Как омское ООО «Сибирская база авиационной охраны лесов» попало в рейтинг с иногородними работами по авиалесоохране
ООО «Сибирская база авиационной охраны лесов» в рейтинге лидеров малого бизнеса за 2016 год заняло 17 место. За годы работы компания добилась существенных результатов: в 2008-м в чистом поле построила аэродром Калачево, за последние семь лет сумела в 12 раз увеличить количество воздушных судов. Вот только основную свою деятельность компания ведет в Ханты-Мансийском автономном округе. Об особенностях работы авиации, выполняющей авиационные работы и обучение, директора Сергея БАЛЯБКИНА спросила корреспондент «КВ» Наталья ВИРКУНЕН.
– Сергей Александрович, расскажите, чем занимается ваша компания?
– Наверное, будет нелишним рассказать, что ООО «Сибирская база авиационной охраны лесов», которая занимается обнаружением лесных пожаров на территории РФ, входит в группу компаний «Сибирская Авиабаза». Также в группу компаний входит организация федерального уровня – авиационный учебно-методический центр «Сибирская Авиабаза» — сертифицированное учебное заведение, реализующее программы подготовки и переподготовки авиационного персонала. Сейчас летать на сверхлегких судах в России учим только мы. К нам в Омск приезжают учиться из Подмосковья, Краснодарского края, Оренбурга, Саратова и проч. Также открыли филиалы по подготовке пилотов в Салехарде, Красноярске. Идут переговоры о создании филиала в Благовещенске. Следующая организация, которая входит в нашу группу – Федерация спорта сверхлегкой авиации Омской области, последние несколько лет на базе аэродрома Калачево, которая проводила зрелищные массовые мероприятия, дни авиации, несколько раз в год проводим соревнования. И наконец ООО «Аэродром Калачево». Эта организация была создана для обеспечения полетов на аэродроме.
– Где находится аэродром Калачево?
– Полчаса езды по Русско-Полянскому тракту в сторону Фадино.
– На территории каких регионов по авиалесоохране вы работаете?
– В основном это шесть городов ХМАО – Урай, Нягань, Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Радужный. Раньше работали и с Омской областью, но полностью потеряли понимание в работе с Главным управлением лесного хозяйства Омской области. Сравните цифры: в среднем в сезон на территории ХМАО у нас получается 1500-1700 часов налета. На территории Омской области эта цифра составляет 70-80 часов. И дело не в величине регионов. Там люди действительно берегут лес, подход другой. Мы и так многие годы работали здесь из патриотизма.
– Я так понимаю, раньше это была государственная зона ответственности, которую, как и многие сферы деятельности, перевели на схему выполнения коммерческих обязательств в рамках заключенных госконтрактов?
– Да, авиационная база охраны лесов зародилась 7 июля 1931 года. Это была одна из сильнейших систем бывшего Советского Союза.
– У вас две задачи – обнаружить лесной пожар и ликвидировать его, так?
– Обнаружить и выполнить контроль за тушением, то есть проследить, куда может перейти огонь. На территории ХМАО вылеты осуществляются на основании предполагаемого класса горимости, а не потому, что уже полыхает. Существуют определенные факторы – температура, сухость подстилки, сила и направление ветра – то, что может раздуть пожар. И наша задача – зафиксировать его в самой начальной стадии. Если есть вероятность возникновения пожара – уже летаем.
– Какова цена летного часа?
– Порядка 40 000 рублей. В аукционах Главного управления лесного хозяйства Омской области иногда можно встретить более 100 000 рублей. В аукционе этого года заявлена цифра 275 000 рублей.
– Я так понимаю, в госконтрактах не все гладко получается…
– Самое неприятное в этой системе, что на первом этапе на торги может выставиться кто угодно, компании не проверяются. Но это именно тот этап, когда компании торгуются между собой, нужно сбивать цену. Я, например, падаю до себестоимости летного часа, а во втором туре оказывается, что конкуренты не имеют лицензии, не имеют воздушных судов и в принципе права выставляться на торги. Выходит, что торговался сам с собой, сам у себя прибыль забрал… Здесь точно нужно что-то менять. Нередко сюда ныряют дилетанты только для того, чтобы урвать свой кусок.
– Географию полетов планируете расширять? Наверняка это также влияет на вашу прибыль.
– Не буду опережать события. Аукционы по регионам как раз сейчас проходят. Возможно, будем работать и в других регионах. Много работ на Дальнем Востоке, Чита горит все время, но мы очень осторожны, потому что это работы на большом удалении от базы.
– На каких судах?
– Работаем на двухместных самолетах, в основном это легкая и сверхлегкая авиация. Всего у нас 12 воздушных судов, а начинали свою деятельность с одного самолета. Для технического обслуживания мы создали на базе аэродрома в Калачево все необходимое – ангары, помещения, оборудование, освещенные взлетно-посадочные полосы, провели электричество, чтобы принимать суда круглосуточно.
– А летный штат, какова его численность?
– Зимой нет необходимости держать всех в эксплуатанте. В сезон штат доходит до 100-120 человек.
– По обучению – проводите с нуля для любого желающего?
– Да, и это очень индивидуально.
– Какова стоимость и сколько ежегодно выпускаете пилотов?
– Стандартный курс – 350 тысяч рублей. В среднем выпускаем до 15-20 пилотов в год.