Все рубрики
В Омске воскресенье, 24 Октября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 70,8623    € 82,4979

Алексей ТОЛПЕГИН, директор ОМО им. П.И. Баранова: «Омский машиностроительный комплекс уникален по своему многообразию технологий и видам выпускаемой продукции»

6 февраля 2021 08:34
1
3787

В I квартале 2021 года для омских предприятий будет организована питч — сессия с участием представителей судостроительной корпорации АК-Барс (полный текст). 

В конце декабря в поселке Крутая Горка под Омском официально запущен стенд для проведения испытаний нового поколения двигателей ТВ7-117СТ. Они выводятся в серийное производство вместе с самолетами Ил-114-300. Новый Ил-114-300 способен перевозить до 68 пассажиров на расстояние до 1500 км. Он создается для региональных перевозок и оснащен двумя двигателями ТВ7-117СТ. Может находиться в воздухе до 9 часов. 16 декабря 2020 года на аэродроме в Жуковском (Московская область) этот самолет совершил успешный первый полет. Как  сообщает  ТАСС, планом поставок Ил-114-300 до 2030 года предусмотрено изготовление до 100 самолетов.

В связи с этим событием главный редактор газеты «Коммерческие Вести» Марат ИСАНГАЗИН взял интервью у директора филиала АО ОДК «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова» Алексея ТОЛПЕГИНА.

– Алексей Николаевич, при назначении директором ОМО имени Баранова говорилось, что вы, работая в "Салюте" в Москве, «имеете богатый опыт взаимодействия с омским филиалом». Что это был за опыт? В Омске до назначения бывали?

– На ПК «Салют» начал свою трудовую деятельность в 2002 году. В последние годы работы по линии производства занимался обеспечением и своевременной поставкой материальной части изделий, изготавливаемых в рамках кооперации между нашими предприятиями. Неоднократно посещал Омск по служебным заданиям, поэтому с филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» хорошо знаком.

– Расскажите о подразделении в Крутой Горке, чем оно занималось в последние годы и как возвращается к былой стендовой деятельности. И почему именно там устанавливается стенд, а не в Омске на территории самого ОМО имени Баранова?

– Крутогорский испытательный комплекс начал работу в 1962 году – он был построен для испытаний жидкостных ракетных двигателей, производство которых в тот период осваивало объединение имени П.И. Баранова. Когда через несколько лет производственные задачи завода поменялись, комплекс в Крутой Горке перепрофилировали под испытания авиационных двигателей. Были введены в эксплуатацию шесть испытательных стендов. Помимо испытаний появились также направления металлообработки, производства резинотехнических изделий (РТИ) и изделий из пластмасс. В настоящее время корпорацией принято решение о развитии в Крутой Горке компетенций РТИ, а также в части загрузки испытательного комплекса. В декабре 2020 года у нас было знаковое событие – завершение работ по аттестации стенда для испытаний двигателя ТВ7-117СТ и запуск его в эксплуатацию.

Стенд установлен в Крутой Горке, а не на основной площадке в Омске в связи с ограничениями по допустимому уровню шума: в городе рядом с заводом находятся жилые микрорайоны, а испытания двигателей – это всегда мощный гул, сильный шум. Крутая Горка изначально была создана для проведения данных испытаний вдали от города. С 1990-х годов завод выпускал и испытывал двигатели ТВ7-117 для Ил-114, стенд находился в Крутой Горке, поэтому, когда встал вопрос о возобновлении производства этого двигателя (уже в модернизированном виде), было принято решение испытывать его в Крутой Горке. Проведена масштабная модернизация стенда.

– ОМО имени Баранова с советских времен имело большую территорию. Как теперь дела с нею? Нужна ли сейчас такая? Не сокращаетесь ли территориально?

– В филиале идет процесс компактизации производства – подразделения предприятия сосредотачиваются на меньшей площадке, что позволяет повысить эффективность их взаимодействия друг с другом (в процессе изготовления детали и узлы проходят разные технологические операции в разных подразделениях, перемещаются между цехами и контролирующими службами), сократить временные потери. Неиспользуемые помещения выводятся из эксплуатации, что позволяет снизить расходы филиала на содержание зданий и сооружений.

