За два года уголовных дел и жесткого контроля «Иртышское пароходство» сэкономило почти две тысячи тонн топлива.
В пятницу, 18 мая, состоялось годовое собрание акционеров АО «Иртышское пароходство». С отчетным докладом выступил руководитель управляющей компании акционерного общества Евгений КОРМЫШОВ.
Песок не востребован
Как он заявил, 2017 год в плане работы выдался тяжелым: «Основные причины – в стране продолжаются кризисные явления, и они усиливаются в газонефтяной отрасли. То, что эти явления связаны с санкциями, ни для кого уже не является секретом. В этой связи уменьшается объем груза предоставляемого к перевозкам. И, безусловно, это сказывается на деятельности нашего нефтеналивного в основном пароходства».
Для подготовки к навигации 2017 года пароходством было введено в эксплуатацию 37 единиц транспорта самоходного флота, 49 единиц несамоходного флота, два пассажирских судна, семь единиц вспомогательного флота, 6 плавкранов и 6 судов специального назначения: «Средний период эксплуатации этого флота составил 120 суток. Для предприятия 120 суток из 365 календарных дней в году – это крайне мало. Наша задача – увеличить срок эксплуатации в навигацию до 180 суток. Не может одна треть от календарного года кормить предприятие целый год».
За навигацию 2017 года пароходством было перевезено 572,5 тыс. т грузов, тогда как в 2016 году было 752,1 тыс. т. Грузооборот при этом снизился с 649,9 млн. ткм в 2016 году до 478,8 млн. ткм в 2017-м. Это связано с уменьшением объемов перевозок сухогрузов. В частности, в 2016 году в Тобольский речной порт было завезено 193 тыс. т песка, а в 2017-м – лишь 51 тыс. т, да и те до сих пор лежат в порту неиспользованными. Причина – закончилось строительство Запсибнефтехима, основного потребителя песка.
По сухогрузам в 2017 и 2016 годах перевозка песка в Тобольск была наиболее рентабельной работой: «Перевозка песка в Омске крайне неэффективна, мы ее проводили, только чтобы дать загрузку сухогрузным судам и их экипажам. Для общества она практически не приносит финансового результата».
Конкуренция в бассейне очень сильная. В прошедшем году конкуренты подобрали даже перевозку дров в Ямало-Ненецкий автономный округ. Впрочем, в 2017-м дрова просто вошли в общий тендер по поставке топливно-энергетических ресурсов для Ямалгосснаба, включая дизельное топливо, и этот большой контракт получил прямой конкурент «Иртышского пароходства» – Омтранснефтепродукт.
Что касается наливных грузов, то, несмотря на кризис, их объемы все же увеличились со 113 тыс. т в 2016 году до 117 тыс. т в 2017-м. Но только за счет появления новых заказчиков. Старые – например, Хатангский морской торговый порт – объемы снизили.
Второе дно
В целом выручка за 2017 году составила 813,6 млн. руб. против 830,8 млн. руб. годом ранее. Соответственно уменьшилась и чистая прибыль: 32,3 млн. руб. против 115,6 млн 2016 года.
Вся прибыль будет направлена на модернизацию судов. С 1 января 2018 года запрещено эксплуатировать «Лена-нефть» с одним дном. Все они для более полной экологической безопасности должны быть двухкорпусные.
Об этой дате было известно еще лет 10 назад. И все судоходные компании интенсивно модернизировали флот. Все – кроме Иртышского пароходства. Предыдущие собственники направляли десятки миллионов рублей на дивиденды, которые в основном сами и получали, как основные владельцы. В отдельные годы на дивиденды направлялись средства большие, чем была чистая прибыль ИРП за год. То есть деньги просто выкачивались из предприятия в соответствующие карманы. КОРМЫШОВ об этом сказал мягко: «Мы продолжаем пожинать плоды прошлых лет, когда не вкладывались нормальные средства в модернизацию, и теперь вынуждены делать это ускоренными темпами». Иван ЯНОВСКИЙ и его последователи на собрании прямо не назывались, но явно подразумевались.
