Алексей КОЛОБРОДОВ
Здравые смыслы. Настоящая литература настоящего времени.
М.: Центрполиграф, 2017 год. – 413 стр.
Тираж 2 000 экз.
«Мужики, которых миллионы»
Автор, которого последовательно рекомендовали Быков и Прилепин
Книга саратовского журналиста, телеведущего Алексея КОЛОБРОДОВА вышла в серии «Захар Прилепин рекомендует». Есть ли здравый смысл в чтении этой книги? Есть. Для тех, кто размышляет над смыслами и не страдает снобизмом. «Этот вот, – сменивший сорок работ трудяга, выросший на заводских окраинах, не понаслышке знакомый с криминальной средой и т.д. и т.п. – всю жизнь много читал. Я о Колобродове. Такие мужики как тип – есть и сегодня, а в Советском Союзе их были миллионы. У Колобродова от них маленькое, но весомое отличие – он может отлично порассуждать на тему прочитанного. Не просто порассуждать, а еще и записать свои рассуждения» – так Прилепин нынче рекомендует коллегу. В 2012 году КОЛОБРОДОВ с помощью Дмитрия Быкова издал в Геликон Плюс книгу «Культурный герой. Владимир Путин в современном российском искусстве». После своей встречи с поклонниками в книжном магазине на Невском Быков лично рекомендовал к приобретению этот колобродовский опус. Пару лет назад в интервью на сайте Лиterraтура КОЛОБРОДОВ пояснил: «Культурным героем», как я уже говорил, занимался Быков, книжечку прозы «Алюминиевый Голливуд» мне подарили друзья, издав в Саратове. В принципе, я знаком с проблемой «пристроить текст», но она давно (при наличии симпатичных литературных сетевых ресурсов) не фатальна. Более-менее постоянно печатаюсь на «Свободной прессе», в толстом веб-журнале «Перемены», в «Литературной России»… Появилась вот многообещающая «Лиterraтура». Иногда случаются нестандартные площадки: «МК», «Новая газета», «Русский журнал», «толстяки» (все реже). Хотелось бы сейчас собрать книжку эссе о литературе, но могу и подождать лет пару-тройку… У Хармса (точнее, его эпигонов) было: «все они получали деньги как писатели». Я не получаю, мне проще». Книжку эссе о литературе и впрямь издал, она и называется «Здравые смыслы». В первом разделе – тексты о классиках. Во втором – собственноручные рецензии. В финале – размышление на тему, почему таланты ходят парами. Очень любит КОЛОБРОДОВ слово «извод».
Е.К.
Алла ДЕМИДОВА
Ностальгия – это память
М: Издательство АСТ, 2016 год. – 352 стр.
Тираж 2 000 экз.
«Полузеркальные стены»
На съемки по турпутевкам
Известная актриса, интересная женщина. Не раз бывала в гостях у Лили Брик. Много играла и снималась. Работает и сегодня в России и в Европе. Актерских тусовок не любит, склонна жить наособицу. Не лишена чувства юмора, саркастична, способна посмотреть на себя со стороны. К примеру, рассказывает, как в советские времена снималась в фильме «Ты и я» по сценарию Геннадия Шпаликова у Ларисы Шепитько. Часть натуры надо было снять за границей. Но в то время пробить съемки за границей было слишком дорого. Тогда съемочная группа отправилась по туристическим путевкам от «Мосфильма» в Швейцарию на международный хоккейный матч. «Когда мы приехали, нам выдали какие-то деньги, но сколько – мы не понимали, потому что впервые попали в настоящую «заграницу». Я предложила: «Лариса, пошли погуляем, чего-нибудь съедим, ведь есть хочется». Она говорит: «Я устала». И я пошла одна». Поискала кафе попроще. «Наконец вижу сквозь стекло двух сидящих женщин. Остальные места – пустые. Обстановка напоминает бывшее ленинградское кафе «Норд»: низкие круглые столы, вокруг – лавочки. Я вхожу, плюхаюсь на первое же место и понимаю, что отгорожена от остального пространства полузеркальными стенами. Ко мне подходит официант, что он говорит – не понимаю, так как французский тогда знала совсем плохо. Смотрю меню и по цифрам вижу, что денег хватает. Осмелев, я ткнула пальцем в начало, середину и конец, надеясь, что принесут закуску, основное блюдо и десерт. Потом, думаю, разберусь». Официант принес много-много пиалочек с едой, но не принес приборов. Просьбы принести приборы не понял. Предположила, что это экзотический филиппинский ресторан. Еда в мисочках была несоленой. Когда, расплатившись, выходила, то поняла, что недалеко от меня сидят две женщины и пьют через соломинку коктейль, а на низких столиках стоят эти мисочки-пиалочки и из них едят собачки. Вышла на улицу: на вывеске была нарисована собачка. «Мы с Ларисой долго-долго хохотали над этой историей». Потом побывали в гостях у Сименона. Все казалось запредельно интересным.
