Поэтому расходы на транспорт, газификацию, водоснабжение обеспечены финансами лишь на треть, а в адресной инвестиционной программе региона вообще нет ничего, кроме дорог
Ключевой темой заседания регионального правительства 26 октября стал проект Закона Омской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Документ был представлен главой минфина Вадимом ЧЕЧЕНКО впервые.
Доходы – 58,4 млрд рублей, расходы – 59 млрд рублей
Министр финансов Омской области обратил внимание на то, что доходы и расходы на будущий год представлены в сокращенном виде без учета целевых трансфертов. Учтены лишь дотации из федерального бюджета, имеющие нецелевой характер, их объем прогнозируется на уровне 5 млрд рублей.
Целевые трансферты, как добавил ЧЕЧЕНКО, в проекте федерального бюджета также уже просматриваются, но пока их учитывать не разрешается законом.
Согласно предложенному проекту, доходы областного бюджета на 2017 год составят 58,4 млрд рублей, что на 3,7%, или на 2,2 млрд рублей ниже параметров первоначально утвержденного бюджета 2016 года.
В том числе налог на прибыль организаций на 2017 год прогнозируется в размере 12,1 млрд рублей (рост 24% к первоначальным цифрам 2016 года), НДФЛ – 17,1 млрд рублей (в сравнении с бюджетом текущего года рост 5%). Поступления по акцизам, по подсчетам минфина, снизятся на 3% и составят 13,9 млрд рублей.
Неналоговые доходы на 2017 год прогнозируются на уровне ожидаемой оценки 2016 года в объеме 1,1 млрд руб. Более 40% из этой суммы – штрафы за нарушение ПДД.
При этом в бюджете на 2017 год, как подчеркнул ЧЕЧЕНКО, закладывается минимальный за последние годы дефицит – 1,1%, или 606 млн руб. «Это связано с необходимостью соблюдения условий соглашений с Минфином России по дальнейшему снижению доли коммерческих заимствований до 50%. Невыполнение этих требований недопустимо. В противном случае региону придется вернуть почти 14 млрд рублей бюджетных кредитов. Более того, при нарушении соглашений с Минфином мы существенно снизим шансы привлечь в регион дополнительные нецелевые средства», – пояснил министр.
Расходы бюджета в 2017 году составят 59 млрд рублей. Это на 6,4 млрд рублей ниже, чем изначально планировалось израсходовать в 2016 году.
Из 59 млрд почти 25 млрд пойдет на зарплату бюджетников. Еще 9 млрд рублей – на меры социальной поддержки и разнообразные льготы. На финансирование страховых взносов на неработающее население в систему ОМС также уйдет 9 млрд рублей. Расходы дорожного фонда запланированы на уровне 4,5 млрд, но сумма будет скорректирована с учетом федеральных уточнений.
Кроме того, по словам ЧЕЧЕНКО, объем финансовой поддержки муниципалитетов сохранится на уровне прошлого года.
Однако расходы на отрасли экономического блока, как признал министр, в проекте бюджета пришлось существенно урезать.
Так, расходы на организацию транспортной доступности населения, на газификацию, водоснабжение населения, оказание государственной поддержки сельхозпроизводителям, возмещение выпадающих доходов перевозчикам обеспечены финансированием в среднем только на треть.
Не предусмотрены трансферты местным бюджетам на строительство и реконструкцию незавершенных объектов, не наполнена адресная инвестиционная программа (за исключением сферы дорожного строительства). Правда, удалось заложить средства – 300 млн рублей – на софинансирование федеральных поступлений на развитие сельского хозяйства.
– Внешнеэкономические условия не улучшаются, требования к региону со стороны Федерации ужесточаются. В этих условиях необходимо, во-первых, обеспечить максимальное привлечение федеральных трансфертов. Во-вторых, нам предстоит масштабная работа по увеличению поступлений доходов в бюджет. В-третьих, органами исполнительной власти будут продолжены мероприятия по оптимизации расходов и повышению их эффективности, – заявил ЧЕЧЕНКО.
