Как сбить корону у вируса? Этим вопросом занимаются медики. А банки помогают местному бизнесу, борющемуся с последствиями пандемии. Региональный управляющий операционным офисом «Омский» Альфа-Банка Павел ГИМБАТОВ рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ, что на повестке дня и на какую поддержку вправе рассчитывать омские бизнесмены.
– Предлагаю начать не с болезненного. Именно сейчас банки подводят итоги прошлого года. Каким 2019-й был для вас?
– Если говорить о показателях, то все свои задачи мы выполнили: выросло количество частных клиентов на 7% и составило 109 тыс., до 33 тыс. увеличилось число зарплатных карт, выдано кредитов наличными на сумму 3,2 млрд рублей, портфель остатков по физлицам – более 10 млрд рублей. База клиентов малого и среднего предпринимательства также выросла на 20% относительно прошлого года. В прошлом году мы активно развивали для нас новое направление – работа с бюджетной сферой. Мы вошли в число кредиторов городской и областной администраций. Наша чистая прибыль составила более 1,3 млрд рублей.
– Что пришлось изменить в работе?
– Главный тренд прошлого и нынешнего года – технологии. Клиентам нужен качественный технологический сервис – они должны получать одинаковый сервис и онлайн, и офлайн. Например, перед запуском ипотечного направления мы тщательно тестировали оформление сделок онлайн. Практика показала, что это полностью оправдало себя – сейчас получить ипотеку можно, не выходя из дома: отправить заявку, прикрепив к ней сканы документов и все. По сути, заемщик только один раз посещает банк – подписать договор. Предодобренные решения важны и для бизнеса. Мы в состоянии проанализировать бизнес клиента по оборотам в нашем банке и через другие открытые источники. После этого клиент получит необходимый ему продукт, который позволит ему развивать компанию, а не думать, как платить по еще одному кредиту.
– А вы ощущали надвигающийся кризис? Мне кажется, первые звоночки были слышны уже в ноябре, как минимум.
– Мы всегда действуем на шаг впереди. Но заметили, что для большинства компаний это стало неожиданностью, так как бдительность была усыплена относительным благополучием. Теперь компании более консервативно подходят к моделям своего развития. Само собой, мы – вне зависимости, кризисное это время или нет – всегда даем советы на эту тему. Что же касается клиентов физических лиц, то они оказались наиболее подготовленными к такой ситуации. Опыт 2014 года научил людей не бежать к банкоматам, снимая всю наличку, не покупать валюту, когда она переоценена, не закрывать вклады.
– По вашим оценкам, нынешний кризис будет тяжелее 2008-го или 2014-го?
– Мы имеем дело с наложением целого ряда факторов на экономическое положение. Играет роль и волатильность нефтяных ресурсов, и пандемия. Конечно, малый бизнес как наименее защищенный, не обладающий ощутимой финансовой подушкой и внушительными активами, пострадает больше всего. Поэтому мы уже протянули этому сегменту руку помощи – омичи активно обращаются за рефинансированием кредитов, реструктуризацией долгов. Помимо федеральных программ у нас есть и собственные. Пик заявок ожидаем после майских праздников, когда предприниматели потихоньку начнут оправляться от самоизоляции,если режим не продлят, разумеется. Среднему бизнесу тоже помогаем, но там решения принимаются в индивидуальном порядке.
– Много было отказов на заявки по рефинансированию?
– По федеральным программам их было больше, потому что требования более жесткие. У нас из 57 заявок от малого бизнеса 40 уже одобрены. Падение выручки наблюдается у всех, так что, повторюсь, мы ждем бОльшей части заявок в мае. Около 50 заявок в работе у нас на получение зарплатного кредита.
– Вам пришлось скорректировать свои планы на год в связи с происходящим?
– Пока нет. Скорректировать пришлось лишь свою модель поведения. Сейчас активно работаем с заявками на кредитные каникулы. Кстати, мы работаем в полную силу, покуда некоторые банки «свернулись» до работы только дежурных отделений – у нас трудятся все офисы. Они оборудованы щитами, сотрудники снабжены санитайзерами, средствами индивидуальной защиты. 30% сотрудников переведены на дистанционную работу без ущерба качеству работы.
– То есть без проблем справитесь с повышенными обязательствами?
– Естественно. Более того, мы пошли на упредительные меры. Для миллионов наших клиентов мы на три месяца обнулили минимальный платеж на сумму основного долга по кредиткам. Клиенты, у которых не было просрочек, теперь платят только проценты. По кредиту наличными мы предлагаем снижение платежа в среднем на 20%. Также многие клиенты, которым это действительно нужно, могут воспользоваться программой «Кредитный карантин» и на некоторое время снизить свою кредитную нагрузку. По ипотеке у нас портфель пока небольшой, поэтому обращений по ипотечным каникулам очень мало. Но мы участвуем в госпрограмме 6,5. Ее, как и все остальное, тоже можно оформить дистанционно: не нужны заверенные копии 2-НДФЛ и трудовой книжки, достаточно отправить выписку из ПФР или выписку по зарплатному счету, сформированную в мобильном или интернет-банке. Также банк принимает к рассмотрению справку 2-НДФЛ с цифровой подписью и электронную трудовую книжку. Для малого бизнеса также разработан свой пакет коронакризисных мер: бесплатное расчетно-кассовое обслуживание, повышенные кэшбэки по корпоративным картам, кредитные каникулы. Также не стоит забывать, что банк подписал соглашения с Банком России, Министерством экономического развития и ВЭБом об участии в государственной программе кредитования на выплату заработной платы для малого и микробизнеса и индивидуальных предпринимателей. Кредиты первым компаниям уже выданы.
– В целом как изменился поток клиентов?
– Клиентов в офисах стало меньше, многие стараются соблюдать самоизоляцию. Также поток клиентов снизился и у продуктовых супермаркетов (наши клиенты) – количество покупок сократилось, но вырос средний чек. По-видимому, омичи основательно закупаются, реже посещая магазины. Чаще прибегают горожане и к услугам доставки. Пока все находится на этапе плато. Просядет рынок или все-таки начнет восстанавливаться, станет ясно в конце мая. Пока прогнозировать еще рано, я не хочу заниматься неблагодарным делом.
– Каков расклад по наличному и безналичному расчету?
– Примерно 50 на 50. Комиссия по эквайрингу снижена до 1%, поэтому ждем всплеск безналичных расчетов. Активно развивается интернет-доставка, онлайн-торговля.
– Что будет с банковским рынком?
– Многое будет зависеть от политики ЦБ РФ. Давление на банковскую систему будет серьезным, разумеется. Уязвимыми окажутся небольшие региональные банки.
– Вы действительно не сможете зарабатывать на программах поддержки, как в этом уверяет нас регулятор?
– Конечно. Цель этих программ – сохранить российский бизнес. Мы ведь продолжим осуществлять текущие расчетные и кредитные операции, с которых мы, как правило, и зарабатывали. Просто, как писал Льюис Кэролл, нам теперь приходится бежать в два раза быстрее, чтобы не оставаться на месте.
Фото © Альфа-Банк (АО)