Как видят общественные пространства чиновники, бизнесмены и омичи.
24 ноября в пресс-студии МКР-Медиа говорили об общественных пространствах в Омске. Как выяснилось, представления о них у всех участников разные.
В «Парк на Кольцевой» вложат более 20 млн. рублей
По видеоконференцсвязи со студией общался директор ООО «Альянсстрой» Павел ОРКИШ. Он коротко рассказал про созданный его компанией «Парк на Кольцевой», который открылся этим летом недалеко от садового центра «Белая Орхидея» на ул. Березовой. Площадь парка – почти 10 тыс. кв. м. На его территории расположены беседки, мангальные зоны, пешеходные дорожки, футбольное поле и теннисный корт.
— Идея существовала давно, но, видимо, пандемия дала толчок. Мы начали действовать, когда поняли, что потеряем часть доходов в связи с тем, что закрылись какие-то заведения и усложнилось ведение бизнеса. Открытая площадка – это было то, что не запрещено. Люди на открытом воздухе отвлеклись от проблем. Мы поняли, что движемся в правильном направлении и стали интенсивно финансировать проект. В будущем году мы создадим открытый творческий парк, где будет пляжная зона, – ответил на вопросы Павел ОРКИШ.
Он пояснил, что в «Парк на Кольцевой» уже инвестировано около 7 млн. рублей, а в следующем году предполагаются более солидные вложения – порядка 20-25 млн. рублей. Зимой в парке будут работать каток, горка, зимний аттракцион «Бублик-кросс». Намерены организаторы сделать и горячее питание, включающее глинтвейн.
— Посещаемостью мы довольны, – пояснил Павел ОРКИШ. – Рядом много жилых массивов. Людям из них деваться особо некуда. Мы сейчас свою миссию видим в том, чтобы дать омичам возможность выйти на улицу и не запачкать ног. Хочу подчеркнуть: у нас пространство, открытое для всех, мы не ввели платное посещение.
Как создавался «Камергерский переулок»
Кроме Павла ОРКИША в пресс-конференции участвовали и другие представители бизнеса. Директор по маркетингу сети Skuratov Coffee Мария БОРЦОВА рассказала, как создавалось общественное пространство «Камергерский переулок», какие у организаторов изначально были цели, как удалось совместить в одном месте много разных точек общепита.
— Там уже существовал бар «Свое место», мы решили открыть кофейню с обжарочным производством. К нам подключились еще два проекта – пивоварня и винный бар. Поняли, что будем дополнять друг друга, а не конкурировать, что наши меню не будут пересекаться, что меню проектов, которые будут туда въезжать, должны не дублировать существующие концепции, а их дополнять. Здорово делать что-то вместе с людьми, с которыми вы похожи, разделяете современный взгляд на жизнь, – поделилась Мария БОРЦОВА.
Она пояснила, что название «Камергерский переулок» изначально хотели заменить:
— Недавно ехала с таксистом. Он до сих пор думает, что это историческое название переулка. На самом деле топоним появился в 2000-х годах, когда зарегистрировали торговую галерею. Поскольку владельцы помещений часто бывают в Москве, наверное, для них был ориентиром тот самый настоящий Камергерский переулок, где интересная жизнь. Нам, поскольку мы чуть-чуть другое поколение, хотелось чего-то нового. Мы хотели свое место, со своим новым названием. Но потом поняли: то, что въелось в городскую культуру, бессмысленно менять.
Общественное пространство в «Камергерском переулке» начали организовывать с вечеринок, на которых выступали музыканты, выставок современного искусства, урбанистических лекториев, фестивалей и других мероприятий.
«Мы не хотим быть просто торговыми центрами»
Руководитель отдела по улучшению посетительского опыта ТЦ «Мега Омск» Нина ПРОСЕЛКОВА рассказала об изучении общественного мнения, которое они доверили проекту «Город решает».
— Решение провести такое исследование связано прежде всего с изменением в стратегии нашей компании. Мы не хотим больше быть просто торговыми центрами и выполнять исключительно их функцию. Наша компания приняла стратегию – место для встреч. Хотим сочетать в себе различные функции, удовлетворять потребности людей в самом широком смысле и быть так называемым «третьим местом», – рассказала Нина ПРОСЕЛКОВА. – Понимаем, что должны вслед за изменением стратегии меняться, поэтому решили провести такое исследование и понять, каким же образом видят нас люди, как оценивают текущее пространство, какие у них есть желания, видения. Это нам позволит определить вектор движения.