– Я полагаю, что Законодательное собрание в целом согласится с проектом. Думаю, что могут быть дискуссии лишь по внутриотраслевым расходам, – прокомментировал документ спикер Заксобрания Владимир ВАРНАВСКИЙ.
ФАДИНА составила прогноз до 2030 года
Министр экономики Оксана ФАДИНА представила два прогноза социально-экономического развития региона – краткосрочный на три года и долгосрочный до 2030 года. Ранее от министерства требовался только краткосрочный прогноз.
Каждый из двух прогнозов подготовлен традиционно в двух вариантах – консервативном, на который и планируется ориентироваться, и оптимистичном.
По словам ФАДИНОЙ, среднемесячная зарплата по итогам текущего года в регионе составит 28,7 тысячи рублей, оборот розничной торговли снизится к уровню 2015 года более чем на 13%. Но в дальнейшем она рассчитывает на рост.
Так, среднегодовой прирост ВРП в краткосрочной перспективе прогнозируется на уровне 0,3 – 2,3 %, затем темпы прироста увеличатся, и к 2030 году валовый региональный продукт составит 1,3-1,4 трлн рублей.
Заработная плата, по словам ФАДИНОЙ, будет расти со скоростью 5,1-6% ежегодно, а потребительская инфляция снизится до уровня 4,1-4,4% в год (к 2030 году даже до 2,8%). В целом, как сообщила министр, в долгосрочной перспективе динамика прогнозируется более позитивная, чем в ближайшие годы.
– Может кого и ждет это светлое будущее, я завидую вам, – заметил спикер Заксобрания Владимир ВАРНАВСКИЙ и поинтересовался, почему в прогнозе заложены низкие темпы развития животноводства – предполагается, что омские коровы будут только по две тысячи тонн молока в год прибавлять.«Действительно, по оценкам 2016 года, снижение объемов молочного производства составит 7,1% и это связано с сокращением поголовья КРС. С минсельхозом мы эту тему активно обсуждали, вопросы действительно есть», – признала ФАДИНА.
– Это прогноз, и если будут какие-то новые производства, то прогноз будет корректироваться, почему бы и нет. Сейчас нужно принять документ за основу, – завершил обсуждение Виктор НАЗАРОВ.
Районных глав оценят ближе к новому году
Кабинет министров утвердил перечень показателей оценки деятельности органов местного самоуправления по обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата.
Предполагается, что оценке подвергнутся усилия глав по решению наиболее важных проблем для предпринимателей. Это, как сообщается в документе, такие категории, как эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство, доступность земельных ресурсов, эффективность работы организационных механизмов поддержки бизнеса и качество информационной поддержки инвесторов, а также эффективность мероприятий по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
– Мы ушли от превалирования экономических показателей, – отметила ФАДИНА.
– А стимул какой для глав? Ну, оценим мы его, как в школе, а в следующий класс ведь все равно переводить надо, – поинтересовался Владимир ВАРНАВСКИЙ.
– К концу года будем смотреть, кто справился, кто не справился, – ответил Виктор НАЗАРОВ.
НАЗАРОВ предложил ДВОРАКОВСКОМУ заступиться за депимущество
Виктор НАЗАРОВ в ходе заседания неожиданно обратился к мэру Омска и рассказал, что строительные и другие предприятия жалуются ему на городской департамент имущественных отношений, точнее, на невозможность получить в департаменте разрешительные документы.
По информации главы региона, за год в департаменте прошло 136 проверок. «Люди запуганы, в итоге департамент работает только через судебные решения, я так понимаю, они вынужден этими решениями подстраховываться, потому что любое их действие трактуется как нарушение закона», – рассказал о своем видении ситуации Виктор НАЗАРОВ. Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО он попросил записаться на прием к прокурору области и обсудить с тем этот сложный вопрос.«Это нужно остановить, иначе мы просто парализуем город», – подчеркнул губернатор.