Все рубрики
В Омске воскресенье, 15 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Книжный клуб. Бывшие: Ртуть и Стеклобой

31 мая 2018 11:46
0
1628

Дуглас СМИТ

Бывшие. Последние дни русской аристократии

Серия «Что такое Россия»

М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2018 год. — 400 стр.

Тираж 5000 экз.

 

«Чуждые элементы»

О тех, кому отказали в праве на жизнь

Три года назад  в США и Великобритании была опубликована книга историка Дугласа СМИТА «Бывшие. Последние дни русской аристократии» («Former People. The Last Days of the Russian Aristocracy») об уничтожении дворянства большевиками и судьбе аристократических семей в Советском Союзе. Как пояснял автор в одном из интервью (сайт barmani.ru), «мне бы хотелось, чтобы читатели извлекли из моей книги вывод о том, что советские негативные представления о русской аристократии как об эксплуататорском классе, порабощавшем крестьян и паразитировавшем на шее народа, крайне односторонни и предвзяты. Такие оценки уводят нас от подлинной роли этого сословия в России». Нынче в России, когда падение нравов – повсеместная обыденность, а воспитанного человека днем с огнем не сыщешь, стоит прочитать эту книгу. По утверждению издателей книга историка и переводчика Дугласа СМИТА сравнима с легендарными историческими эпопеями как по масштабу описываемых событий, так и по скрупулезной точности деталей. Автору удалось дать развернутую картину трагедии русской аристократии после крушения империи — фактического уничтожения целого класса в результате советского террора. Значение описываемых в книге событий выходит далеко за пределы семейной истории знаменитых аристократических фамилий. Это часть страшной истории ХХ века – отношений государства и человека, когда огромные группы людей, объединенных общим происхождением, национальностью или убеждениями, объявлялись чуждыми элементами, ненужными и недостойными существования. «Бывшие люди» – бестселлер, вышедший на многих языках и теперь пришедший к русскоязычному читателю.

Е.К.

 

Ольга ПАВОЛГА, Михаил ПЕРЛОВСКИЙ

Стеклобой

М.: Издательство «Лайвбук», 2018 год. — 464 стр.

Тираж 3000 экз.

 

«Где кресло – там и дом»

Интеллигентская маета в окрестностях Питера

«Майское солнце припекало. Романов отодвинул в тенек свое кресло, вписавшееся в уютный пейзаж двора, и устроился поудобнее. Наконец-то можно было вытянуть ноги – с самого Питера он ехал втиснутым в кабину и чувствовал себя как сложенный зонт. Двор был пуст, квартирная хозяйка его не встречала – наверное не дождалась. Он оглядел свои вещи и ему показалось, что это он сам разложен по двору в подписанных коробках под взглядами новых соседей. В коробках были книги и архив – только самое важное. Зато старинные кресло и зеркало из бабушкиной квартиры превращали бегство из Питера в настоящий переезд по всем правилам. Смысла переть их с собой, конечно, не было никакого, но они – гарантия, что Романов не позволит себе сразу вернуться. Где кресло – там и дом». Историк  из северной  столицы  Митя  Романов  бросил  все и приехал в городок Малые Вишеры. Для чего? Надо полагать, чтобы поменять жизнь и картинку за окном. Прежний вид ох как наскучил. «Романов уселся в кресло и его, видимо, разморило на солнце, потому что перед глазами опять закрутились ректор с выговором – «сначала вы публикуете статью, потом хотите отчислить свою же аспирантку», профессора, мрачно смотревшие исподлобья и сама аспирантка Алла, без разрешения тиснувшая в журнал его эссе о Мироедове – «это гениально, Дмитрий Сергеевич, это докторская». Вновь накатило бессильное бешенство после кафедры». В общем, и здесь вопрос стоит ребром: можно ли убежать от самого себя, уехав в таинственный провинциальный городишко?

Е.К.

 

 

Гиллиан ФЛИНН

Исчезнувшая

Пер. с англ.

Серия «Звезды миового детектива»

СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017 год. – 512 стр.

Тираж 15 000 экз.

 

«Сахарная пудра»

Понимаем ли мы тех, с кем живем?