Развенчание омских мифов
Создатели «Проекта М. Перезапуск омской подземки» – заведующий организационным сектором музея им. М. А. Врубеля Ирина ГАВРИЛЕНКО и продюсер, телерадиоведущий, блогер Иван ПРИТУЛЯК рассказали о своем проекте, который был запущен в 2019 году и реализуется в метропереходе «Библиотека им. Пушкина».
— Мы привыкли, что музеи – это закрытая институция, внутри она хранит смыслы и выпускает их в виде выставок, лекционных циклов и прочего, – отметила Ирина ГАВРИЛЕНКО. – Нам хотелось вывернуть эту историю наизнанку. Мы не можем фонды показывать в общественном пространстве. Это связано с сохранностью. Тем не менее нужно было место для презентации современного искусства. И у нас внезапно появилась идея уйти под землю. В подземных переходах нет ветра, сырости, дождя.
Метропереход оказался идеальной точкой для реализации проекта – просторный, светлый, в центре города, с высокой проходимостью.
— Я не уверен, что какая-либо из существующих провинциальных галерей (не беру Москву и Санкт-Петербург) может похвастаться, что в день по ней проходит порядка 12 тысяч человек. Именно столько людей бывает в метропереходе, по нашим предварительным замерам. Искусство подстерегает омичей там, где они этого меньше всего ожидают. Но наша цель была не искусство ради искусства. Отнюдь, – пояснил Иван ПРИТУЛЯК. –Суть городского проекта – вернуть омичам те позитивные смыслы, на которые они могут опираться.
Организаторы начали искать в историческом наследии города темы, которые позволят омичу почувствовать себя гордым и увидеть связь с прошлым. Первая выставка была посвящена известному садоводу Павлу Комиссарову, до нее многие связывали его имя только с остановкой «Сад Комиссарова». После выставки ситуация изменилась.
Сейчас в метропереходе размещена вторая выставка «На пути миграции». «Она посвящена людям, которые родились в Омске, бывали в Омске, уехали из Омска. Это естественный, нормальный процесс. Люди мигрируют так же, как птицы созданы для полета», – уверен Иван ПРИТУЛЯК.
— Когда создавали проект, точкой опоры, от которой мы отталкивались, были негативные мифы, – пояснила Ирина ГАВРИЛЕНКО. – Про Омск существует масса негативных мифов, и выставка «На пути миграции», по сути, про два. Первый – «Не пытайтесь покинуть Омск». На что мы отвечаем: «А почему нет? Можно уезжать, возвращаться. Это нормально». И второй миф – омская птица. Это то самое изображение, которое создал немецкий художник Хайко МЮЛЛЕР. Нам стало обидно, ведь у нас здесь столько классных птиц.
Естественно, находятся и те, кому проект не нравится. Иван ПРИТУЛЯК рассказал, как реагирует на негатив:
— Мы знали, что сначала искупаемся в фекалиях. Это не проблема тех людей, которые так пишут. Их проблема в том, что они не вчитываются и не вдумываются в суть. Моя задача – работать с пиаром, я отслеживаю омские паблики и вступаю в диалог с каждым, кто написал что-то негативное. Объясняю, чем занимаемся. И как только человек понимает, что проект, во-первых, не на бюджетные деньги, во-вторых, не имеет целью отмыв, распил и откат, в-третьих, над ним работают люди, которые более-менее понимают в искусстве и известные за пределами города, их реакция становится резко противоположной. Они говорят: «Как круто». Спрашиваю: а как можно сделать лучше? «Нет-нет, ребята, все круто, я теперь понял, про что это. Вы молодцы».
Министерская точка зрения
Еще одна участница пресс-конференции замминистра культуры Омской области Анна СТАТВА заметила, что многие весьма узко воспринимают общественное пространство:
— Думают, что речь идет только о благоустройстве – хорошие лавочки, озеленение и т. д. Но на самом деле общественное пространство несет в себе определенные смыслы и ими его наполняют люди. Без людей, без созидательной деятельности они смысла не имеют. Поэтому наша задача в том, чтобы наполнить их этими смыслами. И первое пространство, которое мы начали осваивать, – это наш любимый Любинский проспект. Улица была отреставрирована к 300-летию Омска, но там ничего не происходило. Наша задача стояла в том, чтобы это место стало той самой точкой соприкосновения и диалога.
