Все рубрики
В Омске среда, 22 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 73,2067    € 85,8568

Только по Сбербанку получено за 2020 год 3,7 млн сообщений о фактах или попытках телефонного мошенничества. По сравнению с 2017-м количество таких звонков увеличилось в 30 раз

18 июля 2021 09:13
1
6147

В Омске мошенники чаще всего зарабатывают через «звонки от службы поддержки банка» и Интернет-продажи. 

На пресс-конференции в «МКР-Медиа» в конце июня эксперты подняли актуальную тему информационных мошенничеств и средств защиты от них. Как оказалось, за последние годы их число в Омской области увеличилось многократно. Только за пять месяцев 2021 года рост составил 20%.

Цифры УМВД

Как рассказал старший оперуполномоченный управления уголовного розыска управления МВД России по Омской области Андрей ПИЧУГИН, принимаемые его ведомством меры не спасли регион от увеличения количества дистанционных мошенничеств, особенно эта тенденция проявила себя в период пандемии:

– За пять месяцев 2021 года зарегистрировано уже почти 2,5 тыс. преступлений данной категории, что на 20% больше итога аналогичного периода прошлого года. Сумма причиненного ущерба составила 152 млн рублей.

По его словам, новых способов обманывать людей мошенники массово не применяют, зато старые они основательно доработали:

– Преступники используют все доступные методы, которые находят в сети Интернет. Они активно используют услугу подмены номеров, ip-телефонию, применяют различные цепочки вывода денежных средств, в том числе через биткоины. География таких преступлений обширна. Звонки могут идти из любого региона России, а также из стран ближнего зарубежья, в основном, конечно, это западные регионы.

Физлица не исключение

Андрей ПИЧУГИН рассказал, что пострадавшей от дистанционных мошенничеств стороной в Омском регионе выступают не только физические лица, но и юридические, – их доля, конечно, меньше:

– Это могут быть какие-то крупные закупки. Например, сеть аптек хотела в период пандемии приобрести крупную партию медицинских масок, которые стоили гораздо меньше, чем у конкурентов. Они сделали заказ в онлайн-магазине, оплатили, но ничего не получили. Оказалось, что это были мошенники. Также в период пандемии юридические лица становились жертвами такого мошенничества, когда им массово рассылались письма, якобы за подписью представителей Правительства Омской области с просьбой оказать спонсорскую помощь медицинским учреждениям. Конечно, большая часть получателей – около 95% – понимали, что это обман, или выходили на связь с правительством и проверяли информацию, но были и те, кто не проверяя направлял суммы и в 300 тыс. рублей. Для крупных предприятий это не большие деньги.

Г-н ПИЧУГИН добавил, что если раньше жертвами мошенников чаще становились пенсионеры, то теперь жертвы помолодели. Покупками на сайтах занимается в основном более молодое поколение, и там обманывают. В прошлом году количество таких виртуальных мошенничеств увеличилось в разы, особенно на популярных онлайн-площадках.

– Для онлайн покупок стоит завести отдельную банковскую карту, где будет нулевой остаток после покупки. Так можно обезопасить себя от фишинговых сайтов. Лучше покупать из рук в руки или на проверенных площадках, – посоветовал представитель Омского УМВД.

Данные банков

Управляющий омским отделением Сбербанка России Сергей КОНОВАЛОВ сообщил, что банк всячески содействует правоохранительным органам в поимке дистанционных мошенников, обманом вынуждающих граждан переводить денежные средства и брать кредиты, а также вдет свою статистику данных по фактам таких мошенничеств:

– Мы занимались исследованием, и по нашим данным, девять из десяти граждан России так или иначе сталкивались с телефонным мошенничеством. По нашим оценкам, за 2020 год в нашей стране было совершено более 15 млн мошеннических звонков. В отдельные дни их количество достигало 100 тыс. в день. Только по Сбербанку мы получили за прошедший год от клиентов 3,7 млн обращений с сообщениями о фактах или попытках мошенничества. По сравнению с 2017 годом количество таких звонков увеличилось более чем в 30 раз, даже по сравнению с 2019 годом их число удвоилось. Это позволяет нам говорить о том, что проблема носит характер национального бедствия.

Службы Сбербанка проводили исследования с целью выяснить, откуда звонят злоумышленники. В основном это оказались нелегальные call-центры из стран ближнего зарубежья.

– Можно также отметить, что количество криминальных call-центров, расположенных в местах лишения свободы, – раньше это тоже было проблемой, об этом много говорилось в СМИ, – сократилось кардинально: в десятки раз. Можно сказать, что УФСИН эту проблему внутри себя решил. Но, к сожалению, увеличилась активность call-центров из сопредельных государств. Однако есть и хорошие новости: за 2020 год мы во взаимодействии с МВД и другими правоохранительными органами ликвидировали восемь мошеннических call-центров и 57 преступных группировок, 202 их активных члена задержаны, возбуждено более 260 уголовных дел. Но пока люди попадаются на уловки этот вид деятельности будет процветать. По нашим данным, один call-центр может в день совершать до 7 тыс. звонков. Примерно половина таких звонков доходит до адресата, – добавил руководитель.

Лучший способ избежать мошенничества – просто не вступать в переговоры. Существуют мобильные приложения, блокирующие подозрительные звонки.

Проблема утечки

По словам Сергея КОНОВАЛОВА, деньги, находящиеся на счетах в банках, очень хорошо защищены и получить к ним доступ можно, только побудив граждан самостоятельно сделать перевод в пользу мошенников, что часто и происходит. Также есть практика оформления гражданами потребительских кредитов с последующей передачей денег злоумышленникам:

Наличие персональных данных у мошенников позволяет завоевать доверие. Причина же доступности таких сведений кроется в том, что в России, к сожалению, существует нелегальный рынок персональных данных граждан, где эти сведения можно достаточно свободно купить. Мы проводили анализ этой проблемы и выявили около 12 нелегальных онлайн площадок, где можно купить данные платежных систем, финансовых организаций, и порядка девяти площадок предлагали данные карт. В первую очередь это происходит за счет утечек у интернет-магазинов, служб доставок, которые владеют этими данными. Также нередко данные утекают и из государственных учреждений. Такие моменты мы засекали. Но в целом хочу отметить, что количество успешных для грабителя звонков из общего количества совершенных звонков – менее 1%, то есть граждане в основном уже научились правильно реагировать на эти звонки, но по этому 1% уже можно оценить, какие колоссальные могут быть потери.

Спикер уверен, что проблему подмены номеров звонящими мошенниками можно решить посредством блокировки этой возможности и использования специальных приложений для смартфонов.

Опасность в Интернете

По данным УМВД России по Омской области, в нашем регионе самым массовым видом дистанционного мошенничества являются звонки от «представителей банка». На втором месте – продажи различных товаров через интернет-магазины, в том числе через социальные сети. Причем ввести людей в заблуждение через мессенджер даже проще, чем прибегнув к подмене номера. По крайней мере, представитель банка заверил участников мероприятия, что входящему номеру 900 можно верить. А вот сообщениям с этого номера – не всегда:

– Звонки могут поступать не только через сотовую связь, но и через Интернет. Речь в первую очередь о так называемых мессенджерах, которые мы активно используем каждый день. В них я могу назвать себя, как угодно, – и «Сбербанк», и «900». Вы видите на экране это имя, и это тоже сразу располагает. И еще один момент – сейчас очень активно продвигается тема заработка в Интернете. Есть множество сайтов, в том числе сайтов-клонов, поддельных ресурсов, которые мы называем шифингами. Граждане несут туда все свои сбережения и это может длиться месяцами. Потом они берут кредиты, оформляют займы на родственников. И хотя этот способ не такой массовый, как звонки из банка, но ущерб от него огромный, – предостерег Андрей ПИЧУГИН.

Он еще раз проговорил, что логин и пароль от личного кабинета нельзя сообщать никому ни при каких обстоятельствах: ни диктовать «роботу», ни набирать в тоновом режиме – все это варианты схем для завладения чужими сбережениями. Его предупреждение дополнила старший преподаватель кафедры прикладной информатики и математики Омского государственного педагогического университета Виктория БАЗГАЛЬ:

– Профессионализм мошенников растет. В профилактических целях стоит производить смену пароля от личного кабинета в online-банке раз в два-три месяца, используя сложные комбинации из символов. Потому что основная ответственность за такие преступления все-таки всегда лежит на пострадавших.

Взгляд юриста

Перспективы защиты пострадавших от дистанционных мошенничеств оценила председатель исполнительного комитета регионального отделения ассоциации юристов России, руководитель юридической компании «Ф-групп» Елена БОГДАНОВА:

– В мою компанию обращаются жертвы дистанционных мошенничеств, и случаев достаточно много, но защитить их права юридически очень тяжело. Потому что они сами сообщают свои персональные данные, логин, пароль и так далее, сами берут кредиты, которые сейчас одобряют онлайн в течение нескольких минут. Да, люди делают это под влиянием мошенников, но все же это их личная воля. И потому особенно трудно взыскать ущерб в пользу потерпевших и найти, с кого его взыскивать, в гражданском судопроизводстве. Судебная практика в данном случае отрицательная. Основной путь – через правоохранительные органы, поэтому обязательно первым делом надо написать заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества. Если правоохранительные структуры найдут тех, кто вынудили вас взять кредит, перечислить деньги и так далее, и им будет вынесен приговор, то есть надежда вернуть деньги. Но пока нет приговора, обязанность выплачивать оформленный из-за мошенников кредит сохраняется.

Выступление юриста дополнил Андрей ПИЧУГИН:

– Мы раскрываем такие преступления, но это очень растянуто во времени, это непросто. В текущем году было раскрыто чуть меньше 30% преступлений из данной категории.

– Немного легче защитить интересы пострадавшего в случае совершения онлайн-покупки – как через сайты, так и через соцсети, – продолжила г-жа БОГДАНОВА. – Нередко при заключении таких сделок людям ничего не приходит, а продавец пропадет. Здесь в судебном порядке с помощью банка можно получить сведения о получателе денежных средств и взыскать с него эту сумму как неосновательное обогащение. Есть еще вариант, который сегодня уже затрагивали, – это биткоины. Связанных с ними мошенничеств у нас пока мало, но суммы ущерба от него исчисляются миллионами. Зачастую операции проходят на китайской бирже, соответственно, вступает международный элемент. Очень сложно в данном случае защищать права россиян, но возможности есть. Однако судебная практика здесь тоже неоднозначна. В СМИ много статей по этому поводу, потому что по стране пострадавших уже приличное количество.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 30 июня 2021 года.



Комментарии через Фейсбук
Марко поло 19 июля 2021 в 01:48:
Бред. Звонят сами сотрудники чаще всего
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

ООО «Экострой» уличили в привлечении маргиналов для легализации финансовых операций

Омский облсуд рассмотрел дела по странным искам «сотрудников» компании о взыскании долгов по их громадным зарплатам

21 сентября 12:40
0
458

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.