Так как все-таки формируются цены на топливо в Омске?.
В Омске сети АЗС поднимали цену на бензин, словно следуя определенному графику. Начиная с 3 мая в среднем каждые три дня топливо дорожало на 30–50 копеек. В некоторые дни, например 22 мая, компания «Топлайн» трижды изменила цены за день: бензин марки АИ-92 стал дороже на 2,4 рубля, АИ-95 – на 1,7 рубля, АИ-98 – на 30 копеек. В полдень цифры вернулись к прежним показателям, снова подскочив буквально несколько часов спустя. Итого за май «Юнигаз» и «Топлайн» меняли цены одиннадцать раз за месяц, «Газпром нефть» – девять.
По данным инвестиционного сайта FTinvest.ru, в 1997 году (до деноминации) цена на бензин в Омске составляла 1,7 рубля. Сегодняшняя цена 92-го бензина – около 40 рублей за литр. «Таким образом, за 21 год цена на бензин в РФ возросла в 21 раз, или на 2000%», – сделали вывод финансовые аналитики. Они также перевели цены на бензин в доллары и добавили, что бензин в 1997 году стоил 28 центов, а в 2018 году – 62, то есть цена выросла в 2,21 раза даже в долларах.
Как пояснили эксперты, цена на бензин в нашем городе зависит от семи компонентов, среди которых себестоимость добычи нефти, акцизы, расходы на транспортировку, переработку нефти, на розничную продажу, а также налоги – на добавленную стоимость и добычу полезных ископаемых.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области подчеркнуло, что «в соответствии с действующим законодательством цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, то есть участники рынка самостоятельно устанавливают цены на реализуемую продукцию». В ведомстве объяснили, что Омский нефтеперерабатывающий завод (АО «Газпромнефть-ОНПЗ») оказывает услуги по переработке нефти, а собственником нефтепродуктов, устанавливающим цену их продажи при реализации крупным оптом, является ПАО «Газпром нефть» (г. Санкт-Петербург), контроль за деятельностью которого и осуществляет ФАС России.
«На территории Омской области основным продавцом на розничном рынке бензинов автомобильных и дизельного топлива является ООО «Газпромнефть – Центр» (сеть АЗС «Газпромнефть»), на мелкооптовом рынке указанных нефтепродуктов — ООО «Газпромнефть — Региональные продажи», – сообщили в УФАС.
Факторами, оказывающими влияние на формирование цен на моторное топливо, по мнению ФАС являются: динамика налоговой нагрузки, сезонный спрос на нефтепродукты, динамика мировых цен на нефть и нефтепродукты, рост отраслевых издержек, профилактика и плановые ремонты российских НПЗ, динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями, условия мелкооптовой отгрузки нефтепродуктов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов.
В «Топлайне» на ситуацию оперативно отреагировали объяснением, что компания является лишь оператором на рынке и не вправе влиять на уровень цен на АЗС. Рост цен на бензин, который неизбежно спровоцирует увеличение стоимости услуг, продуктов, проезда в транспорте, оправдали ростом цен на нефтепродукты на бирже.
Александр САФРОНОВ, директор ООО «Юнигаз» прокомментировал ситуацию более подробно:
– Реальная причина подорожания бензина в рознице – рост биржевых, а следом и оптовых цен на внутреннем рынке. Строго говоря, у нефтяной компании есть три варианта реализации добытой нефти: экспорт сырой нефти и поставки нефти для переработки на нефтеперерабатывающие заводы; переработка и экспорт нефтепродуктов; поставка нефтепродуктов на внутренний рынок, в том числе через биржу, на которой путем торгов формируются биржевые индексы – основа оптовых и розничных цен. Например, вы выпускаете 10 тонн пельменей. В Канаде тонна пельменей стоит 10000 долларов. С учетом транспорта и пошлин – 8000. А в России – 4000. Одну тонну вы обязаны продавать через биржу. Еще четыре – поставлять в свой регион. Остается пять тонн. Куда вы их продадите? Конечно, в Канаду. Сколько? Все, что возьмут и что сможете отвезти. Это выгодно и для вас, и для налоговой, которая покажет хорошие результаты собираемости налогов. Но вас стимулируют продавать что-то и на внутреннем рынке. Логично что сделать? Продавать дорого, раз есть спрос, это будет выгодно вам и налоговой. Вот это и происходит сейчас.
