В среднем в течение года по материалам их проверок в регионе заводят 5 – 6 уголовных дел.
23 октября контрольно-ревизионные органы Минфина Российской Федерации отметили 95-летие.
Факты из истории ревизоров
Существует несколько версий, что считать началом появления государственного финансового контроля в России. Одни отсылают нас еще к Рюриковичам, другие уверены, что точкой отсчета можно считать учрежденный в 1654 году Счетный приказ для проверки раздачи полкового жалования во время войны. Третьи считают, что созданная в 1699 году Петром I Ближняя канцелярия первой стала выполнять функцию финконтроля. Обратимся к историческим фактам.
В 1811 году Александр I создает новый орган – Главное управление ревизии государственных счетов. Возглавивший его Балтазар Кампенгаузен был наделен полномочиями министров. Историки сходятся во мнении, что он мог независимо выполнять свои обязанности и имел право докладывать о результатах ревизий непосредственно государю. Чиновников и нечистых на руку глав местного самоуправления работа нового органа не устраивала. Они строили козни ревизорам, назначали им более низкие оклады по сравнению с другими служащими. Интересно, что в те времена ряд учреждений, таких, например, как банки и кадетские корпуса, контролеры не имели права трогать.
В истории ревизионных органов остался и российский реформатор Михаил Сперанский. В начале 19 века он подал идею разделить в государстве функции по управлению финансами на три части: минфин, государственное казначейство и главное управление ревизий. К сожалению, не все его реформы были востребованы.
При Николае I ревизионные функции выполняли несколько департаментов. Это было время, когда контролеры с проверками инкогнито прибывали в министерства и губернии, совсем как у Гоголя в «Ревизоре». Однако и при полицейском режиме Николая I ревизоры не имели доступа к первичным документам.
После Октябрьской революции начали создавать органы рабочего контроля. В декабре 1917 года появился Народный Комиссариат государственного контроля, который возглавил Иосиф Сталин. Орган наделили колоссальными полномочиями: контролеры могли отменять неверные (по их мнению) распоряжения административных органов, запрещать осуществлять те или иные расчеты. И пересмотреть их решение могли только вышестоящие инстанции.
23 октября 1923 года в России создают Финансово-контрольное управление с аппаратом на местах. Именно эта дата считается официальным днем рождения контрольно-ревизионных органов финансового ведомства страны. В последующие 95 лет орган не единожды реорганизовывали: сначала он был переименован в Контрольно-ревизионное управление Минфина СССР (КРУ), затем в 2004 году полномочия КРУ передали Федеральной службе финансово-бюджетного надзора. В 2016 году система контрольно-ревизионных органов России была реорганизована путем передачи полномочий по осуществлению государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере Федеральному казначейству.
– В связи с передачей полномочий последующего финансового контроля органам Федерального казначейства нам предстояло принять и освоить на высоком профессиональном уровне новое направление деятельности, при этом обеспечить преемственность и непрерывность исполнения функций реорганизуемого органа, – оценивает реорганизацию 2016 года руководитель УФК по Омской области Галина СЕРДЮКОВА. – Практика показала, что передача контрольных функций Федеральному казначейству – это логически обоснованный этап развития системы контрольно-ревизионных органов России.
Теперь на вооружении у ревизоров имеется широкий перечень программных продуктов и информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство. Использование данных, полученных в режиме реального времени из указанных информационных систем, позволяет ревизору еще до выхода на объект проверки провести необходимый анализ и определить рискоемкие направления деятельности объекта проверки, будь то закупка дорогостоящего оборудования, строительство или капитальный ремонт.
Все это позволяет ревизору выйти на объект проверки максимально подготовленным, что высвобождает его время для проведения непосредственно контрольных мероприятий.
Ревизионные органы сегодня
За последние пять лет омскими ревизорами проведено 590 контрольных мероприятий, проверено более 200 млрд. федеральных средств, выявлено нарушений на сумму свыше 80 млрд. рублей, в том числе с федеральным имуществом. По фактам нарушений вынесено 373 предписания и представления, составлено более 100 протоколов об административных правонарушениях.
Уже несколько лет омские контрольно-ревизионные подразделения лидируют по количеству возбужденных уголовных дел. Если всего по России, согласно докладу Федерального казначейства, за 2016-2017 годы их возбуждено 95, то в Омской области за этот же период – 11. А если пересчитать в расчете на одного ревизора, то омичи более чем в 12 раз превышают средние показатели. За последние пять лет по результатам ревизий возбуждено 25 уголовных дел. И среди них много резонансных. Но об этом – в следующих выпусках.
Сейчас в структуре Управления Федерального казначейства по Омской области работают 38 сотрудников, занимающихся контрольной деятельностью, – четыре контрольно-ревизионных отдела. Три из них курируют сферы деятельности – экономическую, социальную и силовых ведомств, четвертый занимается организационно-аналитической работой.
Сегодня ни один вуз не ведет подготовку по специальности «ревизор», даже вузы экономической и юридической направленности. Сами специалисты контрольно-ревизионных органов объясняют такое положение вещей тем, что теории для подготовки хорошего работника их сферы мало. К тому же в деятельности ревизоров много уникальной специфики. Виктор НОВОСИЛЬЦЕВ, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области, курирующий контрольно-ревизионную деятельность, замечает, что длительность адаптационного периода впервые принятых на работу ревизоров настолько велика, что долгое время не позволяет поручать им самостоятельно проводить контрольные мероприятия. «Профессия ревизора – это больше искусство, чем ремесло. Ревизором становятся постепенно, в результате накопления знаний и опыта, получаемого непосредственно на контрольных мероприятиях, изучая результаты ревизий, осваивая опыт коллег, уже владеющих этой профессией».
