Все рубрики
В Омске пятница, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,9500    € 110,4804

«Антарктика авантюр не прощает»

26 сентября 2019 11:15
0
2335

Капитан ЩЕРБАКОВ с командой не обещают, но делают все возможное. 

Ко дню выхода этого номера «КВ» кругосветное плавание яхты «Сибирь» продолжается ровно 80 дней. Экспедиция приурочена к двухсотлетию открытия Антарктиды экспедицией под руководством Беллинсгаузена и Лазарева, и ее главной задачей является повторение маршрута, пройденного российскими мореплавателями два века назад. В минувшую среду капитан Сергей ЩЕРБАКОВ и некоторые члены его команды, оказавшись в Омске, встретились с журналистами. «КВ» предлагает вниманию читателей фрагменты пресс-конференции.

Игорь ВЯТКИН. Члены экспедиции и мы, к ней причастные, мы не полярники. В большей степени мы ученые, а значит просветители. Проект под названием «Сибирь – Антарктика – Сибирь 2019-2020» помимо экспедиции включает в себя информационную часть, посвященную открытию Антарктиды, а также ее освоению в течение двухсот лет. Чтобы молодой человек заинтересовался той же Антарктикой, в идеале, необходимо встретиться с теми, кто там был: полярниками, учеными, путешественниками. Вот тогда включается механизм интереса, начинается «копание» в окружающей тебя информации. А включают механизм конкретные, живые люди при непосредственном общении, в ситуациях, подобной нашей. Это я к журналистам обращаюсь.

Сергей ЩЕРБАКОВ. Добавлю, что к задачам следует отнести общественную дипломатию, поддержку проживающих за рубежом соотечественников, а также продвижение нашего региона.

Маршрут

С.Щ. Речной этап экспедиции мы завершали в Салехарде. Затем плавание по Обской губе, Ямбург и остров Диксон. Остров является самой северной точкой маршрута. Именно там экспедиция, юридически, стартовала. Исходя из ее задач, что представляется важным? К антарктическому лету быть в Антарктике, близ Южного полюса, а к лету арктическому быть в Арктике, около Северного. Главное, чтобы по приходе мы не уперлись в лед. Поэтому в январе 2020-го должны быть на южной оконечности Южной же Америки, а в августе проходить через Берингов пролив. Если не уложимся — «вылетим» из сроков на год. Экспедиция завершится там же, на Диксоне, в августе – сентябре следующего года. А в октябре мы будем дома, в Омске.

Для тех, кто не знает: изначально поход планировался на яхте «Сила Сибири», однако в силу непреодолимых обстоятельств произошла замена судна. Следует отметить, что технические параметры и габариты «Сибири» гораздо скромнее.

С.Щ. Мы изменили маршрут экспедиции, сделав его короче. Обход Антарктиды пришлось убрать. Хотя «Сибирь» и является судном, пригодным для плаваний категории «ноль», но я не хочу подвергать опасности судно и экипаж. Во время одного из плаваний критичной для яхты стала волна в 10 метров. Яхта перевернулась. Сейчас такие волны ей по зубам, но в тех широтах не редкость и двадцатиметровые волны. Их мы не тянем. Стихия всегда даст шанс на спасение, но ведь им надо еще и воспользоваться. А когда вокруг никого на расстоянии тысяч морских миль… Антарктика авантюр не прощает, поэтому вместо обхода материка мы дважды пересекаем пролив Дрейка. Остальная часть маршрута, а также цель экспедиции и ее сроки остались неизменными. Домой возвращаемся по Тихому океану.

Морская болезнь

С.Щ. На сегодняшний день двое из постоянных членов экипажа не смогут продолжить участие в экспедиции. У Александра АЗАРОВА и Сергея ЛЕБЕДИНСКОГО проблемы со здоровьем: морская болезнь и прочее. В целом экипаж профессионально подготовлен и соответствует требованиям плавания категории «ноль», вот только по здоровью не у всех прошло. Возникли вопросы к экипажу при прохождении Балтики. Плавание проходило при сильных встречных ветрах, к которым он оказался не готов. Поэтому в будущем необходимо обращать особое внимание на физическую и психологическую подготовку экипажа. А возникшие проблемы я считаю рабочими моментами, обойтись без которых было невозможно.

