Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Игнат ШЕСТАКОВ: «Даже видео не так полезно, как разбор ситуации столкновения поездов на макете»

20 января 2022 11:25
0
1860

Кандидат технических наук, доцент ОмГУПС Игнат ШЕСТАКОВ в начале 2021 года получил грант конкурса «УМНИК»

за разработку программно-аппаратного комплекса для проектирования и управления масштабными моделями железных дорог. Молодой ученый создал мечту моделистов всех стран. Что с помощью его ПО будет уметь макет железной дороги, он рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ИЛЬЧЕНКО.

– Игнат, какими моделями железных дорог вы занимаетесь?

– В мире принято несколько стандартов моделирования железных дорог, есть даже 1:2. Я работаю в самом распространенном масштабе 1:87. Он применяется и в образовательной среде, и любителями моделирования. А поскольку я по совместительству являюсь доцентом кафедры «Автоматика и телемеханика» ОмГУПС (это не основная моя работа), то планирую использовать модель в образовательных целях. Создание стендов для лабораторных работ – один из путей коммерциализации проекта. Второй вариант – это изготовление аппаратного обеспечения для макетов, которые находятся у увлеченных макетированием людей. Им тоже хочется, чтобы локомотивы ездили в правильном направлении, стрелки переводились, а светофоры меняли показания. Сейчас не существует единой системы, которая бы включала весь комплекс телемеханики для макетов железных дорог. Чаще на них есть лишь декоративные элементы, а не функциональные. Мне же хотелось создать интуитивно понятный конструктор, чтобы даже ребенок при помощи моего комплекса смог улучшить свой макет.

– Примерно какая стоимость ожидаетсяу вашего продукта?

– Программное обеспечение будет предлагаться бесплатно. На чем мы будем зарабатывать? Основным средством получения прибыли я вижу продажу модулей, которые совместимы с ПО, проектирование лабораторных стендов и разработку методического обеспечения к ним. Всего типовых модулей пять, и больше, скорее всего, не будет, подойдут они для любого макета железной дороги. Цена стандартного – около 2-2,5 тыс. рублей. На макете, который сейчас я собрал дома, используются 19 модулей разной стоимости. «Железо» пока производится в Китае и выходит доступным по цене. Тестовые модели уже прошли ходовые испытания. Кстати, у моей системы полностью отсутствуют провода, она работает по Wi-Fi. Это исключило использование дорогого оборудования.

– Кто ваша целевая аудитория?

– Сейчас я работаю с вузами. Веду переговоры с ОмГУПСом, потому что в железнодорожном колледже, который входит в структуру вуза, такого стенда нет, а потребность существует. Наглядные методические материалы – самые полезные. Важно не просто рассказать: «Ребята, у нас есть опасные «отказы», когда они случаются, поезда сталкиваются». И даже видео не так полезно, как разбор ситуации столкновения поездов на макете.

– Что собой представляют типовые модули, о которых вы говорите?

– Есть универсальный модуль управления объектами, он позволяет переводить стрелки на макете, включать светофоры. Есть модуль, который контролирует положение поездов, есть специализированный модуль разворотных петель и маленький модуль (размером с 10-рублевую монету), который встраивается в локомотивы, чтобы можно было ими управлять по беспроводному каналу.

– Как отнеслись к проекту члены жюри конкурса «УМНИК»?

– Их удивляло, что до сих пор никто ничего подобного не придумал. Но это именно так.

– Потенциальные заказчики уже интересовались, когда будут готовы образцы?

– Удивительно, но много заинтересованных нашлось в Казахстане, они готовы купить блоки. Некоторым в качестве развития проекта я предоставлю их бесплатно. Уже произвел пробную партию из 30 штук и за свой счет отправлю каждому по две «железки». В рамках бюджетирования «УМНИКА» – это небольшие деньги, а мне важно получить обратную связь.

– Это частные коллекционеры или сотрудники железнодорожных учебных заведений?

– Те, кто строит свои макеты и кому интересно улучшить их функциональность. Профильное сообщество в Республике Казахстан в сети составляет более тысячи человек. У них такие же железнодорожные системы, как у нас. Многих до сих пор мало заботит правдоподобность железнодорожных макетов, нужно ломать эту парадигму.

– Вы упомянули, что в вузе работаете только по совместительству. А какое у вас основное место работы?