Вслед за федеральными экспертами САФРОНОВ объяснил скачок цен объективными причинами:
– Мировые цены на нефть выросли примерно на 30%. Одновременно с этим произошло ослабление рубля. Сочетание этих двух факторов сделало экспорт чрезвычайно выгодным. Ориентируясь на сложившуюся конъюнктуру, нефтяные компании стремятся максимальную долю продукта отправлять на экспорт. Поставки на внутренний рынок становятся менее привлекательными. Нынешний рост цен на бензин – результат попыток нефтяных компаний устранить создавшийся дисбаланс. Иными словами, они пытаются создать условия для подъема оптовых цен внутри России до уровня мировых, раз этому способствует конъюнктура рынка. Максимизация прибыли свойственна коммерческим структурам, тем более если они своими доходами обеспечивают наполнение бюджета.
Кто теряет от происходящего?
– Теряет конечный потребитель, для которого рост цен на бензин – крайне неприятная тенденция. Вторая категория, которую сложившееся положение вещей тоже не устраивает, – владельцы автозаправочных станций, не входящих в состав нефтегазовых холдингов. Такие игроки сейчас терпят убытки, поскольку оптовая цена на бензин и дизтопливо впервые в истории превысила розничную. В результате каждый проданный литр горючего приносит владельцам АЗС два-три рубля убытков. Однако розница нефтяных компаний может нести убытки, компенсируя их доходами в экспортном и оптовом звене. Со стороны налоговых органов также претензий нет, поскольку у нефтяников заключены соответствующие соглашения о КГН (консолидированная группа налогоплательщиков). У владельцев АЗС, не входящих в ВИНКи (вертикально интегрированные компании), такой возможности нет. АЗС – единственный центр их прибыли. Рост оптовых цен повышением цен в рознице компенсировать не могут, потому что в этом случае они будут проигрывать сетям АЗС, принадлежащим нефтяным компаниям, и терять обороты.
– А кому это выгодно?
– Нефтяным компаниям, конечно. Они продают бензин независимым сетям АЗС по стоимости выше розничной. В некоторых регионах доходит до того, что владельцы независимых АЗС загоняют бензовозы на АЗС нефтяной компании, заправляют их, а потом продают бензин на своих заправках. Так получается дешевле, чем купить топливо оптом у той же самой нефтяной компании. И это не разовая ситуация – такое происходит регулярно. Кому еще выгодна ситуация? Деньги от экспорта нефти и нефтепродуктов – важный источник бюджетных доходов. Благодаря в том числе и сложившейся на нефтяном рынке конъюнктуре, бюджет страны пополнился на триллион рублей. С другой стороны, важна пропорция. Должно быть и населению комфортно, и бюджет должен пополняться. Кроме того, владельцы АЗС, не входящих в ВИНКи, должны как-то выживать, ведь они составляют конкуренцию нефтяным компаниям в стабильных условиях и стимулируют к развитию. О населении государство позаботилось: цены на топливо в рознице заморозили. Но для независимых АЗС проблема не решена. Даже если сейчас произойдет заморозка оптовых цен, то все АЗС России продолжат работать в минус. Иначе говоря, фактически будет зафиксирован диспаритет оптовых и розничных цен. Все это фатальным образом сказывается на экономике продавцов топлива. В течение последних четырех месяцев розница работает в минус. При этом у всех есть кредиты, а налоговая инспекция требует прибылей для максимизации налогов. Это катастрофическая ситуация, какой не было за всю историю рынка. В регионах независимые заправки начинают закрываться. А ведь на независимых АЗС работает около миллиона человек.
