14 ноября четырем омским ученым торжественно вручена Молодежная премия правительства региона для поощрения молодых деятелей науки за 2016 год.
Времена Глеба Жеглова давно прошли, а борьба с организованной преступностью продолжается, ведь мошенники изобретают новые способы отъема средств у населения. Сегодня на борьбу с ними поставлена и наука. Методики, которые помогают оперативникам претворять в жизнь девиз кинокумира прошлых поколений «Вор должен сидеть в тюрьме», разрабатывает кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности Омской академии МВД России Денис ВАСИЛЬЧЕНКО. Он в этом году стал лауреатом молодежной премии правительства региона для поощрения молодых деятелей науки и согласился ответить на вопросы корреспондента «КВ» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.
– Денис Александрович, ваша работа «Организационно-тактические аспекты противодействия преступности иностранных граждан» была удостоена премии. О чем она?
– О противодействии оперативных подразделений органов внутренних дел преступности иностранных граждан, которая существует на территории Российской Федерации. Это не одна работа, а целый комплекс публикаций, лекций, учебников. Всего их около 50. Организованная преступность в данном случае включает и этническую, и иностранную и рассматривается в целом как явление.
– А есть отличия у этнической преступности и иностранной?
– Практически нет. Как раз в своих работах я объясняю, что существует только преступность иностранных граждан, разбираю этнопсихологические особенности отдельных наций, лиц, даю методические рекомендации, разрабатываю методики для оперативных подразделений: как именно нужно действовать в той или иной ситуации.
Работы посвящены как особенностям и отдельным видам преступлений, так и преступности в целом. Например, недавно пришла рецензия на одну из моих практических работ по особенностям организации тактики раскрытия телефонных мошенничеств. Буквально в ближайшее время методики будут внедрены в практическую деятельность органов внутренних дел. В них говорится, как именно действовать оперативным сотрудникам, когда к ним приходят потерпевшие и говорят, что в отношении них совершили мошеннические действия. Поскольку работа имеет гриф секретности, то более конкретно рассказать об алгоритме действий я не могу. Сейчас таких преступлений совершается очень много. Они буквально захлестнули Россию, и уже 60 регионов просят у нас это пособие.
– Какова специфика иностранной преступности? Жители Беларуси и Республики Казахстан считаются иностранцами?
– Да. Мы можем подразделить иностранцев на несколько видов – ближнее и дальнее зарубежье. Если рассматривать ближнее зарубежье, то специфика небольшая, потому что многие родились в Советском Союзе, у нас один менталитет и одни особенности. Но если говорить о молодом поколении в том же самом Казахстане, у них уже есть особенности, и, соответственно, нужен алгоритм действий по работе с ними. Если говорить о преступности лиц дальнего зарубежья, например о китайской, японской, там свои нюансы, свои особенности психологии общения. Существуют даже методики работы с лицами других религий. Мы даем рекомендации, как действовать в той или иной ситуации с людьми, исповедующими буддизм, ислам, как работать с ними, как получить от них информацию.
– Для того чтобы заниматься такой темой, нужно быть психологом?
– Я окончил Омскую юридическую академию. Особенность сотрудников нашей кафедры заключается в том, что мы после выпуска в течение 5-7 лет работаем в органах, набираемся практического опыта. Только после этого приходим работать в качестве преподавателей, защищаем кандидатские и докторские диссертации. Психологию я изучал на практике и, конечно, самостоятельно, с помощью различных источников.
– Телефонные мошенничества существовали и 20 – 30 лет назад, и тогда, наверняка, с ними тоже боролись. Вы привнесли что-то новое в созданные алгоритмы?
– Да, подобные алгоритмы существуют давно. Но и способы мошенничества совершенствуются. Сейчас в связи с развитием высоких технологий появляются новые виды, например, с банковскими картами, а старые получают новое содержание. И под каждый конкретный способ мы пытаемся создать своеобразное противоядие, т.е. ответить на вопросы: как найти лиц, которые совершили это преступление, как привлечь их к уголовной ответственности и возместить вред человеку, в отношении которого было совершено преступление.
– Какие еще темы вошли в ваши материалы?
– Недавно вышла монография «Выявление иностранных граждан, совершающих преступления на территории РФ». В ней говорится о том, как выявлять данных лиц, как документировать их противоправную деятельность, как привлекать к ответственности, как реализовывать материалы в отношении них. Не так давно вышел курс лекций по оперативно-розыскной деятельности и особенностям проведения мероприятий в отношении конкретных лиц. Сейчас находится в типографии учебник по оперативно-розыскной деятельности. Это кафедральная работа, состоящая более чем из 800 страниц, над которой кафедра трудилась целый год.
