Омские фермеры сетуют на взлетевшие цены на удобрения, ГСМ и прочее.
31 марта в конференц-зале отеля «Ника» Ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств Омской области провела отчетное годовое собрание. Глава организации Иван БРИГЕРТ отметил, что хозяйствам было выделено грантов суммарно на 284 млн рублей – из них, например, 26 грантов на 118 млн рублей получили начинающие фермеры, шесть грантов на 84 млн получили семейные хозяйства, два гранта на развитие материально-технической базы кооперативов – 37 млн рублей. В рамках нацпрокта «Агростартап» из областного бюджета выделено 50 млн рублей на 17 грантов.
Проблем для обсуждения с чиновниками и совместной выработки позиций было предостаточно: повышение цен на удобрения, семена, топливо, запчасти и многое другое. БРИГЕРТ рассказал, что поднял эту тему на фермерском съезде накануне весеннего сева: пообщаться в Москве с сотнями профессиональных работников сельского хозяйства пришли депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, руководители Россельхозбанка, Росагролизинга и представители федеральных структур, связанных с аграрным бизнесом. Глава АККОР Омской области представил в столице свои платежные документы по оплате за минеральные удобрения: реальная цена для омского фермера выросла на 40%. Фермеры предложили правительству страны ввести экспортные пошлины на минудобрения и проработать комплексную поддержку отечественного сельского хозяйства.
С докладом выступил и министр сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай ДРОФА. В области 4,02 млн га пашен, в 2020 году посевная площадь была 2,848 га. На текущий день крестьянско-фермерские хозяйства возделывают более 45% посевной площади – 1,3 га. В общем соотношении КФХ принадлежит доля 49% в посеве зерновых, 46% – масличных культур, 24% – кормовых, 17% – картофеля и овощей. ДРОФА призвал фермеров активно включаться не только в растениеводство, но и животноводство. Доля КФХ в производстве молока в регионе – от 616 тыс. тонн – всего 5%. Мяса из 220 тыс. – 6,6 тыс.
Министр поведал о мерах поддержки фермеров: с 2016 по 2020 год 259 человек получили гранты на 1,13 млрд рублей. За эти годы КФХ региона создали 781 рабочее место, приобрели более 8 тыс. крупного рогатого скота, более 500 единиц сельхозтехники:
– Говоря в целом, 2020 год оказался довольно успешным для животноводства, хотя мы видим снижение и по мясу, и по птице, и по яйцу. С нашего рынка уходит «Омский бекон», Иртышская птицефабрика столкнулась с птичьим гриппом, более 1,5 голов было уничтожено. Но в молочном животноводстве благодаря крестьянско-фермерским хозяйствам произошло увеличение поголовья – приросли 200 коровами. Общая программа финансирования сельского хозяйства в прошлом году составила 3,5 млрд рублей – 1,9 млрд из областного бюджета, 1,6 из федерального. Поддержкой воспользовались 1 224 сельхозтоваропроизводителя. На развитие растениеводства было направлено 553 млн рублей, животноводства – 80 млн, на малые формы КФХ – 284 млн, стимулирование инвестиционной деятельности – 151 млн, страхование – 15 млн. В этом году общий бюджет снизился – 3,26 млрд рублей (1,634 – из федерального бюджета, 1,629 – из областного).
Чиновник предупредил, что год будет тяжелым, ведь, как и говорил БРИГЕРТ, себестоимость производства существенно выросла. Еще нюанс: в нашем регионе осенний запас влаги в почве составляет от 20 до 70% – недобор очевиден:
– Сейчас мы реализуем продукцию на 198 млрд рублей, из них 95 млрд – переработка, более 100 – производство сельхозяйственной продукции. Мы платим в консолидированный бюджет более 18 млрд рублей разных налогов. Что касается комплексного развития сельских территорий, поменялась практика, чтобы попасть в программы, нужно софинансирование не менее 5%. Понятно, что эти суммы не всегда подъемны для бюджета КФХ. Надо объединяться по пять-семь фермеров, складываться на проекты. Завтрашний день невозможен без кадрового потенциала. Надо создавать условия для обучения кадров, не надеяться на образовательные учреждения.
