В России завершился Год кино, и пора подводить итоги.
Корреспондент «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО встретилась с руководителем ЗАО «Атриум-кино» – крупнейшей сети кинотеатров в Омске – Валерием КОСТЫЛЕВЫМ и узнала, как обстоят дела в киноиндустрии сегодня.
– Валерий Анатольевич, вашей компании принадлежат четыре киноцентра. Расскажите о них.
– В 2007 году открылся наш первый киноцентр «Атриум-кино» и было организовано ЗАО «Атриум-кино». Мы занимаемся исключительно кинопоказами и зарабатываем только на кино. Позже у нас появился киноцентр «Континент», за ним «Космос» и вот недавно – Дворец культуры «Рубин», где после реставрации появились два зала: киноконцертный на 650 мест и кинозал на 250. В киноконцертном зале кино идет особенное. Нигде в Омске больше нет многоканального объемного звука Dolby Atmos. Чиновники, как только увидели, что «Рубин» реконструируют, сразу засуетились и начали ремонтировать «Галерку». Они там, видимо, шедевр какой-то делают и денег вкладывают немерено. Я человек экономный и средства распределяю так, чтобы на рубль можно было купить больше. Мы для «Рубина» приобрели недешевое оборудование, на первом этаже установили кресла авторской работы. Все материалы оплачивало ЗАО «Атриум-кино».
«Космос», как и в советские времена, сегодня остается однозальным кинотеатром на 350 мест. В 90-е внутри была ярмарка, ночной клуб. Последние хозяева немного отреставрировали здание и начали работать по теме кино, но у них не пошло. Почему? Может быть, неправильно планировали репертуар или было мало сопутствующих услуг, может, часто аварии случались. Когда мы забрали кинотеатр, там была и авария вытяжки, и зал затопило. Оборудование не новое, но кинотеатр должен работать, пока не будет закрыт на реконструкцию.
– А она планируется?
– Да. Рядом находится торговый комплекс «Октябрьский», который будет объединен с кинотеатром через стеклянную галерею, как «Континент-1» и «Континент-2». Проект уже есть. На втором этаже «Космоса» сделаем кинотеатр из четырех залов, а внизу – торгово-развлекательный комплекс. Чкаловский поселок расстраивается, «Полет» свои территории отдал под новостройки, там строятся большие жилые массивы, и людям надо где-то отдыхать.
– Что будет в ТК «Октябрьский»?
– Думаю, то же, что и сейчас, только в более цивилизованном варианте. На данный момент он требует ремонта.
– Количество залов в «Космосе» увеличится, значит, они будут меньше?
– Сейчас невыгодно делать большие залы. Люди делятся на несколько групп: кто-то любит ужасы, кто-то – мелодрамы, другие – арт-хаус. Большой зал будет поделен на два, и еще два пристроят. В них поставим разнообразный репертуар, чтобы угодить любому зрителю.
– Вы ориентируетесь на зрительские симпатии?
– Каждый квартал я езжу на кинорынки, которые проходят в Москве, Питере и Сочи, чтобы планировать кино на квартал. В разных регионах нашей страны вкусы зрителей отличаются. Допустим, в Волгограде люди любят боевики, фильмы про бандитские разборки. Если там фантастику поставить, придет 30 процентов, а на «Бумер» или «Решалу» – полные залы. Омск называют «красным» городом, и публика здесь соответствующая. Да, большинство фильмов идут по всей стране. Но в Санкт-Петербурге он может пройти на ура, а в Омске плохо, или наоборот. Например, «Утомленные солнцем» Никиты МИХАЛКОВА в столицах приняли хорошо, а в Омске – не слишком.
– Какое кино предпочитают омичи?
– Омичи любят все. У нас есть простой народ – им нужны драки, молодежи – про любовь, приключения, среднему возрасту – про животных, например, «Елки лохматые». Мы смотрим, какой район, какой контингент, и под него подбираем репертуар. Имеет значение и сколько кинотеатров вокруг. Если выходит «Викинг», он идет во всех кинотеатрах страны и Омска, но играет роль время, количество сеансов, качество посадочных мест, картинки, звук, культура обслуживающего персонала, наличие сопутствующих товаров в баре и отсутствие рекламы, которая нервирует зрителя. Это наша изюминка: «Атриум-кино» – единственный кинотеатр, где не показывают рекламу косметики, турагентств и прочего. Я был свидетелем, как в кинотеатрах города люди под Новый год вынуждены были по 20 минут смотреть рекламу. У нас предваряют показ только анонсы кино. Народ приходит отдыхать.