– Вы создаете алгоритмы для всей России или все-таки ориентируетесь на наш регион? В Омске ведь не так много иностранных граждан.
– Территория нашего исследования – вся Россия. Конечно, у всех регионов своя специфика. Понятно, что если мы говорим о Дальнем Востоке, то там преступность китайских граждан, если о Калининграде, то о преступности китайцев вряд ли пойдет речь. Мы проводим параллели по всей территории Федерации и выискиваем специфику и особенности каждого региона.
– Как вы узнали о молодежной премии правительства Омской области?
– У нас в академии участием преподавателей в конкурсах занимается научный отдел. Ежегодно Омская академия проводит свой конкурс молодого преподавателя. Его условия практически совпадают с конкурсом губернатора. И тот, кто выигрывает наш конкурс, идет на областной. Года три назад наш преподаватель уже выигрывал этот конкурс. А в этом году победил я. О победе узнал за неделю до награждения. Мне позвонили, и это стало приятной неожиданностью, потому что я уже забыл про свое участие.
– Расскажите о себе. Почему вы пошли учиться в Академию МВД?
– Папа был сотрудником милиции, я с детства думал, как хорошо помогать людям. В 2003 году я окончил Омскую академию МВД России, поступил на службу в СОБР и уехал в Чеченскую Республику. Это была вторая чеченская кампания. Я полгода служил в Веденском районе в составе специального отряда быстрого реагирования.
– Было страшно?
– Говорят, не боятся только дураки. Знаете, у меня были товарищи, которые сейчас мне как семья. Когда ты не один, то не так страшно. Они постарше и показывали, как вести себя в разных ситуация. Было сложно, тяжело, но страха не было. Да, я видел людей, которые старше меня и ломались. Каждый воспринимает все по-своему. У меня была работа, от которой зависела моя жизнь и жизнь моих товарищей, и нужно было делать ее хорошо.
Потом продолжал службу в СОБРе в Омской области. Мне пришлось поработать не только в Омске, но и на Дальнем Востоке. Именно там я столкнулся с иностранной организованной преступностью, и этот вопрос меня заинтересовал. В 2006 году, чтобы набраться опыта, я уехал старшим оперуполномоченным по борьбе с организованной преступностью УВД России по Камчатскому краю (тогда области).
– Вам понравилась Камчатка?
– Очень. Там особый тип людей – камчадалов. Они отличаются от омичей менталитетом, психологией. Думаю, суровый климат рождает в человеке более мягкий характер. Там люди мягче, более открытые, готовые прийти на помощь. У меня на Дальнем Востоке родилась первая дочка, я ее до сих пор называю «камчадалка».
– Вас, что называется, помотало на стране. Где больше понравилось жить?
– Не место определяет человека. Нужно стараться работать, и не принципиально, где ты живешь. На Камчатке тоже было много проблем – социальных, коммунальных, как, думаю, и в любом регионе РФ. Везде нужно находить положительные моменты. Мне и моей семье сейчас комфортно жить в Омске.
– Чем занимаетесь в свободное от работы время?
– Стараюсь уделять время семье и дочкам. Младшая еще маленькая, а старшая занимается английским и танцами. Ее нужно шесть раз в неделю отводить на занятия. Конечно, в основном это делает супруга, но по выходным стараюсь участвовать я.
Биография
Денис ВАСИЛЬЧЕНКО родился 25 ноября 1981 года в городе Калачинске Омской области. В 1999 году окончил Куликовскую среднюю школу Калачинского района Омской области и поступил в Омскую академию МВД России. В 2003 году окончил Омскую академию МВД России и поступил на службу в СОБР, на которой состоял до 2006 года. В 2003 году полгода служил в Веденском районе Чеченской республики (вторая чеченская кампания). С 2006 по 2008 год был старшим оперуполномоченным по борьбе с организованной преступностью УВД России по Камчатскому краю. В 2008 году вернулся в Омск и начал работать в Омской академии МВД России преподавателем. Сейчас по-прежнему трудится в Академии МВД, в 2016 году назначен на должность заместителя начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности.
Женат, две дочки.
Материал подготовлен при организационной и финансовой поддержке ООО «Омсктехуглерод»