Постепенно, через передачу накопленного опыта, через понимание настоящего смысла этой профессии, через самостоятельное выявление сложных финансовых нарушений, к ревизору приходит ощущение здорового азарта, как, возможно, одного из лучших способов мотивации, и появляется гордость за свою профессию.
Легко ли быть ревизором
В профессиональном сообществе существует такое понятие, как ревизорское чутье. Это умение выбрать наиболее уязвимые с точки зрения возможных нарушений финансовые операции объекта проверки, увидеть несостыковки, признаки отступлений от нормы, иногда даже на интуитивном уровне. Из личностных качеств у ревизоров на первое место выходят логика, внимание к мелочам и умение находить информацию, а главное – правильно ее анализировать.
При этом поиск информации для ревизора не ограничивается проверкой документов, для составления объективной картины важно уметь общаться с людьми — одним из важнейших источников информации для работников контрольно-ревизионных органов. И речь идет не только о сотрудниках учреждений, на которых ведется проверка, но и о специалистах, способных помочь ревизору установить истину, когда его знаний в той или иной области недостаточно. Ежегодно омские ревизоры выходят на десятки объектов разной направленности. Так, во время проверки использования субсидии в рамках реализации госпрограммы развития сельского хозяйства ревизоры УФК по Омской области привлекли специалистов-экспертов по использованию и охране земель Управления Росреестра по Омской области и сотрудников кафедры агрономии и агроинженерии Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина. Они помогли установить, что в ряде проверенных КФХ, получивших в 2017 году субсидии, для получения большей суммы средств господдержки фермеры завышали объемы обрабатываемых земель. Так, трое братьев-фермеров в одном из северных районов области заявили о проведении агротехнологических работ на площади 4585 га и получили в качестве субсидии значительный объем средств. В ходе проверки ревизоры с помощью привлеченных специалистов выявили, что фактически в собственности и в аренде у них имелось лишь 254,8 га, еще же 2470 га они обрабатывали, не имея никаких документов на заявленные земельные участки, 1860,2 га не обрабатывали вовсе. В результате сумма незаконно полученных ими средств составила несколько миллионов рублей.
Кроме того, хороший специалист должен уметь определять наиболее рискоемкие направления проверок. Это приходит с опытом, но в итоге существенно облегчает задачу и помогает быстрее и лучше решать задачи, не отвлекаясь на мелочи.
Ревизоры рассказывают, что иногда сотрудники проверяемых объектов пытаются запутать их, препятствуют работе самыми разными способами. Спокойно переносить неприязнь окружающих способен не каждый человек, поэтому работа ревизоров имеет повышенную сложность, требует наличия крепкой психики, а сам ревизор всегда должен быть сдержанным, тактичным и уравновешенным, независимо от психологического давления на него.
– Множество специалистов, пробуя себя в профессии ревизора, отказываются от нее. Часто это связано с моральными аспектами профессии, не все могут искать чужие нарушения и недостатки в работе, доказывать их, – отметил Виктор НОВОСИЛЬЦЕВ.
Работа ревизора сегодня не только собственно контрольные мероприятия. Сейчас те же специалисты занимаются в том числе предпроверочным анализом, оформлением и размещением на различных ресурсах результатов проверок, оформлением протоколов, возбуждением дел об административных правонарушениях и многим другим. Так что ревизоры – специалисты широкого профиля.
Карать или предупреждать?
То, что омские ревизоры лидируют в России по числу возбужденных уголовных дел, – это хорошо или плохо? 5-6 таких дел в год – это много или мало? В 2000 году, например, при 87 ревизорах в Омской области по результатам их проверок было возбуждено 70 уголовных дел. Статистика говорит, что попыток украсть бюджетные деньги становится меньше. Но почему именно у нас высок уровень возбуждения уголовных дел? Виктор НОВОСИЛЬЦЕВ считает, что дело все же в профессионализме специалистов по контролю и их коллег из правоохранительных органов, хотя профилактика правонарушений как тенденция крайне важна:
– Количество возбужденных уголовных дел – это не повод для особой радости. Мы – не карательный орган, и наша основная задача – это все-таки профилактика, предотвращение нарушений в бюджетной сфере. Но надо понимать, что для ревизора суть работы заключается именно в выявлении нарушений, а как раз самые серьезные из них сопряжены с ущербом для государства или злоупотреблениями должностных лиц и относятся к категории сложновыявляемых, латентных. Отсутствие вскрытых ревизорами фактов с признаками преступлений не всегда говорит о том, что в конкретных учреждениях или органах власти их нет. Возможно, это является следствием того, что какие-то нарушения в обращении с бюджетными средствами остались незамеченными. У нас заключены соглашения со всеми правоохранительными органами, мы регулярно взаимодействуем с ними как на стадии планирования, подготовки, так и непосредственно в момент проведения контрольных мероприятий. Но не всегда оперативные службы обладают достаточной информацией, и это объяснимо – ведь хищения бюджетных средств осуществляются зачастую очень узким кругом лиц и информация вовне просто не уходит. Именно поэтому на плечах ревизора лежит огромная ответственность, ведь какие-то вещи может увидеть и выявить только он. И каждый раз, завершая проверку, он должен быть уверен, что не оставил за спиной никаких скрытых правонарушений при использовании государственных средств.