Процесс компактизации еще не завершен. Вопросы использования освобождаемой территории, возможности ее отчуждения рассматриваются корпорацией совместно с администрацией Омска в рамках рабочей группы.

– Какую годовую выручку планируете?

– По результатам отработки за 2020 год предварительно плановый объем реализации выполнен на 100 % и составит чуть более 3 млрд рублей.

– Какой основной деятельностью занимается сегодня ОМО имени Баранова?

– У нас много различных тем, но основное направление – это производство и испытание изделий авиационной тематики (как двигателей полностью, так и деталей и узлов, которые в рамках кооперации поставляются на другие предприятия ОДК).

– Летом 2016 года, когда мы брали интервью с тогдашним директором предприятия, он говорил, что в Омске в 2017 году начнется окончательная сборка полноразмерного двигателя ТВ7-117СТ. Началась?

– Основная задача – проведение испытаний в Омске. Планы были скорректированы. В данный момент филиал выпускает большую номенклатуру деталей для двигателя ТВ7-117СТ, готовится проводить испытания. Вопрос о выполнении окончательной сборки находится в стадии принятия решения. Для создания замкнутого цикла изготовления, испытания и отгрузки двигателей основным, приоритетным направлением был запуск стенда в Крутой Горке. Задачи по запуску стенда выполнены, и вопрос по освоению окончательной сборки  в ближайшее время не потерял своей актуальности.

– Несколько лет назад производственную программу филиал выполнял за счет капремонтов авиадвигателей АЛ-21Ф и РД-33. Тогда ремонты давали порядка 80% объемов. В 2016 году соотношение уже было 50 на 50. А как сейчас?

– Корпорацией принято решение о выполнении ремонта данных двигателей в АРЗ (авиаремонтные заводы, в ОДК их четыре. – М.И.), за филиалом сохранена компетенция изготовления запчастей, необходимых для ремонта в точках эксплуатации изделий.  

– В свое время много писали об изготовлении в ОМО деталей двигателя АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130. Это действительно значимые для предприятия объемы?

– Сегодня филиал серийно выпускает ДСЕ (производство деталей и сборочных единиц – М.И.), в том числе ответственные детали для двигателя АИ-222-25. Филиал совместно с производственным комплексом «Салют» АО «ОДК» обеспечивают полное изготовление этого двигателя. Двигатель АИ-222-25 занимает 50 % в объеме производства.

– Какие еще детали для двигателей производите?

– Сейчас за филиалом закреплено 18 тем по разным видам изделий, начиная от авиационной, вертолетной тематики и заканчивая гражданской.

– На встрече с губернатором Омской области вы сказали, что в следующем году предполагается резкое увеличение объемов производства за счет, насколько я понял, роста импортозамещения? Что вы имели в виду?

– Прирост в объемах производства складывается по многим направлениям – это и увеличение номенклатуры, и развитие компетенций РТИ, и, как вы и сказали, за счет выполнения работ по программе импортозамещения в поставке ремонтно-групповых комплектов для нужд АРЗ.

– В 2019 году сообщалось об освоении деталей вертолетных двигателей. Это существенные объемы?

– Эти объемы занимают 10 % от плана производства.

– Делаете ли какие-нибудь детали для Sukhoi Superjet?

– В настоящее время не планируется.

– Есть ли спрос на двигатель ТВД-20?

– Компетенциями по выпуску турбовинтового двигателя ТВД-20 филиал «ОМО им. П.И. Баранова» обладает с 1990-х годов. Это очень надежный двигатель, модификации которого разработаны  для транспортного самолета малой авиации, для самолета в сельскохозяйственном варианте и для грузопассажирского. Всего было выпущено 30 двигателей. По причине прекращения производства самолетов Ан-3Т на ПО «Полет» и мы прекратили производство. Если говорить о характеристиках, то, как и во всех других областях авиации, наш двигатель выгоднее отличается, например, от американского аналога, который некоторые эксплуатанты устанавливают на самолет АН-2. При наличии господдержки гражданской авиации, развития внутрироссийских авиалиний наше предприятие, обладая потенциалом и опытом, готово принять участие в таком проекте и возобновить изготовление ТВД-20.

