«Сейчас ниша пошива мужского костюма в Сибири свободна, мы монополисты. К нам приезжают из Тюмени, Кургана, Новосибирска, Екатеринбурга».
В декабре 2019-го на базе Агентства развития и инвестиций Омской области прошел форум «Траектория развития. Омск — 2020». Хэдлайнером мероприятия стал столичный эксперт, совладелец четырех компаний, автор книги «88 креативных идей на миллион», основатель школ кросс-маркетинга и Growth Hacking Владислав БЕРМУДА. Среди других выступающих можно было отметить бывшего радио- и телеведущего, а ныне совладелеца омского магазина-ателье по пошиву мужской одежды «Залесов и Скок» Романа ЗАЛЕСОВА:
— 10 ноября нашей марке исполнилось 7 лет. Основная наша продукция – костюмы и рубашки по индивидуальным меркам. Специализируемся мы на классике, но есть и нестандартные заказы – пальто, джинсы, неформальные рубашки. Наш бизнес про качество и про сервис.
Дело родилось, когда я вернулся после учебы из Праги, поработал на радио «Сибирь» и 12 канале. Когда встал вопрос о том, чем заниматься дальше, искал свободную нишу, хотел открыть свой хостел, кафе. Но была личная загвоздка: я оставил всю свою одежду в Чехии, приехав в одних штанах и футболке, мне нужно было одеться. А фигура у меня нестандартная – руки длинные. Вспомнил, что когда играл в КВН, мне часто шили форму на заказ. Мы с Юлией СКОК (сейчас она МАКАРОВА и находится в декретном отпуске, делегировав мне представительские функции) первоначально шили сами. А сейчас «Залесов и Скок» – самое крупное в России ателье по пошиву мужской одежды.
Наш основной и якорный продукт с 2012 года и до сих пор – это черная завязывающаяся бабочка. Большинство аналогов в магазинах, даже выполненных на заказ, имеют застежки, липучки, кнопочки. Но классическая бабочка, как у Джеймса Бонда, выглядит бесподобно. Да, она завязывается тяжело, но всем купившим аксессуар у нас мы дарим мастер-класс по ее надеванию. Продали уже тысячи бабочек. Нет ничего круче, чем в конце фуршета развязать ее и показать, что она настоящая.
Дело с бабочками пошло, и нас стали спрашивать, когда к ним начнут прилагаться классные рубашки. Стали шить их. А затем расширили линейку аксессуаров – сейчас у нас есть и галстуки, и платочки, и шарфики, и подтяжки, а скоро привезем португальские носки и будем одевать мужчин в буквальном смысле с ног до головы.
Мы сразу выбрали для работы только лучшие материалы – английская и итальянская шерсть для пальто, для рубашек – итальянская или швейцарская ткань. Сервис соответствующий: было бы странно работать с таким высококачественным сырьем и общаться с клиентами через губу. Мы с Юлей лично сопровождаем каждый заказ, от душевного приветствия с чашечкой кофе до сдачи готового заказа.
Как бы пафосно это ни звучало, мы стараемся сделать этот мир немного красивее. Важно, чтобы костюмчик сидел, ткань и пуговички были приятные на вид, и петельки, в которые эти пуговички застегиваются, и воротничок необычной формы. Инициалы, кстати, тоже можем вышить где угодно. Один наш клиент уже в ходе примерки пожелал, чтобы на обратной стороне воротничка мы вышили его девиз. Можем также создать рубашку на основе той, которую нам представил клиент – разобрать, перенести на бумагу и откорректировать.
В 2017 году мы очень жестко хэдхантили мастеров, пытаясь выяснить, кто в состоянии хотя бы просто сшить мужские брюки. Обзванивали омские ателье, но в ответ слышали что-то невнятное: «Дааа, мы можем, но купите сами ткань, фурнитуру, привезите нам, а там посмотрим». Представить себе не могу, чтобы мы так отвечали своим потенциальным клиентам, мы ведем их от и до.
Если мастер допустил промашку, забыл, например, вытащить иголку из брюк, мы даем скидку на следующий заказ, дарим платочек или какую-нибудь преференцию. У производителя тоже может быть какой-нибудь дефект – эти риски мы тоже берем на себя. Допустим, есть рубашки, в составе которых есть кашемир, их нельзя стирать при температуре выше 30 градусов. Мы их обязательно пропариваем, но если клиент все-таки нарушил технологию стирки, то мы ему это компенсируем. Лишь бы клиент остался доволен.
Разумеется, больше всего нам приносит денег классический мужской костюм. Клиент сам выбирает конфигурацию карманов, цвет подклада и прочее. Материалы едут со всех концов света. Затем садим костюм по фигуре, стремясь к идеалу. Мерок можем делать больше стандартных двух раз – три-четыре-пять. К чести нашего предприятия, замечу, что ни одного возврата за семь лет у нас не было.
Кризис ударил по нам довольно сильно. Если в 2014 году себестоимость костюма была около 20 тысяч рублей, то сейчас она вполне может доходить до 50-60 тысяч. Шьем примерно 10 костюмов в месяц и 30–35 рубашек.
Сейчас ниша пошива мужского костюма в Сибири свободна, мы монополисты. К нам приезжают из Тюмени, Кургана, Новосибирска, Екатеринбурга – по этим лекалам потом можно спокойно обновить гардероб. Плюс для нас, как единственных участников рынка, – мы диктуем условия, но минус... в отсутствии конкурентов. Мы бы хотели их иметь. Проблема в том, что деньги в этом бизнесе очень длинные: первые три года мы с Юлей вообще не платили себе зарплату, брали себе деньги только на самое насущное – связь, бензин, питание.
Масштабироваться в нашей отрасли очень сложно потому, что в ней все решает закройщик, – он контролирует весь процесс изготовления. У нас в ходу поговорка: три портных – четыре мнения. Двух одинаково работающих закройщиков быть не может, даже если мы подробно объясним, как все делают в нашей компании. И если мы откроем филиал, наберем исполнителей и закройщика, рано или поздно все равно получим костюмы не от «Залесова и Скок», это будет совсем иной продукт. Мы можем практиковать только выездные сессии. В начале следующего года проведем такую в Новосибирске, там накопилась критическая масса клиентов. Прямо на месте будем набирать заказы и проводить примерки. Такой сценарий позволит нам контролировать качество исполнения.
Существует категория «душных» клиентов, которые сами не знают, что хотят. Им невозможно угодить. Брюки нужны зауженные, но в которых удобно. Рубашка приталенная, но чтоб не тесно. А если свободная, то чтоб не была похожа на пузырь или парус. Приходится искать компромиссы.
Самым сложным моментом в нашем бизнесе был разрыв с Юлей. Не секрет, что начинали мы как пара, но потом расстались. Разрыв после трех лет отношений тяжело отразился на наших мастерах и работе в целом. Три месяца мы переживали шторм и бурю, но потом все выровнялось. Сейчас между нами абсолютный штиль, у каждого из нас своя личная жизнь, мы исключительно деловые партнеры. Уверен, это было правильное решение.
Сегодня в 8.30 мне позвонил Александр БУРКОВ, вспомнивший, что послезавтра у него губернаторский бал. Год назад мы шили ему смокинг, но он похудел на шесть килограмм, ему нужно ушить брюки. Мы были у него в кабинете уже через 40 минут после звонка вместе с закройщиком, моментально снявшим мерки. Брюки мы забрали и послезавтра отвезем готовые уже прямо на мероприятие.
Ранее текст был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 декабря 2019 года.
Фото @ ВКонтакте Романа ЗАЛЕСОВА