыльности проекта. Мы прекрасно понимаем, что в текущей экономической ситуации очень сложно строить выверенные долгосрочные экономические прогнозы. И нужно учесть, что проект не у всех встречает поддержку. Для нас важно объяснить, что мы не создаем структуру, которая будет контролировать все перевозки в регионе, а хотим предложить омским предпринимателям еще один инструмент, который позволит им вести бизнес более эффективно, а региону в целом – повысить транспортную безопасность и экономическую активность предприятий.
– Чем руководствовалась «Атринити» при выборе Омска?
– Могу назвать несколько причин. Во-первых, мы активно следим за развитием регионов, считаем их локомотивом роста экономики. Особый акцент делаем на стратегические планы и интерес к инвесторам со стороны региональной власти. И, прежде чем войти в инвестиционный проект, обязательно изучаем программы комплексного развития регионов, чтобы понять, как местная власть видит будущее региона в ближайшей перспективе и каким образом наша экспертиза может способствовать реализации этих планов. Так, у Омской области есть внятная и очень профессионально подготовленная стратегия развития. Есть и отдельная долгосрочная ИТ-стратегия, принятая в 2012 году, что нас приятно удивило и послужило одним из критериев «зеленого света» по проекту.
Во-вторых, с Омском много связей у меня лично (улыбается). Я впервые приехал сюда еще в 1990 году, во времена Советского Союза. Омск тогда был закрытым городом, а я был молодым сотрудником отдела продаж советско-итальянского совместного ИТ-предприятия. И потом я на протяжении долгого времени практически постоянно посещал Омск. Позже мы открыли здесь филиал компании, очень плодотворно сотрудничали с Омским НПЗ, Сибнефтью, Омскэнерго, Омскгоргазом и другими крупными компаниями. Поэтому, в некотором смысле, я считаю Омск родным для себя городом.
– Почему было принято решение войти в проект «Навигационно-информационный центр Омской области» через омскую компанию «Навигационные системы-Сервис»?
– Мы рассматриваем все проекты как равноправное партнерство участников для достижения общих целей. В частности, когда мы заходим в регион, то зачастую ищем местного партнера, на которого можем опереться. Компанию «Навигационные системы-Сервис» в Омске выбрали не случайно. Она давно работает на рынке навигационных услуг, имеет хорошую репутацию и специализируется на тех же услугах, что и НИЦ Омской области. Именно поэтому мы смогли за достаточно короткий период времени построить соответствующую инфраструктуру и подключить порядка 6 тысяч единиц транспорта. Кстати, по нашей оценке, весь категорийный транспорт в Омской области – это порядка 20 тысяч единиц. Почти треть рынка менее чем за год – это неплохой результат, на мой взгляд.
– То есть вы довольны, как развивается этот проект?
– Да, конечно. Признаюсь, вначале думали, что будет тяжелее. Но мы здесь ощущаем существенную поддержку со стороны власти, что положительно сказывается на успехе проекта. Мы хотим продолжать развиваться в регионе, и нам очень важно, что власть нам доверяет как профессионалам, дает возможность эффективно управлять проектом, при этом сохраняя контроль над ключевыми этапами и бюджетом.
– Не многие сейчас верят в потенциал Омской области...
–Могу с уверенностью сказать: за последние 10 лет в Омске произошли существенные инфраструктурные изменения. В регионе всегда было много талантливых людей, и меньше их не стало. И если судить по тому, как складывается ситуация в экономике России в целом, Омская область – это регион с очень хорошим потенциалом. Его реализация – задача региональной власти, представителей бизнеса и инвесторов. Если будет вестись целенаправленная работа и осуществляться активная поддержка предпринимательской инициативы, то в обозримой перспективе в Омске начнется технологический бум. Я в этом уверен.
– С учетом этой перспективы, каким Вы видите взаимодействие в рамках проекта с миноритарным акционером – Омской областью?
– Взаимодействие должно строиться на принципах партнерства – каждая из сторон обеспечивает максимум усилий для получения намеченных финансовых результатов, в итоге выигрывают и бизнес, и регион. Мы считаем, что функция государства – определение стратегии, а также организационных и законодательных мер по поддержке ее реализации. Главная задача правительства Омской области – задавать направление для развития ИТ-инфраструктуры региона с учетом экономических приоритетов. Вторая по важности задача, как я уже отмечал, это законодательная долгосрочная поддержка инвесторов, приходящих в регион.
– Бюджетных инвестиций в АО «НИЦ Омской области» не было?
– Региону выделялась субсидия из бюджета в рамках федеральной программы для создания НИЦ. Субсидия предназначалась для формирования акционерного капитала, и эта цель выполнена – капитал АО «НИЦ Омской области» сформирован. Отмечу, что большая его часть – это деньги частного инвестора.
