В октябре текущего года казенное учреждение «Областной центр учета и казначейства» возглавила Наталья ЕВСЕЕНКО.
Первое интервью в новой должности Наталья Владимировна дала обозревателю «КВ» Ольге УМОВОЙ.
– Наталья Владимировна, напомните, каковы сегодня задачи Областного центра учета и казначейства?
– Цель создания нашего учреждения – повышение качества бюджетного учета и формирования отчетности, а также объединение функционала по расходованию средств областного бюджета, начиная от заключения контрактов и договоров органами исполнительной власти и казенными учреждениями, принятия ими обязательств и постановки их на учет до кассового исполнения финансовым органом областного бюджета в целом. Таким образом, мы включаемся с того момента, когда начинает работать любой орган исполнительной власти региона, любое казенное учреждение Омской области, мы – его бухгалтерия. И в то же время мы выполняем функции казначейства, а потому являемся неким единым, четко структурированным механизмом.
– Казначейство уже перешло из минфина в КУ?
– Да, функции, направленные на обеспечение организации исполнения областного бюджета, переданы полностью. Казначейство никак не увеличило свою штатную численность, осталось таким же, каким было, хотя, конечно, у сотрудников появится дополнительная нагрузка по отладке новых механизмов взаимодействия.
– Как идет процесс создания централизованной бухгалтерии?
– С тремя пилотными органами исполнительной власти у нас проработаны соглашения о передаче функций. Это Региональная энергетическая комиссия Омской области, Государственная жилищная инспекция Омской области и Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор). По Гостехнадзору мы уже с 3 октября исполняем функции по начислению и отражению в учете зарплаты, частично взяли уже, таким образом, на себя функции их бухгалтерии.
– Почему не полностью?
– У нас проводится поэтапный перевод на первопроходцах, чтобы избежать сложностей в дальнейшем. Это позволит отработать каждый участок бюджетного учета и впоследствии быстро и качественно работать со всеми по отлаженной схеме.
– А сколько вместе с этим человек сокращено в пилотных органах власти?
– По одному сотруднику в каждом. Там были небольшие бухгалтерии, потому и выбраны эти ведомства пилотными.
– И эти сокращенные сотрудники перешли в КУ? Вообще какая часть бухгалтеров после сокращения в ведомствах сможет устроиться на работу в центр?
– Один сотрудник из пилотного органа власти перешел к нам, еще два бухгалтера не захотели, решили уйти. В общей сложности у нас сейчас три бухгалтера в штате, остальные – это сотрудники казначейства. Понятно, что не всех сокращенных бухгалтеров будем принимать, мы преследуем цели сокращения штата бухгалтеров за счет централизации функций. Сейчас, когда мы только начинаем работу по централизации, у тех ведомств и учреждений, которые перейдут к нам первыми, есть возможность устроить своих специалистов на работу в наше учреждение, в том случае, если они хорошо себя зарекомендовали. Потом – когда штат будет укомплектован – такой возможности не будет.
– Какова максимальная штатная численность Областного центра учета и казначейства?
– Штатная численность утверждена в количестве 50 единиц, из них штатная численность казначеев вместе со мной – 27 человек. Штат бухгалтеров будет пополняться постепенно, и больше 50 человек в нашем казенном учреждении до конца 2016 года не будет, думаю, будет даже меньше.
– Сколько отделов будет в казенном учреждении?
– Два отдела по казначейскому исполнению и три бухгалтерских отдела – по оплате труда, по бюджетному учету и по формированию отчетности, плюс орготдел.
– Какие органы власти, помимо названных трех, полностью должны передать вам дела до конца года?
– До конца года мы намерены еще семь органов исполнительной власти перевести на централизованную бухгалтерию – это само министерство финансов, Главное управление финансового контроля, Главное управление контрактной системы, Главное управление информационных технологий и связи, Главное управление внутренней политики, Главное управление информационной политики и Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы. И плюсом с ними идут подведомственные казенные учреждения, например, вместе с ГУ внутренней политики нам будет передана бухгалтерия казенного учреждения РЦСО.
В 2017 году мы переведем еще восемь органов исполнительной власти и совместно с ними 4 казенных учреждения. Основной объем работы запланирован на 2018 год, когда переходят оставшиеся 8 главных распорядителей бюджетных средств и вместе с ними 98 казенных учреждений и 33 территориальных органа министерства труда и социального развития Омской области. Наибольшее количество казенных учреждений – в структуре Главного управления государственной службы занятости населения Омской области и министерства образования Омской области.
– Как происходит передача функций?
– Прорабатываем нюансы, связанные с отраслевыми особенностями, заключаем соглашение с руководителем о передаче функций и подписываем акты о передаче баз данных. Все управленческие функции у органов исполнительной власти сохраняются, но отражение не только расходых, но и всех операций в бюджетном учете будет полностью вестись здесь.
– Вы можете как-то контролировать расходы главных распорядителей бюджетных средств?
– Нет, не можем. Есть руководитель органа исполнительной власти, который принимает управленческие решения, заключает госконтракты и договоры, подписывает счета к оплате. Бухгалтерия, получая эти документы, может указать, например, на неверное оформление. В таких случаях мы на ошибку указываем, возвращаем документ и после исправления снова его принимаем. Таким образом, мы сможем выявлять ошибки уже на этапе приема обязательств. И это однозначный плюс, потому как есть, к примеру, казенные учреждения, которые работают на селе, и возможности бухгалтера там ограничены – ему сложнее получить информацию о сложившейся практике, сложнее обратиться за разъяснениями в вышестоящий орган. В целом мы предполагаем, что количество случаев, связанных с разным прочтением инструкций, будет снижено, а следовательно, повысится качество бюджетного учета в целом.
– Давайте подведем итог. Что даст региону в целом централизация бухгалтерского учета учреждений и ведомств?
– Во-первых, будет обеспечена равномерная нагрузка на специалистов-бухгалтеров. Конечно, речь идет в том числе и о возрастании объемов нагрузки, а следовательно, о сокращении расходов на содержание бухгалтерских служб. Во-вторых, по мере перевода и централизации функций будет выработана единая, унифицированная учетная политика. При этом мы рассчитываем достичь главной цели – повышения качества бюджетного учета, и того, что все инструкции будут пониматься и выполняться одинаково.
– Станет ли оперативнее документооборот?
– Объективно говоря, на первом этапе, пока идет отладка, какого-то значительного ускорения не будет. На конечном этапе, когда все нюансы будут отработаны, выстроена система взаимодействия, скорость, разумеется, увеличится, в том числе за счет того, что теперь казначеи и бухгалтеры, обеспечивающие работу областного правительства, будут работать рука об руку, в постоянном контакте, и какие-то вопросы по взаимодействию между собой смогут решать быстрее.
– Можно ли говорить о том, что централизация учета расходов на уровне регионального правительства идет параллельно таким же процессам в Правительстве РФ?
– Мы несколько опережаем в этом смысле Федерацию, потому как там только в 2017 году произойдет централизация бухгалтерий нескольких пилотных ведомств. В целом вся эта работа, которую ведут сейчас и Федерация, и регионы РФ, имеет целью создание единой системы Электронного бюджета. Данные, единожды попав в Электронный бюджет, будут систематизированы и открыты для пользования, в итоге существенно упрощаются операции с этими данными – и планирование бюджета, и его исполнение. Упростится и работа проверяющих органов, прежде всего по взаимодействию с удаленными объектами – теми же сельскими казенными учреждениями. Не нужно ездить по городам и весям: сделал запрос в наш центр и получил полную информацию обо всех операциях.