Как пояснил глава ООО «Юнигаз», на долю частных заправок сейчас приходится больше половины рынка – почти 15 тысяч из 23 тысяч АЗС по России. В Москве примерно половина АЗС принадлежит частным компаниям, аналогичная картина и в Омске. Так что, на его взгляд, защищать потребителя путем ущемления бизнеса – простое, но не лучшее решение:
– Сейчас Минэнерго и ФАС ищут баланс между интересами населения, бюджета, нефтяных компаний и частных АЗС. И мы надеемся, что они его найдут, хотя решение очевидно. У правительства есть несколько рычагов воздействия на эту ситуацию. Первый – административный: снизить оптовые (биржевые) цены. Но он далек от рынка, хотя и вполне применим. Второй – налоговый: вице-премьер РФ Дмитрий КОЗАК предпринял непопулярную меру – впервые за долгую историю снизил акцизы. Третий – рыночный: насытить внутренний рынок нефтепродуктами. Если на рынке будет нормальный объем предложения, биржевые котировки пойдут вниз, оптовые цены упадут, масштабный маховик провернется.
Во многом тех же взглядов придерживается и Максим ДЬЯЧЕНКО, управляющий партнер компании «Петролеум Трейдинг», объяснивший происходящее монополией «Газпром нефти»:
– Наш регион на 100% контролируется одной компанией – «Газпром нефть». Все мы знаем, что она долго к этому шла. Четыре года назад в Омскую область дизельное топливо доставлялось трубопроводным транспортом из Башкирии – по системе Транснефти. Независимые трейдеры прокачивали его в период самых низких цен – в феврале, поставляли на АЗС и сельхозпредприятия области. «Газпром нефть» не могла свободно поднимать цены, зная об этих объемах. Сейчас техническая возможность поставлять топливо этим дешевым видом транспорта «успешно» ликвидирована. И абсолютно все поставки в регион осуществляются «Газпром нефтью» – несмотря на то, что реализация его происходит на заправках различных брендов. Соответственно, позиция монополиста позволяет нефтяному гиганту полностью контролировать ценовую политику. Нынешняя ситуация рукотворна: только недавно в России было на две нефтяные компании больше, которые оказались поглощены. А в условиях отсутствия конкуренции цены, конечно, могут только расти – не припомню того, чтобы они когда-то существенно снижались. Конечно, в «Газпром нефти» скажут, что у нас свободное ценообразование на питерской бирже, торговая политика согласована с ФАС и так далее. Но когда на все влияет одна компания, положение, подобное нынешнему, неизбежно.
Чем, на взгляд нефтетрейдера, объясняется рост цен?
– Объективно же рост цен объясняется многими факторами: виновны и налоговые маневры, и акцизы, которые тоже постоянно растут, и девальвация рубля. Самый главный — рост мировых цен на нефть, на это никто при построении текущей модели просто не рассчитывал. Поэтому логика нефтяных компаний понятна. Сейчас торговать нефтью на экспорт намного выгодней. Если руководствоваться только экономическими интересами (при отсутствии государственного регулирования), то топливо разумней вывозить на продажу за рубеж в полном объеме. Чтобы этого не произошло, и существует антимонопольное регулирование. Получается безвыходная ситуация: компании не могут торговать только на экспорт, а реализуя топливо на внутреннем рынке, терпят убытки (вернее, это, конечно, не убытки, а недополученная прибыль). Чтобы их компенсировать, и поднимают цены. В этой сфере у нас олигополия, пять компаний контролируют 96% рынка, и у них даже нет необходимости обсуждать свои доли, рынок поделен давно. Разумеется, как только появляется возможность повысить цены на топливо, они ею пользуются. С монополией же можно бороться исключительно административными методами — но это уже вопрос политический и выходящий далеко за пределы региона. Если бы сейчас государство не подключилось, цены выросли бы еще больше.
Каковы прогнозы на развитие ситуации?