«Когда-то люди читали с бумаги, и я жил не тужил. Я приехал в Нью-Йорк в конце девяностых; в ту пору престиж писательского труда уже дышал на ладан. В Нью-Йорке автор на авторе сидел и автором погонял. И это были самые настоящие писатели, поскольку хватало журналов, газет, книжных издательств. Интернет тогда казался экзотической зверюшкой в отдаленном уголке информационного мира — кинь ей горстку корма и любуйся, как она пляшет на коротком поводке; не надо бояться, что однажды ночью подкрадется и прикончит тебя. Подумать только! Было время, когда вчерашний выпускник колледжа приезжал в Нью-Йорк и зарабатывал на жизнь литературой. Разве мы могли предполагать, что осваиваем ремесло, которое уже через десять лет станет никому не нужным?» В общем, обычное дело: жить стало лучше и веселей, но не всем. Работу потерял не только Ник, но также и его жена Эми. Близится пятилетие их брачного союза, но тут вдруг Эми исчезает. Кого в этом случае подозревают в первую очередь? Дочь профессиональных психологов Эми вела дневник, а еще составляла тесты. Например, на тему супружеской совместимости. Так что психологии во всех видах хоть отбавляй. А кроме того, это крепкий, изощренно построенный детектив. «Ник провожает меня домой, легонько обнимая за талию, а наши лица зябнут. Свернув за угол, мы видим, как местная пекарня разгружает сахарную пудру, – мешками, как цемент, их заносят в подвал. Призрачные тени грузчиков плывут в белесом сладком мареве. Улица качается под ногами, Ник притягивает меня к себе и улыбается».

Е.К.

 

Нил СТИВЕНСОН

Ртуть

М.: АСТ, 2014 год. – 925 стр.

Доп. тираж 1500 экз.

 

Гипотез не измышляю

Блажен муж, иже отыщет новую звезду на небосводе...

«Ртуть» – первый роман  «барочного цикла», где в событиях конца XVII века вместе с реальными Карлом II, Яковом II, Людовиком XIV, Вильгельмом Оранским, Ньютоном, Лейбницем, Гюйгенсом и прочими действуют далекие предки героев предыдущего романа СТИВЕНСОНА.  В «Криптономиконе» рассказывалось  о группе специалистов-дешифровщиков, пытающихся  взломать во время  Второй мировой войны  немецкую систему кодировки. Вторым планом шло повествование об их внуках, создающих некую компьютерную тайную сеть. В «Ртути» речь идет прежде всего о политике и науке. Помните, у ШЕКЛИ в «Координатах чудес» Модсли заявил, что придумал науку: «Все вытекает из законов природы. Вы не можете знать заранее, каковы эти законы, но, будьте уверены, они есть. Так что никто не должен спрашивать: «Почему так, а не иначе?» Вопрос должен звучать так: «Как это действует?»: Такое впечатление, что для членов Лондонского королевского общества только что изобрели науку и они с восторгом пятилетнего ребенка, обретшего  новый инструмент, увлеченно  вскрывают все вокруг: что там внутри и как это работает? Они оперируют собак, изучают звездное небо, шлифуют линзы, испытывают пределы собственного глаза, втыкая в него иглу, придумывают новый алфавит, изучают ископаемые кости  и прочее, прочее, прочее – причем делают все это одновременно. Это стремительное  кипение обретения новой картины мира – одно из сильных впечатлений от книги. А так как «барокко» – это не простая функциональность, а пышная избыточность, то это кипение насыщено массой всякого рода информации о королевских династиях, о свойствах света, «о шестиугольности снежинок» и многом другом. Текст в этом отношении настолько густой, что его невозможно читать быстро – иначе в погоне за авнтюрным (а он такой) сюжетом пропускаешь нити многочисленных  хитрых виньеток, соотносящихся, например, со знаменитой сценой с ложкой из фильма «Матрица», или с размышлениями о разуме в романе УОТТСА «Ложная слепота», или со знаменитой формулой Эйнштейна с массой умноженной на квадрат скорости (в XVII веке!). А как вам понравится сцена, как математика и физика помогли спастись от преследования на море знаменитого пирата Черная Борода?

mif1959

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.