Е.К.
Елена ЧИЖОВА
Китаист
М.: Издательство АСТ, 2017 год. – 608 стр.
Тираж 8000 экз.
«Хоть Новосибирск, хоть Челябинск»
А могло ли быть так?
«За стеклом гуляла метель. Снежные хлопья, вырвавшись наконец на волю, казалось, летят поперек ветра, но, отброшенные назад чудовищной скоростью рвущегося вперед состава, теряют последние силы, засыпая землю по эту сторону Хребта. Похоже, их гибельный порыв пропадал втуне: толстые белые сугробы уже лежали непроходимым слоем по обочинам железнодорожной полосы». Что за Хребет? Что за сторона? Куда рвется состав? Новый роман Елены ЧИЖОВОЙ написан в жанре антиутопии, обращенной в прошлое: в Великую Отечественную войну немецкие войска дошли до Урала. Граница прошла по Уральскому хребту: на Востоке – СССР, на Западе – оккупированная немцами Россия. Перед читателем разворачивается альтернативная история двух государств – советского и профашистского – и история двух молодых людей, выросших по разные стороны Хребта.
«Нещедрый мартовский взнос в общее снежное дело – слишком малая толика к впечатляющим достижениям русско?сибирской зимы. Так думал молодой человек лет двадцати пяти, сидящий в кресле № 38. Стараясь ничего не упустить, он неотрывно глядел в окно. Первые полчаса там плыли спальные районы, превращающие Москву в любой крупный город Советского Союза: хоть Новосибирск, хоть Челябинск, хоть его родной Ленинград, по которому он, непривычный к дальним поездкам, уже успел соскучиться, но не настолько, чтобы и впрямь затосковать. Торопясь поспеть за седыми от инея новостройками, пробежали дачные строения в белых пушистых малахаях. Их сменила тайга. Ели, сосны, лиственницы, пихты – высокие деревья, обложенные снежной ватой, стояли по ту сторону ограды, отделяющей режимную зону от девственного леса: на скорости, которую успел развить поезд, крупные ячеи сливались в сплошную сероватую полосу». Елена ЧИЖОВА – автор романов «Время женщин», «Полукровка», «Терракотовая старуха», «Планета грибов».
Е.К.
Затерянный дозор.
М.: Издательство АСТ, 2016 год. – 416 стр.
Тираж 8 000 экз.
И громнул грян
Мне снилось: я проспал свой главный сон
Ежегодник «Лучшая фантастика года» с меняющимися названиями – лучшая антология отечественных рассказов из всех существующих сегодня. Надо полагать, благодаря составителю – Андрею СИНИЦЫНУ, знатоку фантастики с 40-летним стажем (о предыдущем сборнике «Спасти человека» «Книжный клуб» рассказывал 17 февраля 2016 года). Не зря же произведения этих антологий неизменно входят в шорт-лист лучших рассказов года. Вот и здесь Олег ДИВОВ в рассказе «Холод, голод, интеллект» как всегда блестящ, ироничен и парадоксален. Рассказ написан как оммаж знаменитому «Будет ласковый дождь» Рэя Брэдбери. Но – ей богу! – не хуже. И каждый персонаж – енотовидная собака, медведь-шатун, стая волков, стадо лосей, роботы – имеет свои неповторимые черты характера, или программы – кто как назовет. Неожиданно забавен Сергей ЛУКЬЯНЕНКО в рассказе «Витя Солнышкин и Иосиф Сталин», который в последние годы малые формы пишет мимоходом, вполсилы или по просьбе. Наш современник, 64-летний Виктор Егорович Петров, умирая, оказался в 1940 году в теле пионера Солнышкина, которому удалось пробиться к Верховному командующему. И он начал рассказывать Сталину о будущем, о грядущей войне, о Т-34, автомате Калашникова, Курчатове и Королеве, о том, что и как можно предотвратить. Но выяснилось, что он был далеко не первым посланником из будущего: «А разве Гитлер не погибнет в автокатастрофе? Его место не займет Гиммлер? Два человека утверждают, что войну начал Гиммлер. Еще один – что это был Геббельс. А Вилен Прохоров, военнослужащий Советского Союза Коммунистических Республик из 2004 года, умоляет не отвлекаться на ядерные «игрушки» и развивать «плазмоиды Теслы-Липкина», залог мира и безопасности ССКР». Как выяснилось, таких попаданцев уже 94 человека, все они говорят разное и всех их разместили в одной шарашке на Урале.
Открытием сборника можно считать «Край» Ольги ОНОЙКО – о том, что красота, искусство – это действительно страшная сила, ломающая человека, и дабы спасти кого еще можно, введены жесткие Надзор и Распорядок.