В Омске обсудили возможность повторения этилмеркаптановой атаки
19 июля на брифинге «Межведомственное взаимодействие при проведении контрольно-надзорных мероприятий в области охраны атмосферного воздуха» выступили представители четырех ведомств, имеющих отношение к контролю за чистотой и экологичностью воздуха, которым дышат омичи. В марте этого года данные контрольно-надзорные органы разработали блок-схему действий, которые должны происходить при поступлении от горожан жалоб на атмосферный воздух.
Пост в САО
Однако журналистов больше интересовало современное состояние экологической обстановки в городе, а также выводы и последствия недавней этилмеркаптановой атаки. Поэтому принимавшим в брифинге участие чиновникам – министру природных ресурсов и экологии Омской области Александру ВИНОКУРОВУ, начальнику ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» Наталье КРИВОРУЧКО, и. о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области Виталию НЕТРЕБКО, руководителю департамента регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности минприроды Татьяне ВДОВИНОЙ и начальнику отдела санитарного надзора Роспотребнадзора области Андрею СЕРДЮКОВУ пришлось отклониться от темы «межведомственного» взаимодействия.
Представители СМИ спросили у них, не повторится ли ситуация с весенними выбросами этилмеркаптана, существует ли возможность решить вопрос контроля за выбросами предприятий в городе. Александр ВИНОКУРОВ пояснил, что решением в данном случае способен стать новый автоматизированный наблюдательный пост в Советском административном округе. «Его стоимость – 10 млн. рублей. Депутаты Заксобрания выйдут с каникул, и мы будем предлагать, чтобы нам эти ассигнования довели до объявления конкурсных процедур», – рассказал министр. «На улице Поселковой будет располагаться третий автоматизированный пост. Он охватит северо-восточную и северо-западную розу ветров, чтобы весь наш нефтехимический комплекс, который поднимается и развивается, был под контролем. Какие вещества он будет улавливать? Связанные с развитием нефтехимического комплекса. Это прежде всего все суммарные углеводороды, которые у нас до сих пор не фиксируются, фенол-ацетон, изопропилбензол (пока не фиксируется, это производство будет на заводе СК)», – добавила Татьяна ВДОВИНА.
Сегодня в городе расположено десять стационарных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха, шесть из них принадлежат федеральной наблюдательной сети, четыре – региональной. «У нас все районы охвачены государственным мониторингом. Для миллионного города десять постов – это необходимый минимум», — пояснил Александр ВИНОКУРОВ. Пока только два поста – на улицах Дмитриева и 10 лет Октября – работают в режиме онлайн, они оборудованы приборами, которые каждые 20 минут делают заборы воздуха, обрабатывают данные и передают результаты измерений по восьми приоритетным загрязняющим веществам на сервер регионального минприроды. Планируемый пост в САО станет третьим подобным.
– В 2017 году на автоматизированных постах регистрировались единичные случаи превышения максимальных разовых концентраций сероводорода, оксида азота, оксида углерода. Высокий и экстремально высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха на этих постах не зафиксирован, – рассказал министр природных ресурсов и добавил, что, когда жалобы поступают из мест, где нет стационарных постов, туда выезжает передвижной. В этом году с его помощью взято 238 проб, в том числе весной во время этилмеркаптанового кризиса, когда омичи звонили с жалобами за запах газа.
Индекс загрязнения
По словам Александра ВИНОКУРОВА, индекс загрязнения атмосферы в последнее десятилетие в Омске снижается. А вот количество жалоб, наоборот, увеличивается. Татьяна ВДОВИНА рассказала о том, что за последние полгода поступило столько жалоб, сколько за весь 2016 год: «То, что у нас наблюдается в городе ночью, свидетельствует, что предприятия абсолютно безответственно относятся к нормативам выбросов, которые установлены в проекте разрешения».
Некоторые надежды по улучшению если не экологии, то, по крайней мере, контроля за состоянием воздуха минприроды возлагает на закон, обязывающий крупные предприятия с 1 января 2018 года оборудовать системы автоматического контроля промышленных выбросов с онлайн-датчиками, передающими актуальную информацию по веществам, выбрасываемым в атмосферу. Пока же проверки организаций мало что дают. Весной минприроды провело административное расследование на 20 предприятиях и в двух случаях установило нарушения. «У них отсутствовали журналы для записи предупреждений. Нарушений выбросов этилмеркаптана мы не обнаружили. Эти организации по другим статьям были привлечены к административной ответственности», – пояснил Александр ВИНОКУРОВ.
Буферные пруды
Виталий НЕТРЕБКО, отвечая на вопросы журналистов по поводу продолжающихся ароматов этилмеркаптана в районе ОНПЗ, заявил: «Росприроднадзор никогда не говорил, что там идет выброс этилмеркаптана. Что буферные пруды оказывают влияние на атмосферный воздух — бесспорно, что там присутствуют дурно пахнущие вещества — тоже. Но то очевидное, что мы видим, почему-то не видят соответствующие органы. Данные, которые у нас есть, говорят о том, что на буферных прудах есть загрязняющие вещества, которые относятся в том числе и к дурно пахнущим». Он отметил, что для него стало неожиданным решение Советского районного суда: «Нам было сказано просто: отказать в удовлетворении всех требований, но оснований для отказа мы на сегодняшний момент не знаем. Как только узнаем, примем решение о дальнейшем ходе судебных разбирательств».
Напомним, что Росприроднадзор хотел в суде признать незаконной деятельность Омского НПЗ, ООО «Нефтехимремонт» и Нижегородского института прикладных технологий на буферных прудах, но 10 июля Советский райсуд в полном объеме отказал в удовлетворении требований истца.
А на вопрос, будет ли опубликован список омских покупателей этилмеркаптана, полученный от его производителя в Оренбурге Виталий НЕТРЕБКО ответил: «Все легло в основу уголовного дела, я давал подписку о неразглашении материалов, которые находятся в следственном комитете».