– Валерий Анатольевич, вы показываете в своих кинотеатрах немассовое кино – авторское, документальное?
– Если коммерческое кино показывать одновременно в четырех кинотеатрах, которые находятся недалеко друг от друга, то нормальный зритель выберет крупный. Там он сможет и ребенка занять, и сам пострелять, и покушать. «Атриум» по этим позициям выигрывает. У того же «Вавилона» меньше залы и ограничены сопутствующие услуги. Если кинотеатр пользуется спросом, то просто нет свободного времени, чтобы поставить, например, ретро. А в маленьком кинотеатре заполняемость, сборы ниже, соответственно, он пытается ввести что-то, чего нет в других местах, например, трансляцию театральных постановок. У нас подобные вещи, авторские фильмы просто некуда ставить. Коммерческое кино расписано полностью. Если я заменю его, то какое-то время придется приучать людей к новшеству и кинотеатр провиснет в валовом сборе.
– Какие фильмы закупаете?
– Только действительно сильные. Внимание уделяем лучшим компаниям – 20 Century Fox Film, Sony Pictures, Централ партнершип, Наше кино, Universal Pictures. Работаем через официальных дистрибьютеров. Берем у них полный пакет и подмешиваем те, которые ниже уровнем. Вот у Universal Pictures сильный пакет, но и в нем иногда попадается слабый фильм.
– А откуда у американской кинокомпании российский фильм?
– Тому, кто сделал фильм, выгоднее дать его прокатывать раскрученной компании. Но Century Fox Film не со всеми будет работать. Чтобы взять фильм, они должны быть уверены, что деньги, которые вложат в рекламу, окупятся и фильм «выстрелит». Как пример, «Каникулы строгого режима». Но иногда берут слабые, допустим, они сотрудничают с Фондом кино, и тот попросил их покатать социальный фильм. Они включают его в пакет и выдвигают условие кинотеатрам: «Пять сеансов социального поставите, тогда мы вам «ХХХ» дадим». И все! В зале на таком фильме вместо 100 будет сидеть 20 или даже ноль зрителей, но у меня такие условия с Fox. Я не могу их нарушить, они мне потом не дадут кассовый фильм.
Мы каждый день отчитываемся прокатчику – сколько было зрителей, денег. В Омске есть службы логистики, которые проверяют, сколько человек в зале. Приходят в кассу, видят – продано 25 билетов, потом в зале считают: «Ага, на пять человек больше, а у вас меморандум – пригласительные нельзя. Откуда пять человек? Штраф!» Кинокомпания выставляет кинотеатру штраф, а если находит еще какие-то нарушения, может и приостановить контакты. Нам прокатчики буквально выкручивают руки. Фильмы берутся в прокат на условиях 50 на 50 с владельцем фильма, и часто ставят условие показывать полным экраном.
– Что это значит?
– Значит, все восемь сеансов только этого фильма. Если это многозальный кинотеатр, прокатчик может сказать: «Хорошо, мы дадим вам фильм, но вы должны работать в 2,5 экрана, т.е. два зала с утра до вечера и третий – четыре сеанса из восьми. Однозальникам очень тяжело работать, им могут просто не дать фильм. Прокатчики просят еженедельную оплату, а некоторые ежедневную, а иногда фиксацию: «Мы дадим «Люди Икс», но вы нам должны сразу отдать триста тысяч рублей».
– Сколько вы заработали, скажем, на «Викинге»?
– Залы были полные. На показе «Викинга» ЗАО «Атриум-кино» наторговал около 4 млн рублей, из которых 2 млн мы отдали прокатчику.
– Каким образом формируется ценовая политика билетов?
– От уровня жизни населения города. У нас везде одна цена. Только в «Рубине» для раскрутки поставили на 10 рублей дешевле. В России самая низкая цена билета в кинотеатр – в Ингушетии, а за ней идет Омск.