Сергей ЛЕБЕДИНСКИЙ. Оказывается, морская болезнь – штука очень серьезная. Началась она после выхода в море. Не мог есть, пить, организм отторгал пищу и воду. Постоянно находился в полубредовом состоянии. В таком состоянии перестаешь нормально мыслить, мозг просто отключается. А последние сутки до города Киль я вообще не помню. Выходит, что море – не моя стихия. Если бы об этом на суше знать! Ничего, буду помогать на берегу, оказывая экспедиции информационную поддержку.

Авария

С.Щ. Это не менее важная работа, чем непосредственное участие в экспедиции. Можно ведь все сделать, но об этом никто знать не будет…. Что касается проблем, связанных с яхтой, то произошла, извините за выражение, авария. В самом начале, во время прохождения Северного морского пути, яхта побывала во льдах. На выходе из Обской губы они поцарапали нам корпус. Плюс шторма. В общем, был поврежден верхний слой обшивки, поэтому в Питере нам пришлось ремонтироваться. Но сейчас яхта как новенькая. Закрывая вопрос о проблемах, хочу сказать следующее: я не считаю, что с экспедицией происходит что-то необычное. Без сложностей в таких случаях не обходится, ведь условия плавания действительно экстремальные. Не выдерживают механизмы, бывает, что не выдерживают и люди. Но 25 сентября, в голландском Амстердаме, экспедиция будет в полном составе. Проблем технического характера также нет.

Категория «0»

С.Щ. Что за категория «ноль»? Поясняю: такие плавания осуществляются судном в неограниченном районе, иначе — во всех водоемах планеты, при определенных климатических условиях. Категория предусматривает способность парусника противостоять ветрам скоростью свыше 28 м/сек., расчетную высоту волны в 11 метров, а также температуру воздуха и забортной воды ниже +5 градусов. При указанных погодных и стихийных кондициях яхта способна самостоятельно, без посторонней помощи, преодолевать последствия серьезной аварии. 20 сентября, по нашему возвращении, экспедиция продолжится. В пятницу состоится встреча экипажа с соотечественниками и общественностью города Киль. Мы планируем неформальную встречу в кают-компании и экскурсию по кораблю. Это будет первое из запланированных мероприятий в рамках так называемой общественной дипломатии. На «европейском» участке экспедиции запланированы еще несколько таких встреч: в Амстердаме, французском Бресте и в одном из португальских городов, предположительно Кашкайше. А после выхода в Атлантику – на Канарских островах.

График

С.Щ. На сегодня отставание от графика составляет неделю. Это не много. При расчете времени прохождения Атлантики мы подстраховались, уменьшив среднюю скорость движения и увеличив предполагаемое время нахождения в портах. Это сделано для того, чтобы в непредвиденных ситуациях, как сейчас, можно было компенсировать отставание. В Атлантике нагоним! Самым сложным участком экспедиции я считают даже не трансатлантический переход в две тысячи миль, а прохождение упомянутого пролива Дрейка. Участок в 450 миль от архипелага Огненная земля до острова Ватерлоо, на котором расположена антарктическая станция «Беллинсгаузен». «Ревущие» сороковые широты! Там в циклонах скорость ветра достигает 50 метров в секунду, а о высоте волн я уже говорил. Поэтому для преодоления участка нам жизненно необходимо попасть в «окно» между циклонами. Повторюсь, пролив мы пересекаем дважды: туда и обратно. Признанным специалистом в его прохождении является мой товарищ Николай ЛИТАУ. Он туристов возит в Антарктиду, так, за четыре месяца, с декабря по март этого года, восемь раз пересекал пролив на яхте. Он имеет огромный опыт, которым я обязательно воспользуюсь. Кстати, пролив является чуть ли не самым «густонаселенным» местом в Антарктике. В этом смысле он безопасен, поскольку всегда можно надеяться на помощь. Если хочешь вызвать улыбку Бога — расскажи ему о своих планах. Нет, я не могу сказать, что в день двухсотлетия открытия Антарктиды на станции «Беллинсгаузен» будет поднят флаг России. Поймите, в каждую секунду плавания может произойти все, что угодно. К тому же моряки – люди суеверные… Но мы сделаем для этого все возможное. Как и для успешного окончания экспедиции. Но ее завершение – не конец проекта. Много работы предстоит после. Не вдаваясь в подробности, скажу, что завершится проект в октябре будущего года итоговой пресс-конференцией. В Москве, в главной редакции «Российской Газеты». Но об этом позже.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Книжный клуб: «Кроить карту Европы»

Плут, трус, герой и военный инженер

12 декабря 22:26
0
239

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.