– В июне 2015 года, когда вы подписывали с правительством области соглашение о сотрудничестве, шла речь об инвестициях в создание регионального ЦОД — центра обработки информации. Эти планы все еще в силе?
– На текущий момент мы действуем в соответствии с ранее согласованными планами. Одним из важных направлений деятельности «Астерос» является строительство дата-центров. У нас сильные специалисты, обширный проектный опыт. При этом, когда мы заходим в регион, то в первую очередь рассматриваем именно капиталоемкие проекты. Безусловно, Омск интересен с точки зрения размещения мощностей ЦОДа. Ближайший, насколько я понимаю, находится в Новосибирске, а в Омске есть высокая потребность в информационных ресурсах. Мы рассматриваем создание дата-центра и в привязке к различным региональным программам — таким, например, как «Безопасный город». Да и будущим омским технопаркам тоже будет нужен ЦОД. В текущих условиях все больше и больше компаний фокусируются на снижении издержек. Содержание собственной ИТ-инфраструктуры – одна из существенных статей бюджета. Получение ее в виде услуги на условиях аренды – эффективный вариант, сокращающий затраты и позволяющий гарантированно использовать ее возможности круглосуточно все 12 месяцев в году.
– С площадкой вы уже определились?
– Мы предприняли определенные шаги по выбору площадки, и сейчас рассматриваем два варианта размещения будущего ЦОДа. Выбрать место не так просто. Есть определенные ограничения по безопасности, санитарным нормам, электроснабжению.
– О какой сумме инвестиций идет речь, если не секрет? И сколько времени займет строительство ЦОДа?
– Срок реализации всего проекта – от года до двух: объект можно вводить в эксплуатацию частями. Оценочная минимальная сумма инвестиций для ЦОДа на 30 – 40 серверных стоек – 400 – 500 млн рублей, давать более точные оценки я сейчас не готов, есть много переменных. Далее все зависит от потребностей в информационных ресурсах и, соответственно, масштаба дата-центра.
– Среди будущих клиентов регионального ЦОДа будет Омский НПЗ?
– В деталях обсуждать коммерческую сторону использования ЦОД пока рано. Мы предполагаем, что многие нефтяные компании, в том числе и «Газпром нефть», сегодня рассматривают вопрос расширения своих ИТ-мощностей. Речь идет в том числе о поиске площадок для строительства ЦОД и аренде готовой инфраструктуры. Омск тоже рассматривается в качестве одного из вариантов. Выбор пути всегда зависит от реальной потребности бизнеса, экономической целесообразности проекта для заказчика.
– Насколько я помню, у компании «Навигационные системы-Сервис» были большие планы, планировалось расширяться на рынках навигационных услуг в других регионах...
– НИЦ Омской области – это проект в пределах региона, который реализуется совместно с правительством Омской области. А «Навигационные системы-Сервис» – это компания, которая хорошо себя зарекомендовала, работая по Сибири и Дальнему Востоку, и это направление необходимо развивать, разумеется.
– В прошлом году ваша компания заявляла, что стала резидентом омского ИТ-парка...
– ИТ-парк – это высокая концентрация талантливых людей и идей. Мы уже много лет являемся резидентом Сколково, у нас есть продукты, которые были созданы в рамках этого партнерства, и мы их активно продвигаем на рынке. Участие в проекте омского ИТ-парка мы рассматриваем прежде всего как площадку для взаимодействия с передовыми локальными ИТ-компаниями, место, где получим возможность для совместной разработки продуктов, а также развития дополнительных компетенций и создания новых рабочих мест.
– То есть вы рассчитываете увидеть в ИТ-парке интересные стартапы?
– Разумеется, нам интересны новые перспективные разработки. Спрос на российские решения растет, идет «цифровизация» бизнеса и промышленности. Мы хорошо чувствуем этот тренд и уверены, что сотрудничество с ИТ-парком поможет найти новые идеи и партнеров по развитию новых продуктов. Это подтверждает наш опыт в других регионах. Так, например, в Москве мы нашли очень интересную команду и решение, интегрировали их в «Астерос» и сейчас продвигаем один из самых сильных, как я считаю, продуктов класса «сервис-менеджер» на российском рынке. Он может применяться для повышения качества процесса эксплуатации бизнес-центров, гостиниц, торгово-развлекательных комплексов, жилых зданий и прочих объектов недвижимости, где ежедневно приходится решать колоссальное количество проблем и сталкиваться с человеческим фактором. Проще говоря, когда в офисе не работает Интернет, а в соседнем нужно починить розетку, но в сервисной службе почему-то путают заявки и вы с пустяковой проблемой разбираетесь несколько дней, то вы – наш клиент. Наш программный продукт систематизирует все сервисные задачи и контролирует, чтобы нужный специалист приходил своевременно, именно тогда, когда нужно, и качественно выполнял свою работу. И, следуя тренду, сейчас продукт доступен в том числе по «облачной» модели.