– В августе 2019 года губернатор приезжал в ОМО имени Баранова, был и ГРОМОВ из «Салюта». Речь шла о ряде заявленных в России проектах по малой авиации и о том, что завод мог бы поучаствовать в этих проектах? Удается ли продвигаться в этом направлении?

– В настоящее время загрузки филиала хватает, поэтому данный проект приостановлен.

– Год назад на встрече с молодежью Сергей БОГОЧАНОВ, возглавлявший тогда ОМО, заявил: «Сейчас закупается современное оборудование, а работать на нем некому. Приходит молодой специалист, который это умеет, но ему не обеспечивают должную загрузку, и он уходит». Какие вы видите проблемы с кадрами?

– В настоящее время ситуация изменилась. В связи с увеличением портфеля заказов работники филиала, в том числе молодые специалисты, имеют 100%-ю загрузку.

Кадровые вопросы есть – это в первую очередь отсутствие высококвалифицированных рабочих и специалистов на рынке труда в связи с оттоком (переездом) в другие регионы Российской Федерации, непопулярностью инженерных и рабочих специальностей в 90-е годы, в результате чего основной состав высококвалифицированных рабочих  и специалистов представляют лица предпенсионного и пенсионного возрастов. И только в последние годы восстанавливается утраченная ранее система наставничества и передачи ценнейшего опыта начинающим специалистам.

– Как сказывается коронавирус на деятельности предприятия?

– Принимаем все необходимые меры для предотвращения заболеваемости и   снижения численности заболевших. Но они все же есть, и поэтому в этот сложный для всех период многократно возрастает нагрузка на остальных работников. Отмечается снижение потока кандидатов на имеющиеся вакантные места.

– Вы сказали, что «Салют» собирается увеличивать в омском филиале линейку резинотехнических изделий. Что имеется в виду?

– В планах – изготовление РТИ для нужд всех предприятий, входящих в ОДК.

– Губернатор поблагодарил завод за готовность безвозмездно передать свой непрофильный актив на ул. Б. Хмельницкого (здание авиационного колледжа им. Жуковского) в собственность региона. Как продвигается с этим? Какие еще у вас есть непрофильные активы и что вы с ними собираетесь делать? Как с ДК им. Баранова?

– Мероприятия по безвозмездной передаче в собственность Омской области имущественного актива по ул. Б. Хмельницкого, д. 281а для дальнейшего его использования в образовательных целях БПОУ Омской области «Омавиат» будут возобновлены после внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск, необходимых для оформления земельного участка под зданием.

Направлены предложения о безвозмездной передаче в собственность Омской области и муниципального образования город Омск имущественных активов, имеющих высокую социальную значимость –  двух поликлиник по ул. 19-я Рабочая, в здании одной из которых в настоящее время осуществляет деятельность структурное подразделение БУЗОО «Детская городская поликлиника № 5», оказывающее первичную медико-санитарную помощь населению численностью 4 277 человек, а также объекта недвижимого имущества площадью 490,1 кв. м по ул. 7-я Линия.

Получено согласие администрации Омска на принятие в муниципальную собственность Дворца культуры «ОМПО им. П.И. Баранова», являющегося объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия  (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регионального значения.

– Лет 10 назад в связи с ОМО имени Баранова говорилось о перспективах производства генераторов на базе самолетных двигателей. Как с этим направлением?

– Все планы в части работ с газогенераторами воплощены в жизнь. В настоящее время на нашем предприятии организована работа по изготовлению, ремонту и техническому обслуживанию промышленных двигателей ГТД-20С, ГТУ-89СТ-20(12) и других модификаций спроектированных и изготовленных на базе легендарного боевого двигателя АЛ-21Ф-3. Спрос на наши газогенераторы был найден на компрессорных станциях нашего надежного партнера – ПАО «Газпром», планы работ с которым расписаны на много лет вперед.

– Несколько лет назад активно говорилось о том, что гражданская продукция в 20-х годах должна занять большую часть объема машиностроительных российских предприятий? Что-то в последнее время об этой концепции не слышно?

– В настоящее время объемы гражданской продукции занимают более 20% от объемов производства.