– Вопрос контролируется вице-премьером КОЗАКОМ, и компании взяли под козырек, что розничные цены повышать больше не будут, а в июле-августе удержат оптовые. Им реже придают значение, но с начала года они выросли на 40%. Поэтому уже в марте было ясно, что скакнут цены на АЗС. Я не вижу предпосылок для того, чтобы цены существенно снизились, хотя рычаги влияния у государства безусловно имеются – заградительные пошлины, фискальная политика и другие. Но, повторюсь, конкуренцию это не создаст, так что проблема в целом никуда не денется. Хорошо, что кризис стал очевиден благодаря этому скачку цен, и есть надежда, что будут предприняты не косметические, а серьезные меры для проведения демонополизации. В Европе, например, очень либерализирован рынок природного газа: любая компания за 10 тысяч евро может начать им торговать. А чьим газом они торгуют? Газпромовским! Законодательно создана конкурентная среда. Крупный поставщик только доставляет товар до хаба, а торговлей занимаются другие компании. Поскольку монополист обладает огромной властью, его деятельность четко регулируется, так как это имеет решающее значение и для экономики в целом, и для социального положения населения.
– Как скачок цен отразился конкретно на «Петролеум трейдинг»?
– Нам не хватает оборотных средств: требуется на 40% больше денег, чтобы купить такое же количество тонн. Быстро привлечь средства не получается. Выросли затраты по процентным платежам. Ничего позитивного нет совершенно. Кроме нефтяников от скачка цен, пожалуй, никто не выиграл. Ну разве что бюджет Российской Федерации, получая прибыль от пошлин на экспорт нефти, от акцизов внутри страны, налогов на прибыль, НДС при покупке топлива. У нас регулярно заостряют внимание на том, что не повышают налоги, но по факту цены на топливо стали аналогичным по действию квазинструментом. Но правительство не зря дало понять, что не собирается сидеть сложа руки, – это очень серьезно повышает социальную напряженность.
Стоит отметить, что несмотря на ответ ДЬЯЧЕНКО от имени «Газпром нефти», омское отделение компании до комментария ситуации так и не снизошло. Кстати, напомним, что в 2015 году Омское УФАС России признало действия ООО «Газпромнефть – Региональные продажи», «выразившиеся в установлении на территории Омской области монопольно высоких мелкооптовых цен на ряд бензинов автомобильных и дизельное топливо зимнее, нарушающими антимонопольное законодательство». Решение антимонопольного органа было обжаловано ООО «Газпромнефть — Региональные продажи» в судебном порядке. Восьмого июля 2016 года постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно — Сибирского округа, решение и предписание Омского УФАС России в отношении ООО «Газпромнефть-Региональные продажи» были признаны недействительными. Верховный суд Российской Федерации 17 февраля 2017 года отказал Омскому УФАС России в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации.
На подверстку
Несмотря на концепцию налоговой реформы, предусматривающую снижение уровня налогообложения экспорта нефти, нефтепродуктов при соразмерном увеличении внутренних налогов при добыче нефти – «налоговый маневр», ставки акциза на моторное топливо, по данным Омского УФАС, были увеличены:
- с 01.01.2016: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 3200 руб./т (44%); на автомобильный бензин класса 5 на 2000 руб./т (36%); на дизельное топливо всех классов на 700 руб./т (20,29%).
- с 01.04.2016: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 2600 руб./т (24,76%); на автомобильный бензин класса 5 на 2600 руб./т (34,53%); на дизельное топливо повышены на 1143 руб./т (27,54%).
- с 01.01.2017: на дизельное топливо на 1507 руб./т (28,5%).
- с 01.01.2018: на автомобильный бензин класса 5 на 678 руб./т (6,4%); на дизельное топливо всех классов на 593 руб./т (8,4%);
- с 01.07.2018: на автомобильный бензин класса 5 на 679 руб./т (6,0%); на дизельное топливо всех классов на 593 руб./т (7,7%).
Также Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено увеличение ставок акцизов на моторные топлива в 2019 и 2020 годах:
- в 2019 году на автомобильный бензин класса 5 на 422 руб./т (3,5%), на дизельное топливо на 283 руб./т (3,4%);
- в 2020 году на автомобильный бензин класса 5 на 438 руб./т (3,6%), на дизельное топливо на 294 руб./т (3,4%).
Графики по данным petrolplus.ru