– Собираетесь повышать стоимость, ведь у вас в «Рубине» дорогостоящая звуковая система?
– Пока нет, пусть лучше эти 450 мест будут заполняться по низкой цене, чем простаивать.
– Валерий Анатольевич, ваши кинотеатры окупаются?
– Киноцентры «Атриум-кино», «Континент», «Космос» и «Рубин» работают на условиях аренды, плюс к этому мы оплачиваем коммунальные расходы, то есть содержим помещения, причем не только те, которые задействованы в киноделе, но полностью здания, где они расположены. Если бы кино содержало только себя и не несло расходы, не связанные с кино, например, коммунальные платежи, было бы лучше. Если платить за площадь, которую занимает только кино, оно будет прибыльно, но на данный момент на прибыль мы содержим практически все здание «Рубина» и покупаем материалы для дальнейшего строительства и модернизации. Там еще кое-что нужно доделать – и по вентиляции, и по штукатурке, и по цокольному этажу.
– Предлагаете в кинотеатрах сопутствующие услуги?
– Нет, ЗАО «Атриум-кино» кроме кино ничем не занимается. Рестораны, кафе, детский развлекательный комплекс, боулинг и бильярд обслуживают индивидуальные предприниматели. Немаловажную роль играет реализация попкорна, которая компенсирует расходы кинотеатра за прокат кинофильмов.
– Кукурузомания так популярна?
– Знаете, сколько зрители съедают попкорна? Мы кукурузу вагонами завозим! Все склады под Новый год были забиты кукурузой, и все съели. 36 тысяч человек прошло только в «Атриуме» за первые десять дней января.
– В ваших дальнейших планах значатся расширение, модернизация?
– Все зависит от того, какой жизненный уровень будет у народа. Каждый кинотеатр раскручивается минимум три года, а все это время его должен кто-нибудь содержать. Можно построить и 20 кинотеатров, но город уже насытился. «Атриум-кино» постоянно модернизируется, но чем дороже и современнее оборудование, тем дольше срок его окупаемости при стабильной цене билета.
За то время, пока занимаюсь кино, а это более 25 лет, сменилось много руководителей управления культуры, и все они говорили: кино убыточно. Как же убыточно, если работает один «Маяковский» и полные залы?! Почему нельзя сделать один коммерческий кинотеатр, который бы зарабатывал деньги и на них содержал сельские киноустановки? Когда я был директором Киновидеоцентра, мы создавали передвижные кинотеатры.
– Сейчас идет возрождение кино в селе, вот в Русской Поляне создали 3D-кинотеатр…
– В 90-е годы, когда стали популярны видеосалоны, существовала целевая программа, и Омск получил около 50 видеомагнитофонов для оборудования салонов в районах. Но так как в селах электричество нестабильное, часто случается замыкание, видеомагнитофоны начали ломаться. Ремонтировать их, менять головки денег в селе не было, специалистов регулировать – тоже. В результате все видеомагнитофоны скопились в Омске в Ремпромкомбинате.
– Думаете, и это начинание ожидает крах?
– Районы выиграли конкурс, получили серьезное оборудование, но это сложная электроника, которую и в городе некому ремонтировать. Например, лампа рассчитана на тысячу часов работы. Если ее эксплуатировать хотя бы по три часа в день, то хватит примерно на 1-1,5 года. А стоит она около 50 – 60 тысяч рублей. Кто в управлении культуры района найдет такие деньги на лампу, если их не хватает даже на ремонт кровли Дома культуры или кинотеатра? А если вдруг случится поломка электронного блока? Например, когда у нас в одном из проекторов вышла из строя видеокарта, пришлось самим ее ремонтировать. Поставщики оборудования и ремонтные организации Москвы отказались ремонтировать этот блок, сказали, что он подлежит замене, а его стоимость – около 500 тысяч рублей. Мы сделали ремонт самостоятельно за 3 500 рублей: купили конденсатор, запаяли, и все работает до сих пор. А кроме ламп есть еще расходные материалы – фильтры, помпы, они тоже выходят из строя, вырабатывая свой ресурс. Что будет дальше, покажет жизнь.