Все рубрики
В Омске пятница, 19 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 94,0922    € 100,5316

Бензин: перевод стрелок

21 июня 2018 10:00
0
1885

Время «залить биржу» и укрепить рубль. 

Примечательно, что ключевые игроки этой истории со скачком цен на топливо не спешат брать на себя ответственность, обвиняя в произошедшем кого угодно другого.

Цены на бензин выросли по двум причинам – из-за высокой стоимости нефти за рубежом и ремонта НПЗ Роснефти – объяснил руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман БЛИНОВ:

– Как видно из динамики изменений по акцизам, государство ослабляет давление на нефтяников до прошлогоднего, когда стоимость нефти была невысока. Но ремонт на НПЗ скоро закончится, и основной вопрос состоит в том, пойдут ли котировки вниз.

Причина роста цен на бензин в России кроется в действиях Банка России – заявил гендиректор «Газпром нефти» Александр ДЮКОВ, выступая на международном финансовом конгрессе в Петербурге:

– Родоначальником этого роста даже является не Минфин, который регулярно поднимает акцизы, и не рост мировой цены на нефть, а все-таки Центральный банк. Каким образом? В росте цен на нефтепродукты основная часть — это инфляционная «нашлепка». Сейчас, поскольку выросла цена на нефть, а курс рубля остался прежним, в том росте, который произошел, 85–90% девальвационного эффекта.

Глава Центрального банка Эльвира НАБИУЛЛИНА в свою очередь заявила, что предпринятая правительством РФ инициатива по снижению акцизов не приведет к удешевлению топлива, а как максимум лишь приостановит рост цен.

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь АРТЕМЬЕВ предложил увеличить производство бензина и дизельного топлива:

– Меры – рыночные, максимальное наполнение своего рынка. Как его можно наполнить? Максимальное увеличение производства, загрузки мощностей, невыведение в ремонт заводов – сейчас не время для этого. Еще уменьшение экспорта, как крайняя мера, но которая тоже должна наполнить наш рынок. Но прежде всего нужно сформировать как можно больше предложения на рынке. Грубо говоря, нужно залить биржу бензинами, дизельным топливом, чтобы не было временного дефицита. Правительство очень много получало от нефтяных компаний, но наступило время, когда оно получает еще больше от внешней конъюнктуры, теперь немножко нужно отдать компаниям, то есть снизить акцизы.

… Хотя бы до конца этого года.

– Ограничение экспорта – это добровольная мера. Должна быть социальная ответственность, что мы не бросаем наших потребителей. А если цена будет 0 за баррель, значит, весь бензин нужно вывезти из страны и оставить сухие бензоколонки?

Идею поддержала Роснефть, выступившая с целым рядом предложений по купированию роста цен на бензин. Пресс-секретарь компании Михаил ЛЕОНТЬЕВ озвучил в их числе «временное ограничение экспорта топлива, за исключением тех объемов, которые законтрактованы по долгосрочным межправительственным соглашениям, на срок до момента стабилизации рынка». Однако основная идея – «ликвидировать ту фискальную модель, которая привела к приоритету экспорта бензина и дизельного топлива над поставками на внутренний рынок». Компания также предложила ввести обратные акцизы для заводов в регионах с дорогой логистикой поставок топлива на внутренний рынок, проще говоря, снизить налоговую нагрузку.

Согласен со своим руководителем начальник управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий МАХОНИН, тоже связавший рост цен на топливо с проявлениями монополизма и сокращением предложения на российском рынке:

– Еще есть и субъективные факторы роста цен — проявления доминирования на рынке, монополизма. Они связаны с определенным сокращением предложений товара на бирже и в мелкооптовом сегменте, то есть с нефтебаз. Всем этим, конечно, мы сейчас и занимаемся в плане увеличения объема продаж на российском рынке. Наши коллеги из территориальных органов занимаются антимонопольными расследованиями, несколько антимонопольных дел возбуждено. Мы в Москве также работаем с крупными нефтяными компаниями в части выдачи им необходимых предупреждений и рекомендаций.

В числе основных причин, влияющих на цены на топливо, МАХОНИН назвал подорожание нефти и "неукрепление российской валюты", серьезную налоговую нагрузку, "которая составляет более 60% литра бензина", и сезонные ремонты нефтеперерабатывающих производств "на фоне начала так называемого пика спроса на бензин и дизельное топливо".

В целом и федеральные, и омские эксперты сошлись в главном: российский рынок столкнулся с дефицитом высококачественного топлива. По данным Федерального государственного унитарного предприятия «Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса», в период с января по май у частных компаний экспорт топлива вырос в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: у «ЛУКойла» – на 244%, у ТАИФа – на 773%. У компаний с госучастием рост оказался минимальный: у Роснефти – 4,8%, у «Газпром нефти» – 5,6%. Сыграло свою роль и подорожание топлива в Европе: цена на нефть с 65 долларов за баррель в январе выросла примерно до 80 долларов в мае.

Еще один аспект: многие регионы РФ, не имея своей нефтепереработки, завозили топливо от соседей, в том числе из-за границы. Скачок цен на нефть и нефтепродукты сильно повлиял на рынок. Однако объем производства автомобильного бензина в целом по стране превысил объем потребления на внутреннем рынке, что неизменно отсылает нас к теме рентабельности нефтепереработки.

Нынешняя же ситуация не совсем типична для наших властей – им пришлось пойти на невыгодные меры: снижение налогового бремени для производителей, отказ от второго этапа повышения акцизов на бензин с 1 июля. При этом очевидно, что бюджет недополучит более сотни миллиардов рублей, которые необходимо будет где-то найти. Похоже, недостаток бензиновых налогов будут возмещать повышением НДС, экономией на пенсиях, и наверняка это не последняя инициатива властей.

Графики по данным petrolplus.ru
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.