– Рынок программных продуктов долгое время был занят практически полностью иностранным ПО. Сейчас власть осознала эту проблему и все вокруг стали говорить об импортозамещении в ИТ-сфере. На ваш взгляд, это вопрос только лишь государственной безопасности? Или не только?
– Разработка и внедрение собственных программных продуктов – это глобальный вопрос, он касается и безопасности, и эффективности продуктов, предлагаемых иностранными разработчиками, а также в целом инновационного престижа страны. На мой взгляд, государство действует сегодня правильно. Не секрет, что некоторые решения, которые продвигают на российский рынок крупные западные компании хоть и несут в себе опыт десятков тысяч внедрений по всему миру, но также «отягощены» грузом прошлого, так как изначально создавались много лет назад и унаследовали в отдельных моментах устаревшие алгоритмы и технологии. Российские разработчики могут выводить на рынок совершенно новые технологии, на перспективных платформах, с использованием новых инструментов программирования. Они легкие, адаптивные, внедряются за полтора-два месяца, работают намного эффективнее и обходятся заказчикам существенно дешевле. У нас, к примеру, есть интеграционная платформа «Астерос Бизнес Контакт», созданная в рамках упомянутого партнерства со Сколково. Есть уникальное решение «Астерос Контакт Авиа», обеспечивающее контроль за безопасностью «чистых зон» в аэропортах. Есть навигационный продукт «АРГО», который уже работает более чем в 60 регионах России. Основа этого продукта – интегрированная ГИС-система, разработанная вашими земляками — специалистами ООО «Навигационные системы-Сервис». Еще несколько решений у нас находятся в стадии тестирования, и мы надеемся, что скоро сможем предложить их нашим заказчикам.
– Все сейчас жалуются на невозможность привлечения средств, жалуются на банки. У вашей компании, видимо, нет проблем с банками...
– Все банки, поверьте, заинтересованы в выгодном размещении капитала. Просто сейчас внимание к деталям резко увеличилось, легких и дешевых денег сейчас на рынке нет. Все проекты, которые запускаются банками сегодня, это проекты с надежными, проверенными партнерами. Для банка не столь важно, большая у вас компания или маленькая, важна кредитная история. Если есть определенное количество успешно реализованных проектов, то банки обязательно заинтересуются и профинансируют следующий проект.
– Правильно ли я понимаю, вы из тех людей, кто считает кризис лучшим временем для инвестиций?
– Инвестировать в кризис сложно, никто не спорит. Это настоящее искусство. Но я считаю, что расширять бизнес нужно именно в непростой период. Во многих спортивных состязаниях часто рывок делается на самых сложных виражах – именно для него копятся силы, и именно он формирует фундамент для сохранения конкурентоспособности и темпов роста бизнеса.
Справка «КВ»
«Астерос» – группа компаний, специализирующаяся на реализации комплексных проектов в сфере построения инженерной и ИТ-инфраструктуры, создания систем безопасности, предоставления услуг консалтинга, внедрения бизнес-приложений и ИТ-аутсорсинга. По данным рейтингов CNews, «Астерос» является крупнейшим поставщиком комплексных услуг по созданию инженерной и ИТ-инфраструктуры зданий и сооружений (2012, 2013, 2014) и комплексных систем безопасности (2014), входит в топ-3 крупнейших системных интеграторов России (2014), № 1 среди крупнейших поставщиков ИТ в авиации (2012, 2013).
В 2015 году несколько бизнес-направлений группы были объединены под брендом «Атринити» (ООО «Астерос Консалтинг», ООО «КАБЕСТ», ООО «Астерос Сервис», ООО «Астерос Лабс», ООО «Навигационные системы-Сервис»). Команда «Атринити» специализируется на внедрении бизнес-приложений и продуктов собственной разработки, реализует комплексные проекты в области защиты информации, навигации и ГИС.
Клиенты группы: ВТБ, Сбербанк России, холдинг «Вертолеты России», «Газпром нефть», РУСАЛ, РКК «Энергия», ТВЭЛ, РусГидро, Северсталь, НЛМК, Роснефть, ВымпелКом, МТС, МегаФон, РЖД, Аэрофлот, Аэропорт Внуково, Аэропорт Пулково, Международный аэропорт Шереметьево, холдинг «МРСК», САН ИнБев, PwC. Среди крупнейших проектов: информационно-аналитическая система «Безопасный город» в Сочи, ИТ-инфраструктура в башне «Федерация», в штаб-квартире холдинга «Вертолеты России», в штаб-квартире компании «Газпром экспорт», создание системы управления ИТ-ресурсами для компании «Газпром нефть» и системы мониторинга инфраструктуры для холдинга НЛМК, а также проект по организации технической поддержки корпоративных клиентов для Сбербанка России. В группе работает более 1600 специалистов. Совокупная выручка группы в 2014 финансовом году – около 20,1 млрд рублей.