Премьерный спектакль «Скеллиг» решен в необычной технике комикса.
Новый спектакль «Арлекина» постановочная команда из Белоруссии создала по повести Дэвида АЛМОНДА (инсценировка Алены ИВАНЮШЕНКО). АЛМОНД – один из самых популярных детских писателей Великобритании, пишущий в жанре магического реализма.
Повесть «Скеллиг» рассказывает о подростке по имени Майкл. Переехав с отцом, матерью и маленькой больной сестренкой в новый, неуютный дом, он страдает от отсутствия внимания (ведь все заботы родителей отданы сестре и обустройству быта) и привычной компании друзей. Однажды, обследовав старый сарай, заваленный хламом, он находит там истощенного человека с крыльями.
Вот тут-то и начинаются вопросы и догадки. Ведь у всех людей есть лопатки на спине – зачем они, если оттуда не растут крылья? Говорят, когда-то они там были, когда люди были ангелами. Может быть, однажды мы превратимся в них снова.
Спектакль «Арлекина» – некая сказочная притча об эволюции. Это слово постоянно возникает на школьных уроках, в разговорах Майкла и его новой знакомой Мины. Скеллиг, довольно отвратительный на вид – возможно, плод воображения, возможно, просто больной бродяга, – приносит в их жизнь добро, заставляет задуматься не только об эволюции тела, но и об эволюции сознания и души. И, наверное, с необходимостью принимать какие-то решения, брать на себя ответственность за другого приходит взросление.
Режиссер Александр ЯНУШКЕВИЧ и художник Татьяна НЕРСИСЯН создали свой спектакль в технике комикса. Это совершенно новаторское решение для театра кукол. Все персонажи – плоские фигуры, изображенные в различных позах. Перемещение их актерами, изменение размера создают движение, смену «кадра». Иногда артисты переходят на живой план (например, в школьных сценах). Подобное сочетание происходит органично и помогает дополнительно избежать статичности и скуки.
Скеллиг – единственная кукла в привычном понимании. Немного неоправданным кажется только огромный размер. Ведь в повести АЛМОНДА Скеллиг не был гигантским, не был неземным, даже при некоторых его сверхспособностях. Это просто неизвестная эволюционная ступень человека. Конечно, при условии, что Майкл и Мина вообще не выдумали его.
Спектакль адресован детям с 12 лет и на этот раз полностью соответствует указанной возрастной категории. Думается, подростки узнают себя в его героях. Ведь поведенчески так точен Майкл у Виктора КАПУСТЯНА, за некоторой заторможенностью и кажущимся равнодушием которого – ранимость, смятение от столкновения с чем-то неизведанным. Удачной получилась чудачка Мина у Анны КУРОЧКИНОЙ – фантазерка, тонко чувствующая природу и всей душой сопротивляющаяся традиционным трактовкам ее законов. Узнаваемы и школьная компания (Кут – Алексей ГОРБУНОВ, Лики – Александр ГАЛАХОВ), и молодой учитель (Роман ШУНИКОВ). Яркий эпизод – жизнерадостная старушка в исполнении Марины ЗЕНИ. В принципе, нет претензий к исполнителям ролей родителей – Марине СОЛДАТОВОЙ и Дмитрию ВОЙДАКУ. Только удивительно, что ВОЙДАК назначен на роль, в которой ему негде проявить свой юмористический талант.
Сложнее всего Даниле ЧЕРНОВУ (Скеллиг), поскольку, похоже, он сам не определился, кто же его герой. Кстати, назвать ЧЕРНОВА единоличным исполнителем роли нельзя: в финале огромного Скеллига ему помогают поднимать и оживлять еще несколько актеров – участников спектакля. Сцена получается по-настоящему эпической.
В целом спектакль можно назвать удачным, а уж по техническому решению – точно единственным в своем роде. И после него ты, взрослый человек, которому бы только посмеяться над теорией происхождения людей от ангелов, вдруг начинаешь задумываться: почему нас так тянет в небо, отчего мы часто летаем во сне? Может быть, мы действительно когда-то умели делать это.
Фото © Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин»