Беглый взгляд на закупку электротранспорта.
24 августа пресс-служба омского облправительства сообщила о приобретении новых трамваев. Информация поступила после шестого Международного военно-технического форума «Армия-2020», в ходе которого губернатор Омской области Александр БУРКОВ и генеральный директор АО «Концерн «Уралвагонзавод» Александр ПОТАПОВ заключили соглашение. Глава региона заявил:
– Первым шагом реализации этого соглашения будет поставка корпорацией УВЗ в город Омск 24 трамваев. При этом я хочу подчеркнуть – на выгодных условиях. Стоимость контракта составляет 688 млн. рублей, но что важно – с пятилетней рассрочкой. Вот это настоящие партнерские отношения, на таких условиях новые современные трамваи мы в стране больше нигде получить не сможем.
Обнародовано также то, что компания реализует на территории Омска производство 40-футовых контейнеров – рефрижераторов, что даст региону новые рабочие места и налоговые отчисления в областной и муниципальный бюджеты.
Незамедлительно отреагировал в своем именном канале профессор ОмГУПС Сергей КОСТАРЕВ, не разделивший оптимизма уральца БУРКОВА:
– Поделил сумму контракта на количество трамваев... Задумался. Нам что, везут самые супер-пупер-современные низкопольные трамваи? Иначе как объяснить, что цена в два раза выше обычной цены нормального нового уральского трамвая? Меня удивила обоснованность именно таких трат. Я практически каждый день пользуюсь трамваями и примерно понимаю, какой уровень их комфорта в Омске. Его надо улучшать. При этом модернизированные подаренные трамваи из Москвы вполне комфортны для того качества путей, какое есть в Омске. Но затраты на них составляют единицы миллионов (с доставкой), что в разы меньше заявленных. Да и цена трамваев на рынке тоже очень сильно отличается друг от друга. В сети пишут – средняя цена нормального нового трамвая 15 млн. Дороже стоят низкопольные трамваи, но я не понимаю, зачем нам низкопольные, если инфраструктура для них не подходит. У нас и площадок нормальных на всем протяжении нет. В них все равно сложно будет попадать маломобильным гражданам. Вывод: надо было покупать более дешевые трамваи, а деньги вкладывать в инфраструктуру – модернизацию путей, оборудование остановок, строительство новых веток. Кстати, сам Екатеринбург покупает по 15 млн. рублей, а мы, видимо, очень богатые, что платим екатеринбуржцам по 30 млн. Зачем?
В комментариях к новости также проводились расчеты: «688 млн. за 24 штуки выходит один аж 30 млн. Пусть даже прибыль с поездки будет аж пять рублей – хотя, боюсь, понадобятся дотации с бюджета. Выходит, за пять лет (1825 дней) чтоб отбить 30 млн., при теоретически чистом доходе аж в пять рублей с поездки каждого человека, надо ежедневно перевозить на одном трамвае по 3 287 пассажиров!
По оценке Института проблем естественных монополий, сегодня 75% трамваев в России выпускает ПО «Транспортные системы», 15% – Усть-Катавский вагоностроительный завод, 10% – «Уралтрансмаш». К сожалению, ни один производитель железнодорожной техники в России не озвучивает публично прайс на свою продукцию, поэтому оценить конкурентоспособность в вопросе цены можно только после заключения контрактов. Оказалось, что КОСТАРЕВ прав. В 2018 году для обновления трамвайного парка Екатеринбурга (пять единиц) из муниципального бюджета было выделено 6 млн. руб., из областного – 71 млн. руб. При выборе моделей трамваев чиновники остановились на продукции как раз завода «Уралтрансмаш» корпорации «Уралвагонзавод». Таким образом, один вагон обошелся екатеринбуржцам 15,4 млн. за один вагон.
Коломна получила 21 такой же трамвай за 430,5 млн. руб. – то есть по 20,5 млн. за каждый. Казань купила 20 штук за 340 млн. рублей – по 17 млн. за вагон (правда, с учетом скидки 8 млн. рублей по программе субсидирования производителей электротранспорта правительством России). Усть-Катавский завод в прошлом году получил заказы на 35 современных трамваев стоимостью один млрд., то есть в среднем по 28,6 млн. за вагон – и снова пусть и незначительно, но дешевле, чем в нашем местном кейсе.