Она рассказала, что сначала в работе над проектом были сложности, поскольку люди склонны не принимать все новое. Решало проблемы Министерство культуры при помощи вовлечения в деятельность всех участников пространства, в том числе и бизнеса.
— Быстрая приживаемость произошла за счет вовлеченности всех, потому что делать какой-то проект, отодвигая кого-либо от участия в нем, – «Мы сами сделаем, мы знаем, как нужно, а вы постойте в стороне, мы вам причиним сейчас добро» – это неправильно. Суть всех общественных пространств в совместной созидательной деятельности, – настаивает замминистра культуры.
Когда под конец пресс-конференции участников спросили, какие общественные пространства за пределами Омска в последнее время им понравились, Анна СТАТВА призналась, что впечатлена Красноярском, где не была 11 лет:
— Для меня было открытием, насколько изменился город и сколько новых пространств создано. Это и замечательная набережная Енисея, и остров Татышев, и экопарк «Гремячая грива», в который я просто влюбилась. Мне хочется, чтобы у нас тоже были места, ориентированные на занятия спортом и активным отдыхом, потому что это лично мне близко. Я понимаю, сколько людей в городе занимаются и сколько могли бы еще вовлекаться в эту активную деятельность, если были бы созданы соответствующие условия. За последние три года за счет благоустройства территории посещаемость национального парка «Столбы» увеличилась с 300 тыс. до 1,1 млн. человек в год. Этот сибирский город на данный момент для меня является образцом общественного пространства.
Общественные пространства на пустырях и в шаговой доступности
По представлению руководителя проекта «Город решает», профессора ОмГУПС Сергея КОСТАРЕВА, главное в общественном пространстве – чтобы территория была доступна всем: «Принципиально, что попасть на него может любой, кто захочет. И это часто вызывает конфликты и непонимания. Иногда происходит столкновение интересов: кому-то хочется машину поставить, кто-то желает песочницу, кто-то заботится о здоровье и мечтает, чтобы все было озеленено, а кто-то хочет рядом магазин. Международная практика показывает, что всегда можно найти компромисс».
— Мне нравятся зеленые заброшенные места. Это не значит, что я требую, чтобы каждое общественное пространство было таким. Но оно должно быть в городе, я должен знать, куда мне поехать, – признался профессор и продолжил: – Кому-то, напротив, нравится все переобустроенное, в граните, цветах, газонах. Пожалуйста, такое пространство должно быть. Но чтобы не было противоречий и обид, нужна технология обсуждения, а потом уже решений, которая нами реализуется.
Сергей КОСТАРЕВ пояснил, что сейчас в Омске 0,8% природных территорий, при том что норма – 30-40%. Для сравнения он привел данные Екатеринбурга, там – 17.
— Поэтому каждый участок природы – ценность невероятная. Я считаю, что общественные пространства надо создавать обязательно, но где-нибудь на пустырях или на новых городских территориях. А природные территории, которых в городе всего семь (причем три – это точечные объекты), надо развивать, – уверен омский эколог.
Также он заметил, что в Омске все события привязаны к центру города. Сергей КОСТАРЕВ рассказал, как проходит День рождения королевы в Амстердаме. В этот день в Нидерландах не ходит транспорт, жители гуляют не только на центральных площадях города, но и в каждом дворе, на каждой улице организованы фуд-корты, концерты.
— Я бы хотел, чтобы общественные пространства у нас тоже имели сетевой смысл, чтобы люди не ехали со старой Московки в центр города на Любинский проспект, – резюмировал идею Сергей КОСТАРЕВ.
Его поддержал и Иван ПРИТУЛЯК, заметив, что в городе действительно должна развиваться полицентричность: «Чтобы у каждого человека была возможность в шаговой доступности пойти с детьми потусить, спортом позаниматься». Также он поделился мечтой:
— Хочется, чтобы те вещи, которые сейчас в Омске проводятся по формированию общественных пространств, генплану, хотя бы процентов на 45 были исполнены. В генплане обозначены точки, где потенциально могут быть созданы общественные пространства. Хотелось бы, чтобы при проектировании бизнесом своих активностей эти точки учитывались и власти пользовались генпланом как руководством к действию, а не просто как справочной информацией.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 2 декабря 2020 года.