Так как пятилетку в три года (Межрегионфлот пришел к управлению в 2018 году), по его словам, можно было исполнить только в советское время, когда ресурсы никто не считал, в текущем году три однопалубные «Лена-нефти» (суда, которые дают приличную часть доходов) остались на приколе.
Хищения
Увеличение фонда оплаты труда составило в 2017 году 25 млн. руб. В результате средняя зарплата выросла с 36 244 до 39 169 руб. в 2017-м.
По словам Евгения КОРМЫШОВА, «одной из целей было – наконец-то отучить людей компенсировать отсутствующие законные доходы незаконными доходами от продажи краденого топлива».
В предыдущие годы это действительно стало бичом для пароходства: зарплата была невысока, поэтому немало капитанов подрабатывали продажей сэкономленного топлива на сторону.
Напомним, что в июле 2017-го на два года колонии был осужден капитан «Иртышского пароходства» Анатолий КОВАЛЕВ, обвиняемый по статье 160 ч. 4 (хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере) УК РФ с учетом ст. 33 ч. 3 (лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ими).
По версии следователей, с июня по август 2016 года группа из 12 человек неоднократно воровала в своей компании дизельное топливо, причинив акционерному обществу ущерб на общую сумму 1,22 млн рублей: «Хищение осуществлялось путем внесения ложных сведений в документы первичного учета путем завышения фактического значения выданного дизельного топлива несамоходным судам на «Бункербазе-53».
Сам КОВАЛЕВ пояснил на суде, что «капитаны судов на протяжении многих лет, занимались реализацией сэкономленного топлива, о чем он пояснял в ходе предварительного расследования». Три приговора, включая КОВАЛЕВА, уже вступили в законную силу. Еще пять ожидают апелляции в областном суде.
Как заявил на годовом собрании КОРМЫШОВ, «когда мы пришли к управлению, на собрании коллектива в присутствии всех капитанов я предупредил: если не прекратятся хищения топлива, мы будем прибегать к самым жестким мерам. Я говорил, что хищения топлива – это обыкновенное воровство. Почему-то никто не возмущается, что человек пришел в универмаг и украл костюм с витрины – его посадят. Но, воруя на миллионы рублей топливо, почему-то все считали, что это законный заработок. Люди к сожалению, после долгих лет безнаказанного воровства мне не поверили. И настолько нахально продолжался процесс кражи, что даже пойманные с поличным спустя две недели попадались вновь. Это привело к тому, что хищениями занялись правоохранительные органы. Прошел громкий судебный процесс, в результате чего были осужденные, в том числе на реальные сроки.
Это было вызывающе, когда на Севере, в районе Салехарда, говорили, что частные судоходные компании никогда не приобретают законного топлива – все уверены, что купят его на танкерах Иртышского пароходства. Надеюсь, что такое позорное пятно будет навсегда смыто с противоядием».
В итоге, по его словам, в 2016-м расход топлива составил 6 856 т, в 2017-м – 4 924 т: «Я отношу это только к одному: большая часть этого сверхнормативного топлива – это были хищения. Это была устоявшаяся укоренившаяся практика».
Впрочем, далее он же выразил озабоченность: «В Иртышском пароходстве в отличие от Обь-Иртышского и других компаний, которыми управляем, мы неожиданно почувствовали колоссальное сопротивление со стороны некоторых работников на установление оборудования по контролю расходования топлива. Приводятся всякие причины: отсутствие времени, отсутствие оборудования, только чтобы не устанавливать оборудование по контролю за расходом топлива. А установленное оборудование частенько в кавычках «ломалось». Но эту тенденцию мы переламываем. В этом году последнее судно оборудуем системой расхода топлива».
Ранее в полном виде статью можно было прочитать только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 23 мая 2018 года