– Инженер по системам автоматизации НПО «Мир». Мое основное образование – это системы железнодорожной автоматики и телемеханики. Я окончил ОмГУПС по этой специальности. В 2013 году писал диплом в железнодорожном отделении компании Siemens в Германии и ездил смотреть на самый большой в мире макет железных дорог в Гамбурге. Там впервые зародилась идея, которую представил на конкурс. Защитил кандидатскую диссертацию по железнодорожной тематике. Сейчас преподаю в вузе.

– Вы специализировались на немецких железных дорогах?

– Да, серьезно занимался адаптацией их систем в России. Но оказалось, наши климатические условия не подходят к применению подобной аппаратуры. А вообще Siemens планировал интеграцию своих систем на наших железных дорогах. Дело в том, что есть две разные парадигмы определения наличия поездов на участках железных дорог. В России применяются так называемые рельсовые цепи, когда поезд, въезжая на участок осями, замыкает электрическую цепь, а рельсы в это время играют роль проводов. Это позволяет нам контролировать целостность всей линии. Если вдруг на ней порыв, например, от холода рельс разломился, то российские системы позволяют это диагностировать и остановить поезд. Немецкие системы считают количество вошедших осей и вышедших. Они не контролируют целостность рельс. Советские системы более безопасны для России. Единственный участок, который у нас похож на зарубежную систему, – это высокоскоростной от Москвы до Красной Поляны. Как бы ни хвалили Европу, уровень безопасности железных дорог в России остается на высоком уровне, поэтому редко случаются аварии, связанные с неисправностью систем автоматики. В России чаще всего причина аварий – халатность.

– Почему выбралидля поступленияОмГУПС?

– Возможно, удивлю вас, но до того как в 2008 году сел в поезд и поехал учиться в ОмГУПС, никогда не видел железных дорог. Заболел темой в процессе обучения. Как попал в ОмГУПС? К нам в село Тагильское Каргапольского района Курганской области приехали специалисты вуза, которые предлагали целевое обучение по специальности «Автоматика и телемеханика». На ней, к сожалению, вечный недобор, поэтому подавляющее большинство студентов учатся по целевым. Из 90 человек на моем курсе был только один без него.

– Вы должны были отработать определенный срок?

– Да, в течение трех лет. Но на третьем курсе я женился и отказался от направления. Пришлось выплатить штрафные санкции. На железной дороге не работал, только проходил практику. По распределению должен был трудиться электромехаником на ст. Входная, но устроился в дочернее подразделение НПО «Мостовик» проектировать железные дороги.

– Успели поработать в «Мостовике»?!

– Великолепная организация. Жаль, что мы потеряли такого игрока. Там были интереснейшие, глобальные проекты. Я работал в «Мостовике» с 2013 по 2014 год. Устроился еще на пятом курсе. Проектировал системы железнодорожной автоматики для больших проектов. Мы делали пятистадийную программу реконструкции станции Новороссийск. Глобальный проект федерального уровня. Это было, наверное, лучшее время с точки зрения профессионального роста в области железнодорожной автоматики. Там нужно было заменить старую систему на новую, но таким образом, чтобы не прекращать движение на участке. После «Мостовика» я устроился на работу в НПО «Мир». Здесь у меня есть возможность много путешествовать. Мне кажется, в России и в Казахстане уже нет крупного города, где бы я не побывал. В этом году, например, ездил во Владивосток, в Ростов-на-Дону, в Воронеж и в Москву. Это не считая небольших городов.

– Длительные командировки?

– По-разному. В Воронеже мы 33 дня работали над большим проектом федеральной программы. Справились.

– Есть ли у вас хобби?

– Я играю на ударных инструментах. Дома имею установку Yamaha. Сейчас музицирую только для себя, хотя у меня есть музыкальное образование. Но большую часть моей жизни занимает ребенок, несколько часов в день провожу с дочерью. Ну и работа над проектом в рамках «УМНИКа» тоже требует времени и сил.

 

Игнат Валентинович ШЕСТАКОВ

кандидат технических наук, доцент ОмГУПС, инженер НПО «МИР».

Игнат ШЕСТАКОВ родился 10 февраля 1991 года в селе Тагильское Каргапольского района Курганской области. В 2008 году окончил школу и поступил в ОмГУПС. В 2013 году окончил вуз и поступил в аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию в 2017 году. С 2017 года работает старшим преподавателем в ОмГУПС. В декабре 2019 года стал доцентом кафедры «Автоматика и телемеханика» ОмГУПС. В 2013-2014 годах работал в дочернем подразделении НПО «Мостовик» инженером отдела автоматики телемеханики и связи. С 2014 года работает в НПО «Мир» инженером проектного отдела управления проектами.

Женат, воспитывает дочь.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.