Спикер посетовал, что фермеры часто не проявляют инициативы к использованию научных инноваций, построению грамотных экономических моделей предприятий. Остро стоит вопрос логистики: свободных зарубежных рынков для поставок зерна, допустим, по словам ДРОФЫ, предостаточно, весь вопрос в доставке товара.
Парировал министру Николай ШАРКАНОВ (КФХ «Доверие» в Москаленском районе):
– Почему фермеры должны покупать все товары по мировым ценам – химикаты, удобрения, горючее, а продавать по внутренним ценам? Никто не возмутился, что правительство ввело пошлины. Захотел выходить за рубеж, на экспорт, субсидий уже нет.
ДРОФА отметил, что российское правительство снабжает субсидиями слабые, на его взгляд, места, и попросил перестать оправдывать свои экономические провалы отсутствием помощи. Он уверил, что Омская область на федеральном уровне выступала против увеличения цен на удобрения и даже обращалась по этому поводу в ФАС России:
– Мы мониторим и реагируем на все эти вещи, но не можем запретить заводам поднимать цены, это вне наших полномочий.
Фермеры предупредили, что при текущей ценовой политике банкротства многим хозяйствам не избежать, без федеральных квот никак не обойтись. При этом власти предпочитают поддерживать крупные хозяйства, игнорируя мелкие, которые и составляют основу сельского хозяйства.
Министр признал, что на монополистов практически невозможно повлиять. Впрочем частично вина за положение лежит и на самих фермерах, которые не заказывают заводам удобрения заранее, и те закладывают в мощности контракты с гигантскими предприятиями – в основном иностранными (на 90%), оставляя малый бизнес ни с чем. Желающим обеспечить себя удобрениями на 2022 год, надо искать контакт с производителями уже в сентябре 2021-го. На предложение фермеров писать письмо президенту РФ с просьбой повлиять на ситуацию ДРОФА добродушно усмехнулся: не думаете ли вы, что ПУТИН и вправду не в курсе происходящего? Чиновник подчеркнул, что фермерам следует начать с себя – как какой-нибудь профессиональный съезд, так площадка ломится от дорогущих автомобилей: может, эти миллионы следовало бы пустить на развитие своего бизнеса? Присутствующие, естественно, зароптали, а может, это чиновникам пересесть на железных коней попроще, ведь те куплены на наши общие налоги, а предприниматели как раз заработали все честно и самостоятельно? Впрочем министр миролюбиво с этим согласился.
Затем за кафедру вышел глава омского филиала Россельхозбанка Лев ЯНЕЕВ и рассказал, что за прошлый год он прокредитовал местных крестьян на сезонные работы и приобретение техники на сумму 1,357 млрд рублей. Ставки щадящие – ниже 5%. Всего розничных клиентов у банка 72 тыс., совокупный объем привлеченных вкладов (плюс облигации) – 14 млрд рублей. ЯНЕЕВ отметил, что Омская область вошла в топ-10 регионов по выдаче сельской ипотеки (1,8 млрд рублей, более 1000 кредитов). Банкир предложил создать фонд залогового имущества, чтобы он мог выступать поручителем по обязательствам хозяйствующих субъектов – это позволило бы привлекать инвестиции в регион. ДРОФА эту идею одобрил.
Следующим спикером был начальник Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области Николай САМБУРСКИЙ, который сообщил, что в регионе стоит на учете 54 612 единиц техники, в прошлом году техосмотр прошел 61% от них. Технически исправно порядка 70% аграрной техники. Часть ее выпадает из-за банального ухода с рынка КФХ: предприниматели забывают снимать машины с учета. САМБУРСКИЙ обратил внимание на то, что если этого не делать, технику нельзя продать, а также бизнесмену продолжат начислять налоги. С 1 ноября 2021 года на машины будут выдаваться электронные паспорта. При этом поставить на учет трактор, прицеп, комбайн, произведенные до 1995 года и ранее не зарегистрированные, будет уже невозможно.
Напоследок члены АККОР проголосовали все-таки за то, чтобы активно привлекать внимание к своему положению – от выступлений на страницах СМИ и заканчивая обращением к президенту страны.