– Вы возглавили омское отделение Союза машиностроителей. Почему?

– Здесь все логично. Во-первых, ОДК (Объединенная Двигателестроительная Корпорация), в состав которой входит Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова, традиционно имеет очень сильные позиции в Союзе машиностроителей России. Во-вторых, на нашем предприятии трудится самое большое количество членов СоюзМаш, состоящих на учете в Омском региональном отделении. И я полагаю, их число будет расти. И в-третьих, мне интересна эта деятельность. Союз машиностроителей России – одна из крупнейших организаций в стране, объединяющая миллионы людей, занятых в промышленности, науке, образовании. На омских предприятиях трудятся десятки тысяч омичей. И это ведь не только производство, рабочие места. Это жизнь и развитие в целом города. Поэтому ряд предприятий заключил соглашения с администрацией города Омска о сотрудничестве и взаимодействии, участвует в городских проектах, многие руководители являются депутатами Законодательного собрания Омской области.

На мой взгляд, имеется много возможностей для значительного повышения активности Омского регионального отделения. И сейчас, планируя 2021 год, мы постараемся их использовать. Я вижу заинтересованную поддержку нашей деятельности со стороны Министерства промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области, лично участие министра Андрея ПОСАЖЕННИКОВА, руководителей многих омских предприятий и организаций.

Конечно, руководство общественной организацией – это дополнительная нагрузка на мой рабочий график. Но я ведь не один. В региональный совет входят опытные известные руководители, такие, как генеральный директор АО «Омский НИИ приборостроения» Владимир БЕРЕЗОВСКИЙ и президент Омского государственного технического университета Виктор ШАЛАЙ.

– Чем занимается Союз в Омске. Что удается делать совместными усилиями омских машиностроительных предприятий?

– Девиз Союза машиностроителей России – «Объединяем тех, кто создает будущее!».

Именно на предприятиях машиностроения воплощаются идеи ученых, конструкторов по созданию того, чего не было раньше. Осваиваются и внедряются новые технологии, создаются новые материалы, проводятся испытания узлов и изделий и в завершение напряженного труда рабочих и инженеров появляются новые двигатели, радиостанции, турбины, самолеты и вертолеты, ракеты и спутники, комбайны и автомобили, трактора и танки, станки и роботы, буровые установки и корабли, медицинские приборы, дорожная и строительная техника... Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Председателем Союза машиностроителей России избран генеральный директор ГК «Ростех» Сергей ЧЕМЕЗОВ, поэтому в Союзе представлены многие предприятия ОПК. Кроме них, в Союз входят вузы, предприятия машиностроения, выпускающие гражданскую продукцию. У Союза много уставных задач, все они направлены на содействие развитию машиностроения в России. Вся работа строится совместно с Ассоциацией «Лига содействия оборонным предприятиям» и организацией работодателей «Союз машиностроителей России».

Наверное, самое основное – это подготовка кадров. Поэтому Союз уделяет много внимания профориентационной работе со школьниками, работе с молодыми инженерами. Традиционно в апреле и октябре на предприятиях проводится всероссийская акция «Неделя без турникетов», в результате тысячи школьников посещают цеха и музеи предприятий.

На базе ОмГТУ совместно с департаментом образования администрации города Омска ежегодно проводим многопрофильную инженерную олимпиаду «Звезда». Здесь важна поддержка администрации города Омска, лично мэра Оксаны ФАДИНОЙ, в результате в городе появились баннеры с информацией об этом мероприятии.

Омские молодые инженеры активно участвуют в Международном молодежном промышленном форуме «Инженеры будущего», получают призовые места.

По нашей инициативе предприятия Омска участвуют в организации и проведении Дня донора. До 2017 года в программе поддержки корпоративного донорства принимали участие три предприятия (АО «ОНИИП», АО «ЦКБА» и ПО «Полет» – филиал АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»). В 2018 году к ним добавились ПАО «Сатурн» и ОмГТУ, в 2019-м – АО «Омсктрансмаш». В 2019 году более 1600 человек сдали кровь.

В сложном текущем году на АО «Омсктрансмаш» было организовано с соблюдением всех требований два мероприятия – в июне и сентябре, 542 человека сдали кровь. Эту важнейшую работу будем продолжать. В ноябре заключили соглашение с Центром крови на следующие три года.

Участвуем в организации и проведении профессиональных праздников – День российской науки, День радио, День химика, День изобретателя и рационализатора, День машиностроителя, День воздушного флота, День космонавтики и др.

– Лет 10 назад, помню, обсуждались вопросы кооперации омских предприятий: какую-то продукцию не заказывать за тысячу километров, а производить на соседнем предприятии. Обсуждались даже идеи, чтобы другим предприятиям использовать не загруженную тогда литейку ОМО имени Баранова, а не строить каждому на своей территории собственные литейки. Кстати, в марте 2018 года Дмитрий РОГОЗИН, будучи тогда в ранге вице-премьера приезжал в Омск на ПО «Полет» и заявил: "Для нас имеет большое значение, что предприятия, находящиеся в периметре разных государственных корпораций, могут и должны кооперироваться друг с другом, создавая на своей основе определенные центры компетенции, общие для всех. Не нужно делать натуральное хозяйство на каждом заводе, нужно создать единый технологический взгляд, основанный на региональном принципе". Возможно ли такое?

– Ярким примером может служить заключение контрактов жизненного цикла (КЖЦ) с государственными заказчиками (Минобороны России, Росатом и прочие). Данный контракт предусматривает сопровождение самолетов от их рождения до утилизации. Наше предприятие в данной цепочке кооперации выполняет изготовление деталей и узлов, ремонт, гарантийное и сервисное обслуживание авиадвигателей. Если раскрывать всю цепочку кооперантов, то в одном конкретном КЖЦ мы увидим и «Высокие технологии», и ОМКБ, и многих других представителей омской и не только промышленности. Этот пример может являться отражением слов Дмитрия Олеговича, хотя идея заключения и исполнения такого рода контрактов была применена немного раньше – в 2016-2017 гг.

– Какие планы на ближайшее будущее у омского Союза машиностроителей?

– Омский машиностроительный комплекс уникален по своему многообразию технологий и видам выпускаемой продукции, предприятия города Омска считаются одними из лучших в своих отраслях, причем немало изделий выпускается только в Омске.

Будем расширять представительство омских предприятий в экспертных группах, комитетах и комиссиях Союза. Недавно подписали Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Омским научным центром СО РАН. Уже сотрудничаем в ряде проектов по профориентации, готовим совместно с ним и ОмГТУ мероприятие по обсуждению перспектив развития машиностроительного комплекса в Омске. Ведется подготовка к подписанию соглашений с Омской торгово-промышленной палатой, департаментом образования администрации города Омска.

Будем дальше работать по повышению престижа рабочих и инженерных профессий. Окажем всемерную поддержку конкурсам «Молодые профессионалы» (WorldSkills), «Умник», а также конкурсам среди школьников «Электронное черчение», «Компьютерная графика и живопись», «Компьютерная грамотность», «Робофест». Окажем содействие в подписке на журнал «Юный техник».

Планируем организовать коллективную экспозицию омских предприятий на Российском промышленном форуме в Уфе в апреле 2021 года.

Примем участие в работе по кооперации и диверсификации предприятий. С этой целью в I квартале 2021 года для омских предприятий организуем питч — сессию с участием представителей судостроительной корпорации АК-Барс (Татарстан).

Среди организационных вопросов – создание молодежной секции регионального отделения, подбор и утверждение координаторов на предприятиях, актуализация сайта, налаживание взаимодействия со СМИ. На предприятиях происходит много интересных событий – осваиваются новые технологии, появляются новые специальности, внедряется уникальное оборудование, выпускаются узлы и целые изделия, совершаются трудовые достижения и подвиги. На мой взгляд, в СМИ эти события освещаются недостаточно. Поэтому порой бытует мнение, что промышленность в Омске умерла. Но это далеко не так. Продукция омских заводов известна далеко за пределами страны, служит безотказно на земле, под водой, в космосе. Город Омск – это город машиностроителей и большой химии.

Ранее интервью полностью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 декабря 2020 года. 



Комментарии через Фейсбук
Геннадий 1 сентября 2021 в 22:16:
За что выгнали Бучельникова?
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.